«Сопровождение детей с ОВЗ как система деятельности всех специалистов детского сада»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Липина Татьяна Павловна

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов – психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenienarmo.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Сообщение для педагогов на районном методическом объединении для заместителей заведующих и старших воспитателей на тему:

«Сопровождение детей с ОВЗ как система деятельности всех специалистов детского сада».

Подготовила: Т.П.Липина

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

2019 год

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать значит проходить с кем – либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Цель психолого - педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

К задачам психолого-педагогического сопровождения можно отнести следующие:

• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);

• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Актуальность данной проблемы велика.

         Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

          В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов – психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.

       Успешное преодоление различных психических отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Особенно это актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная развивающая – предметная среда. Обеспечивается бережное отношение к здоровью и развитию личности ребенка, создание комфортных условий пребывания в детском саду.

Работа по сопровождению детей с ОВЗ требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии.

         Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

         В нашем дошкольном учреждении 2 группы компенсирующей направленности. Одна группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет), ода группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (5-7 лет). Всего 27 детей из них 2 ребенка инвалида (у одного заболевание органов слуха, у другого обмена веществ).  

          В группе  для детей с ФФНР не требуется особой углубленной работы всех специалистов.  В данной группе  воспитанники не имеют тяжелых отклонений в психическом и речевом развитии, что позволяет   выстраивать образовательное пространство  в рамках   адаптированной основной образовательной программа дошкольного образования по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей,  разработанной с учетом Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  В группе для детей с ТНР (ОНР) реализуется адаптированная  основная образовательная программа дошкольного образования  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), разработанная с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищевой. Конкретно мы будем вести разговор о детях с ТНР (ОНР).

Для коррекции развития детей с  тяжелыми нарушениями речи ОВЗ в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники: они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учителя-логопеды: проводят диагностический мониторинг, занимаются коррекцией и развитием речи, разрабатывают рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.

Инструкторы по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатели: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, педагога - психолога, медицинского работника (организация режима).

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные образовательные маршруты, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные образовательные маршруты комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация взаимодействия специалистов с родителями,  чьи дети имеют  Ограниченные Возможности Здоровья  предполагает: разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

У каждого специалиста разработаны свои планы, ориентированные на взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, а также у каждого специалиста есть своя страничка на сайте дошкольного учреждения, на которой они выкладывают рекомендации, педагогические советы.

Педагоги ДОУ постоянно повышают уровень сотрудничества  детского сада и семьи за счет внедрения новых форм взаимодействия с родителями

на основе использования компьютерных технологий. Это создание закрытых групп на различных мессенджерах  Вайбер, Ватсап, «ВКонтакте», использование фоторамки.

Я немного расскажу о психолого-медико-педагогическом консилиуме и о том, как проходит он в нашем детском саду:

• ПМПк

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 27.03.2000 № 27/901-6

Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой.

• на основании Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012  Ст. 55 п. 3

• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк. Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу администрации образовательного учреждения).

При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Личном деле  или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.

Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами является скрининговая диагностика.

Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения.

Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.

• Второй этап консилиумной деятельности - коллегиальное обсуждение полученных результатов. На котором решаются вопросы развития детей с ОВЗ определяются направления работы по дальнейшей коррекции и реализации ИОМ.

• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.

• Индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ.

• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуального образовательного маршрута.

• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.

В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

Эта система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ их развития в условиях дошкольного учреждения представлена: индивидуальным маршрутом развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единством диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможностью наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Основные взаимодействия специалистов: 

участие в работе ПМПк;

согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей;

семинары и консультации (по плану);

подготовка сообщений к педагогическим советам;

согласование психолого-педагогических характеристик воспитанников.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями. Оказывает совместное коррекционно-развивающее воздействие по формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО.

Музыкальный руководитель осуществляет коррекцию речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, автоматизации звуков в результате запоминания большого количества речевого материала, дифференциации поставленных звуков, развитию эмоциональной сферы ребенка.
Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем осуществляют подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Инструктор по Физической культуре широко использует ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».

Развивающая предметно-пространственная среда в группах, а особенно для детей с ОВЗ является одним из основных условий развития ребенка.     Деятельность педагогов по созданию РППС наиболее актуальна в группе с ТНР (ОНР), когда дошкольники не могут самостоятельно организовывать свою деятельность, имеют слабые навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, не проявляют инициативы и творчества в использовании материалов и пособий окружающей обстановки. Индивидуально – дифференцированный подход на основе использования в организации РППС игровой и познавательной мотивации — поможет развитию личности ребенка, может стать источником индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечит разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную и т.п.), и ляжет в основу его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. В нашем дошкольном учреждении этому уделяется особое внимание. В 2017 году педагог коррекционной группы для детей с ТНР (ОНР) защищала свой опыт работы на РМС по теме «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Цель: Использование игровой и познавательной мотивации при организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для осуществления индивидуально дифференцированного подхода в самостоятельной деятельности дошкольников.

Хотелось бы отметить, что создается и пополняется РППС всеми специалистами ДОУ.

Заключение

          Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

          Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, устранение имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста

Взаимодействие специалистов детского сада по медико –  психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности семьи и детского сада».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в...

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...

Сопровождение детей с ОВЗ как система взаимодействия всех специалистов детского сада

В статье представлен опыт работы и система сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную...