ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на тему: «ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ

ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

на тему:

«ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС»

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ:        

ЧИЖЕВСКАЯ                         

ЕЛЕНА                                 

АНАТОЛЬЕВНА                

КЛИН

26 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Оснащение сенсорной комнаты оборудованием, поставленным в рамках подпрограммы 2 «Доступная среда». Использование РППС сенсорной комнаты для работы с детьми с РАС

  1. Тактильная дорожка для хождения босиком «Гусеница» - ходьба по «кочкам-мешочкам» и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста.
  2. Лабиринт для игры вдвоем - представляет собой игру для двух детей: круглая деревянная доска с пазом в виде лабиринта, к которой прикреплено 4 шнура. Цель игры: дети берутся за шнуры (по шнуру в каждую руку) и балансируют доской таким образом, чтобы провести шарик по лабиринту. Игра ориентирована на развитие концентрации внимания, развивать координацию движений, учить работать в команде.

Устройство для развития вестибулярного аппарата и чувства равновесия - доска предназначена для развития концентрации и терпения, тренирует чувство равновесия. Цель игры – сохранять равновесие на доске и при этом не качаться слишком быстро влево и вправо и взад и вперед, чтобы шарик проследовал по пазу, но при этом не выходил из него.

  1. Светящийся шар, светящаяся звезда - предназначены для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта в комнатах психологической разгрузки и уголках релаксации, а также для декоративного светового оформления интерьеров.
  2. Мягкий сухой бассейн - помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
  3. Настольная панель для развития мелкой моторики и цветового и тактильного восприятия - используется в малоподвижных играх детей. Панель предназначена для возможности упражняться в различении и сопоставлении цветов, развивать мелкую моторику и стимулировать зрительную и тактильную активность (в виде «домино», 12 штук).

Тактильно – развивающая панель «Замочки» - панель предназначена для стимуляции тактильных ощущений, развития мелкой моторики и укрепления зрения. Благодаря своим размерам, форме, и различным игровым и тактильным элементам, могут использоваться как вместе на одной стене, так  и каждая по отдельности, что позволяет играть одновременно нескольким детям.

Модульный лабиринт  - большой настенный модуль с направляющей трубой , по которой скатываются шарики. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста может использоваться как «зрительный азимут» для наблюдения за движением шарика. Детям дошкольного возраста и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в различных возрастах предлагается для упражнений в координации движений и упражнений в перемещении шарика в отверстие. Цель занятий с модулем для прогона шаров ― научить ребенка следить за движущимся предметом, закрепить представления о пространственных характеристиках шара, развивать зрительно-двигательную координацию «взгляд ― рука».

  1. Управляемая панель для развития восприятия света и звука  - принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым — датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение.

Настенный модуль для развития мелкой моторики и цветового восприятия «Пруд» - лабиринт и движущиеся элементы (лягушки) панели "Пруд" предназначены для развития мелкой моторики.

  1. Коврик – гусеница - Представляет собой коврик-основание из искусственной кожи. Имеется возможность прикрепить к коврику-основанию борт, декорированный под гусеницу, превращая таким образом коврик в бассейн. Борт крепится на «липучку».

Кресло – мешок для сидения «Собака – обнимашка» - удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.  

Комплект мягких развивающих подушек

  1. Световой проектор (светодиодный) со встроенным ротатором - многофункциональный световой прибор, который в сочетании с колесами спецэффектов может служить как для зрительной стимуляции ("жидкое" колесо, которое создает неопределенный, меняющийся рисунок), так и для познавательных и развивающих игр. Для этого можно использовать твердые колеса с тематическими картинками - дети с удовольствием познакомиться с животными, обитателями морских глубин и далеких галактик.

        В современном мире в связи с популярным использованием гаджетов  дети начинают испытывать дефицит общения, в связи с чем пропадает умение общаться с окружающими. Одним из так их расстройств эмоционально-волевой сферы являются расстройства аутистического спектра, по – другому их называют РАС.

Дети с такими расстройствами отличаются снижением способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для них типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой. Таким детям сложно выразить собственные эмоции, понять эмоциональные состояния других людей; фрагментарность в восприятии и понимании происходящего, создает трудности в усвоении связи происходящих событий, а затем и в построении целостной картины мира.

Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными, стереотипными действиями. Такие дети плохо организовывают себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.

Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Стереотипные действия аутиста с игрушками  постепенно нужно переводить в стереотипные игровые навыки, например, пожалеть куклу, покачать куклу, покормить, полечить и т.д.

В работе с такими детьми должна решаться основная задача всех занятий - развитие коммуникации и коммуникативной функции речи. Эти занятия должны быть четко структурированы и спланированы так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями, где сам ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют ребёнка. Другими словами, чередование внешних раздражителей по новизне и силе воздействия. Поэтому развивающее пространство является основным фактором в развитии детей с РАС. Эту задачу может решить работа в сенсорной комнате со специальным оборудованием для данной категории  детей. Хочу познакомить вас с таким оборудованием.

  1. Модульный строительный набор  «Веселый паровозик» - каждый из модульных наборов интересен тем, что игры и занятия с ним развивают сенсорно-перцептивные, координационные способности детей. Играя с модулями, конструируя из них, ребенок становится архитектором и строителем, а создав конструкцию из модулей берет на себя роль по сюжету той игры, которую он задумал.
  2.  Дидактическая игрушка «Черепаха»- главная цель игры с «Черепахой» - это развитие мелкой моторики рук ребенка. Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.
  3. Модульный набор конструктор «Пазлы» - яркие цвета модулей привлекают детей, формируются первые навыки внимания, сосредоточенности на определенном предмете. Данный комплект имеет определенную направленность и развивает детей физически и умственно. Даже если игровой комплект представляет собой головоломку, которую нужно собрать, ребенок будет двигаться, переставляя модули – части головоломки, и у него будут работать все группы мышц.
  4. Жилет Совы –  ношение подобного приспособления понижает тревожность и улучшает концентрацию внимания. Для ребенка также очень полезно носить утяжеляющий жилет при занятиях ходьбой. Движения ног становятся мягче и плавнее, спина выпрямляется, а сами дети начинают лучше контролировать напряжение в мышцах.
  5. Плед Совы - завернувшись в утяжеленный Плед Совы, вы сможете расслабиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным не только ночью, но и днем – на работе, в школе или детском саду.
  6. Шарф Совы - шарф помогает мозгу разобраться с тем, что происходит с телом. Они увеличивают поток информации от чувствительных рецепторов тела и утоляют «сенсорный голод». Благодаря этому: обычный ребёнок становится более сконцентрированным, гиперактивный ребенок успокаивается, страдающий тревожным расстройством приходит в себя, аутист начинает проявлять интерес к происходящему вокруг.
  7. Яйцо Совы - оно развивает одновременно 3 важные для полноценного развития ребёнка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержание равновесия, тактильную — управляет кожной чувствительностью и проприоцептивную — регулирует ощущение собственного тела в пространстве. Благодаря специальным ручкам, за которые можно подвешивать Яйцо с «птенцом» внутри, оно превращается в неисчерпаемый источник разнообразных удовольствий. В Яйце можно кататься как на качелях. Дремать как в гамаке. Испытывать себя на центрифуге как перед полётом в космос. Устраивать весёлые командные забеги «в мешке», держась за удобные ручки. Папа и вовсе может подкачать мышцы — как на силовом тренажёре.

ИТОГ: Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей, влияет на воспитательный процесс, способствует включению в социальную жизнь, позволяет этим детям стать более успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих те...

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОНР

Использование развивающих игрушек, дидактического материала, игрового оборудования сенсорной комнаты для преодоления нарушений у детей с ОНР в психических и поведенческих процессах....

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего...

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Использование средств сенсорной комнаты в работе с детьми логопатами

Сенсорная комната – это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....