Моя статья о работе психолого - педагогической службы в ДО :"Сопровождая, помогаем".Опубликовано в школьной газете "Юнита". Спецвыпуск. май 2018 год.
статья по коррекционной педагогике

Семьянских Мария Юрьевна

Статья рассказывает оработе ППС на дошкольной ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О работе ППС в ДО.125.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Сопровождая, помогаем».

        Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития многих психических процессов ребенка.По определению Л.С. Выготского – выдающегося русского психолога, дефектолога, профессора - сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности копределенного рода воздействиям.  В эти периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе    развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться  нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития.

        Таким образом, сенситивный период совпадает с оптимальными сроками обучения!

        Поэтому очень важно,  как только ребенок  поступил в дошкольное учреждение,  создать для него единое образовательное, коррекционно – развивающее пространство, в котором все его участникивзаимодействуют друг с другом, исходя из потребностей этого ребенка, на его благо и развитие.        

        В тесной взаимосвязи с воспитателями, родителями, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем на дошкольной ступени общеобразовательного учреждения работают специалисты психолого – педагогической службы.

        Переступая порог дошкольного учреждения, ребенок попадает в «особый мир» детства, где ему необходимо  будет научиться общению со сверстниками и педагогами, познать много нового, продолжить своё формирование, как личность.

        Первым специалистом, чья деятельность направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучияв процессе воспитания и обучения в учреждении является педагог - психолог. Для предупреждения возникновения явлений дезадаптации воспитанников им разрабатываются конкретные рекомендации педагогам, родителям  по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

        Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода их пребывания  в детском саду; определение индивидуальных особенностей и склонностей их личности, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации,определение степени отклонений в развитии (умственных, физических, эмоциональных), а также различного вида нарушений социальногоразвития и проведение ихпсихолого-педагогической коррекции – важнейшие направления его деятельности.

        В целях психологического просвещения, педагог - психолог формирует у воспитанников и их родителей, руководителяобразовательного учреждения, всех членов образовательного процесса, потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития, чтосоздает условия для полноценного личностного развития  воспитанников на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

        Посредством психологического консультирования оказывается помощь родителям детей, педагогам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития воспитания и обучения.         

        В процессе психологической коррекции, педагог- психолог оказывает активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности логопеда, дефектолога и других специалистов.

        По данным ежегодной исходящей логопедической диагностики, 98% воспитанников детского сада имеют различные нарушения речи. Ни для кого не секрет, что умением или неумением «хорошо рассказывать», то есть правильно и логично строить свою связную речь, во многом определяется и дальнейшая школьная успеваемость ребенка. Нередко ребенок, много времени потративший на подготовку к уроку, получает низкую оценку потому, что «не умеет связать двух слов».

        Скорректировать дефекты речевой деятельности, обогатить словарь, сформировать грамматический строй русской речи, развить артикуляционный аппарат и сформировать правильное звукопроизношение, сделать речь красивой и связной,

научить слышать звуки в слове,совершенствуя фонематические представления и навыки звукового анализа и синтеза и тем самым  подготовить к обучению грамоте, помогает воспитанникам учитель – логопед.

        Не менее важным направлением в работе учителя – логопеда является развитие мелкой моторики детей и психологической базы речи: речевого внимания, мышления и вербальной памяти.

        В целях консультирования и просвещения родителей воспитанников, педагогов учреждения по актуальным вопросам логопедии, культуры речи учителем логопедом проводятся консультации и ежемесячные  выступления в рамках «Родительского клуба».

        E:\овз.png

        Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дает государственные гарантии создания  необходимых условий для получения качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья.        Работа с детьми с ОВЗ – является приоритетным направлением в работе специалистов психолого – педагогической службы.

        В нашей Школе № 1987 получают образование в дошкольном и школьном отделении 50 детей с ОВЗ. Основной процент обучающихся ОВЗ в нашей школе составляют дети с нарушением речи и нарушением зрения, хотя обучаются и другие дети с  особенностями развития – это дети с задержкой психического развития, дети с синдромом Дауна, дети с нарушениями развития аутистического спектра.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные  психолого – медико – педагогической комиссией, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Поэтому, прежде всего, при поступлении детей в дошкольное учреждение педагоги  и специалисты ППК  должны выявлять детей с особенностями в развитии, наблюдать за ними и диагностировать их.

Обеспечит своевременную специализированную помощь детям, нуждающимся в коррекции – учитель – дефектолог: сенсорное и сенсомоторное развитие;формирование пространственно-временных отношений;умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);нормализация ведущей деятельности возраста;формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, готовность к восприятию учебного материала;формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков – основные направления деятельности этого педагога.

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья  нашей школы созданы такие специальные условия, как: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальные  учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

        На основании рекомендаций ЦПМПК специалисты ППК образовательной организации разрабатывают адаптированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут, который является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка  с ограниченными возможностями здоровья  с учетом его реальных возможностей, специфики развития и особых индивидуальных потребностей.

        После разработки  адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута, педагоги и специалисты образовательной организации осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

При переходе детей с ОВЗ в первый класс, психолого – педагогическое сопровождение продолжается специалистами ППС школы, в соответствии с заключением ЦПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Психолого-педагогическая служба в помощь воспитателю: Методический материал по ПДД

Материал представляет собой подборку литературных произведений для ознакомления детей с правилами дорожного движения....

Семинар "Психолого-педагогическая служба в ДО"

Семинар для педагогов-психологов детских садов...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ...

Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»

Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений....