Этапы формирования восприятия, пространственно-временных представлений, развития мелкой моторики и графомоторных навыков
рабочая программа по коррекционной педагогике

Якунина Анна Алексеевна

Усвоение знаний должно проходить поэтапно, от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия, формирование пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики и графомоторных навыков являются основой для успешного овладения навыками чтения и письма, формирования сукцессивных функций у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы формирования восприятия,

пространственно-временных представлений,

развития мелкой моторики и графомоторных навыков

составитель:

логопед - дефектолог

Якунина А.А.

Первоочередным направлением в работе учителя - дефектолога можно считать диагностику уровня развития детей. На основе проведенной психолого-педагогической диагностики выделяются приоритетные направления коррекционной работы (одно или несколько), по которым проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия.

Целью коррекционно-развивающих занятий является создание положительной мотивации к обучению, восполнение дефицита общих знаний, развитие всех компонентов речи,  формирование некоего «базиса», на котором можно будет в дальнейшем построить систему знаний и представлений об окружающем.

По всем направлениям коррекционной работы разработано перспективное планирование, которое основывается на учете возраста детей.  Исходя, из собственного опыта, следует отметить, что учет только возрастных показателей является не оптимальным для построения коррекционно-развивающей работы. Поскольку зачастую старшие дошкольники и младшие школьники не имеют знаний, умений, навыков, которыми владеют дети младшего и среднего дошкольного возраста. Изучив литературу, опыт коллег, считаю, что основным критерием перспективного планирования является не возрастной показатель, а уровень сформированности той или иной психической функции. Поскольку все психические процессы формируются постепенно, я выделила несколько этапов формирования знаний и представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста по следующим направлениям:

  • Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер, целостность восприятия);
  • Формирование пространственных представлений;
  • Формирование временных представлений;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Формирование графических навыков.

Таким образом, независимо от возраста ребенка, усвоение знаний должно проходить поэтапно, от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия, формирование пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики и графомоторных навыков являются основой для успешного овладения навыками чтения и письма, формирования сукцессивных функций у детей.

Сукцессивных функции - операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности. 

Сукцессивные функции можно рассматривать как синтез нескольких высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, составляющих функциональный базис для развития письменной речи, навыков чтения и письма.

Развитие восприятия у дошкольников.

(цвет, форма, размер, целостность восприятия).

цвет

форма

размер

умения и навыки

целостность восприятия

1 этап

-учить различать и правильно называть цвета: красный, желтый зеленый,синий, черный, белый.

-учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

-учить узнавать и правильно называть геометрические тела: брус, куб, цилиндр, конус;

-учить указывать размер предметов:

большой-маленький, большой-больше-самый большой,маленький-меньше- самый маленький, больше чем-меньше чем, одинаковые.

-развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называя эти предметы круглыми, квадратными, треугольными, прямоугольными, овальными;

-учить обводить контур геометрических фигур и биологических предметов;

-учить сравнивать несколько предметов(2-4) разного размера;

-учить приемам сопоставления двух предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладывания друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера;

- учить составлять ряды геометрических фигур одинаковой формы,одного размера, одинакового цвета;

- учить подбирать геометрические фигуры,разные по цвету и размеру.

- учить складывать картинки, разрезанные на две части в поперечном или продольном направлении, с опорой на образец, либо по подражанию.

2 этап

- научить различать и правильно называть цвета:оранжевый, фиолетовый, коричневый;

- учить различать смешиваемые цвета: красный-желтый-оранжевый, красный-синий-фиолетовый.

-научить узнавать и правильно называть геометрические фигуры: ромб, четырехугольник;

-учить узнавать и правильно называть геометрические тела: кольцо, шар.

- учить указывать размер предметов: крупный, средний, мелкий; длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, равные по длине, высоте, ширине

- развивать умение обследовать конкретные предметы, соотносить их с геометрическими эталонами, определяя простую форму предметов;

- развивать умение сравнивать от трех до четырех предметов разной длины, ширины, высоты, распределяя их в порядке возрастания, убывания, ориентируясь на образец упорядоченного ряда;

- учить распределять предметы (предметные картинки) на группы по цвету, форме, размеру.

-учить складывать картинки, разрезанные на 3 части в продольном и поперечном направлении, на 4 части под прямым углом, либо по диагоналям, с опорой на образец, по подражанию.

цвет

форма

размер

умения и навыки

целостность восприятия

3 этап

- закрепление ранее изученного материала

- закрепление ранее изученного материала

- указывать размер предметов: большой-маленький, одинаковые по размеру; длинный-короткий, одинаковые по длине; высокий-низкий, одинаковые по высоте; широкий-узкий, одинаковые по ширине; толстый-тонкий, одинаковые по толщине;

- формировать понятие «признаки предмета»;

-соотносить «одинаковые» - «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов;

- учить разным способам сравнения (наложение, приложение);

- сравнивать предметы, отличающиеся одним или несколькими признаками;

- составлять группы из предметов с заданными свойствами.

- учить складывать картинки, разрезанные на 5 и более частей, как одинаковых, так и различных по конфигурации, с опорой на образец, либо по подражанию

Формирование пространственно-временных представлений

у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

 № этапа

описание этапа

подэтап А

подэтап Б

подэтап В

Формирование собственно пространственных представлений

1 этап

 На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» его в пространства (его вертикальной оси).

Начинается работа перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:

- выше всего...; ниже всего...; выше,чем...; ниже, чем...;

-в сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между: что находится над...? что находится под...? что находится между...? 

В аналогичном ключе(подэтап А) анализируется положение других частей тела:

-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);

-туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот);

-ног (стопа, голень, колено, бедро).

 Сначала работа проводится перед зеркалом, затем через этап движения, прощупывания (на уровне тактильных и проприоцептивных ощущений), а затем с закрытыми глазами.

 Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси.

 Через представления выше, чем..., ниже, чем..., предлоги над, под, между анализируется взаиморасположение объектов, напоминается различие между выше и над, ниже и под.

2 этап

 Работа по формированию представлений о собственном теле (продолжение работы над схемой тела), объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси) — вначале только по формированию пространства - «впереди».

 При активном участии детей анализируется, что «нельзя» описать словами  выше, ниже, над, под расположение некоторых частей тела.

 После этого возможен переход к объектам во вне и введение представлений: ближе к..., дальше от.... В дальнейшей работе на подэтапе 2А анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела).Далее производится сопоставление вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий  выше, ниже на горизонтальную плоскость, т.е. «рабочую» плоскость стола.

 По аналогии с переходом от понятий выше, ниже к понятиям над, под отрабатываются (вначале на уровне тела — в первую очередь рук, и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги перед и за.

 Заключается в переходе анализа от горизонтального пространства «впереди» к «боковому» горизонтальному положению:

-собственное тело (руки, ноги);

-внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости сбоку (на данном этапе еще не важно слева или справа), но анализируемые с позиции близости : ближе, чем..., дальше, чем...

 № этапа

описание этапа

подэтап А

подэтап Б

подэтап В

3 этап

Дальнейшее совершенствование схемы тела с упором на правую-левую  ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, т.е. его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственному телу.

Работа начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.

Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси право-лево.

На этом этапе используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног. В первую очередь, работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно с ведущей ногой):

- в отношении правой руки (ноги) — то, что дальше, то правее;

- в отношении левой руки

(ноги) — то , что дальше, то левее.

Формирование пространственных представлений заключается в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой — левой» ориентировки.

Отрабатываются представления: слева от..., справа от...; левее, чем..., правее, чем.... Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям: выше, ниже, над, под, перед, за, дальше, ближе, чередуя эти пространственные представления (и их вербальные обозначения) с осваиваемыми в данный момент.

Формирование квазипространственных представлений

 № этапа

описание этапа

подэтап А

подэтап Б

подэтап В

4 этап

Этот этап посвящен формированию, в первую очередь, числовых, временных и через них иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. На этом этапе

 формируется общность представлений о количественных, пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.

Чрезвычайно важной является возможность закрепления (или овладения) числовым рядом через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направлении (слева-направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается яблоко, вторым — груша. третьим — банан и так до десяти изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано до какого-либо из изображений и, соответственно, после него.

По аналогии и одновременно с этим анализируется число перед каким-либо (предшествующее число) и число после какого-либо или за каким-либо (последующее число). Каждому из нарисованных изображений присваивается номер, соответствующий порядку изображения. При этом акцент делается на том, что, определяя число «за каким-либо», мы движемся по ходу вектора (стрелки) , а определяя число «перед каким-либо» - против него.

Точно также проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким либо (до него)» находится слева от него в числовом ряду, а число «после него (за ним)» - справа от него в числовом ряду.

Целесообразно начинать с анализа частей суток на основе временного распорядка дня ребенка. Предварительно дается схема суток с опорой на вектор движения времени. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее. После этого схематичным образом описывается распорядок дня, дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия раньше (до), позже (после) на конкретном материале распорядка дня.  

После чего на аналогичной схеме прописываются последовательности:

- времен года (какое время года было до (перед), какое - после (за), какое — между);

- дней недели (аналогично);

- месяцев в году (аналогично).

Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации: после какого времени года наступает...; перед каким временем суток бывает.... и т.п.

5 этап

На этом этапе формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления что было раньше..., что позже..., что до..., что после..., т.е. что произошло вначале, что потом. В последнюю очередь, после сформированного анализа по этим позициям, отрабатывается узнавание времени на всем циферблате.

6 этап

Формирование сравнительных степеней прилагательных. На этом этапе прорабатывается пространство качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных понятий, таких как: длинный-короткий, высокий-низкий,широкий-узкий, толстый-тонкий(например: высокий, ниже, еще ниже, низкий) Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах понятий: добрый-злой, хороший-плохой и т.д.  через все пространство заданного качества.

7 этап

Является завершающей частью и представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование и формирование ребенком сложных речевых конструкций. Предполагается работа с инвертированными или пассивными речевыми конструкциями. Далее в зависимости от возраста ребенка и задач, поставленных педагогом возможно продолжение работы с языковыми конструкциями уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок, как совместно (т.е. каждый ребенок добавляет одно предложение с использованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так и самостоятельно.

Развитие мелкой моторики рук,

 формирование базовых графических навыков.

№ этапа

Мелкая моторика

Графические навыки

1 этап

- обучение плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук;

-формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук;

-активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрослого, смена скорости движений рук;

- тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение детей соотносящим действиям обеих рук, выделению и называнию отдельно каждого пальца;

- формирование захвата щепотью мелких предметов;

- обучение простым приемам работы со шнурком;

- обучение простым приемам самомассажа подушечек пальцев.

- обучение проведению прямых и непрерывных линий(горизонтальных и вертикальных) в заданном направлении: сначала пальцем, затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, веревке, линии на листе бумаги).

2 этап

-продолжение обучению детей выделению каждого пальца на руке и называнию его. проведение пальчиковых игр с речевым сопровождением (стихами, потешками, скороговорками);

- обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук;

- стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом;

- обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок (палочку);

- совершенствование навыка работы со шнурком.

- обучение проведению различных линий-дорожек (прямых, ломаных, волнистых);

- обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, пунктирной линией;

-обучение проведению различных линий в заданном направлении в ограниченном пространстве;

-обучение предметному рисунку, прорисовывание деталей;

№ этапа

Мелкая моторика

Графические навыки

3 этап

- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке, выполнение согласованных действий пальцами обеих рук;

- формирование согласованных действий руками, чередование позиций рук;

- обучение элементам самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию;

- учить нанизывать бусы, пуговицы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;

- обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, молнии и т.д.

- учить проводить различные линии по образцу: непрерывную линию, между двумя волнистыми (ломаными) линиями, повторяя изгибы;

- обведение по контуру различных предметов, используя трафареты, художественные рамки Монтессори, линейки, лекала;

- изображение предметов, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу;

- учить воспроизводить из заданных форм целостные предметы;

- обучение штриховке в направлении сверху-вниз, слева-направо, ориентируясь на стрелку. Выполнение наклонной штриховки;

- знакомство с крупной клеткой, рисование простых «заборчиков»;

- обведение предметов и рисунков по точкам;

- обведение предметов и рисунков через кальку.

4 этап

- развитие силы, точности движений рук, ладоней, гибкости суставов пальцев;

- обучение согласованным действиям обеих рук, чередованию позиций ладоней рук;

- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;

-обучение шнурованию по образцу, схеме, рисунку;

-шнурование с пришнуровыванием одновременно двух предметов с обеих сторон, шнурование сложных узоров и предметов цветными шнурками

- копирование точек, изображение узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур, рисование геометрических фигур по речевой инструкции;

-проведение различных линий, штриховка по указательной стрелке;

- срисовывание, копирование и закрашивание контуров простых предметов;

- совершенствование предметного рисунка, прорисовывание большого количества деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков...

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье говорится о развитии мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста...

Особенности развития и специфика исследования мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Доклад выступления на педагогическом совете: "Особености развития и специфика исследования мелкой моторики и грфомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ"...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Развивайка»

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Развивайка»...

Методическая разработка "Развитие ручной моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста в домашних условиях" Сигачева Д.О.

В методической разработке учителя-логопеда Сигачевой Д.О. представленны возрастные  особенности развития графомоторных навыков,  основные направления в работе над улучшением крупной и м...

Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...