Сценарий викторины - досуга для детей старшего возраста"Зимняя гостиная".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Семьянских Мария Юрьевна

Данный сценарий можно использовать, как итоговое мероприятие по лексической теме "Зима". Для специалистов, воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект сценария.

Викторина - досуг для детей подготовительного и старшего возраста ДО ШКОЛЫ: «Зимняя гостиная».

Примечание:

        Проводят мероприятие специалисты психолого - педагогической службы, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре ДО, но возможен и другой состав педагогов, воспитателей.

Цель:

        Закрепить представление детей о зиме, зимних праздниках, зимних развлечениях, народных традициях.

Задачи:

- Обогащать словарь детей.

- Развивать связную речь детей.

- Развивать творческие способности: умение слушать и двигаться под музыку, танец, пение, интонационную выразительность речи, дикцию.

- Продолжать знакомить детей со стихотворениями отечественных поэтов.

- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Предварительная работа: педагоги подбирают речевой материал( стихи, пословицы, загадки, материал для инсценировок, музыку, делают презентации);  необходимо разучить с детьми стихи, реплики персонажей инсценировок, подготовить костюмы героев, разучить танец.

Оборудование: компьютер, экран, зеркальный шар, 3 маленьких стола, три комплекта картинок зимующих птиц, 3 комплекта цифр от 1 до 7,  костюмы дворника, русской бабушки, снежинок, атрибуты зимней одежды для детей   ( шапочки, перчатки, шарфы).

Ход викторины - досуга:

1.На экране в музыкальном зале Презентация с музыкой №1 «Зима».

        Дети с воспитателями входят в музыкальный зал, рассаживаются на стульчики.

2. В зал выходят дети старшей и подготовительных групп, ведущий (учитель - логопед 1) и педагог (учитель – дефектолог).

        Ведущий: «Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые взрослые, сегодня нас в гости пригласила зима».

        Педагог читает стихотворение А.С. Пушкина «Идет волшебница зима».

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки - зимы.

        Дети подготовительной группы читают стихотворение Я. Акима «Первый снег».

Ребенок:

Утром кот

Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,

Ребенок:
Он белеет

Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

        Ребенок  читает стихотворениеА. Прокофьева «Зимушка-зима».

Ребенок:

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

Ведущий(учитель - логопед 1)читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

        

3.Ведущий: «Наша встреча с зимой продолжается,и сейчас девочки исполнят «Танго снежинок».

4.Музыкальный руководитель включает «Танго снежинок», танец исполняютдевочки подготовительной группы.

5.Педагог (учитель - логопед 2):

        Зима у русских поэтов, музыкантов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

– Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» – восхищённо воскликнет другой.

        А на самом деле она и студёная - и с оттепелью; с метелями и с капелью; снежная  и с солнцем. Русский народ сочинил множество пословиц и поговорок о зиме, о явлениях природы, которые происходят зимой.

И сейчас объявляется конкурс «Объясни пословицу».

         Я вам буду читать пословицы о зиме, а представители от ваших групп попытаются объяснить мне их смысл; почему так говорят:

  • В зимний холод всякий молод.
  • Всё зимой сгодится, что летом уродится.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвёт.
  • Зима без снега – лето без хлеба.
  • Зима лодыря морозит.

Ведущий (учитель - логопед):

        - Молодцы, дети, а теперь мы предлагаем посмотреть наш маленький спектакль  из зарисовок на зимнюю тему. Музыкальный руководитель включаетзеркальный шар.

6.Инсценировка шуточного стихотворения Д. Хармса «Дворник – дед Мороз».

Представляют дети подготовительной группы и педагоги.

Ведущий (учитель - логопед 1):

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник что-то мастерил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
Дворник (учитель - дефектолог):
"Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймешь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метешь!
Да к чему я говорю?
Сяду я да подремлю".
Ведущий:
Дворник в рукавицы дует ...
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
(Выходят два ребенка, встают со стульчиков, переговариваются.)

Ребенок:
Глянь-ка, Саня...

Ведущий:

—Крикнул Ваня.

Ребенок:
Видишь, чучело сидит?
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.

Ребенок:

Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!"

(Подкрадываются к дворнику…)

Ведущий:
А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:
Дворник:
"Будет вам ужо мороз —
Как хватать меня за нос!"

(Дети убегают на места…)

Инсценировка по стихотворению  А. Барто «Снег, снег кружится».

        Музыкальный руководитель включает музыку (музыка 2).Выходит группа детей.

Ребенок:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

( Дети встают в хоровод, кружатся)

Ребенок:

Посмотрите – ка, ребята,

Всё вокруг покрыла вата!

Девочка:

А в ответ раздался смех:

- Это выпал первый снег.

Не согласна только Люба:

Девочка:

- Это вовсе не снежок –

Дед Мороз почистил зубы

И рассыпал порошок.

Инсценировка по стихотворениюА. Парошина «Варежки».

Ребенок:
Бабу снежную лепила

Света в садике сама.

Только пальчики застыли

Заморозила зима.

Мальчик:

Подошел Андрей к сестричке

Говорит серьёзно ей:

- Как наденешь рукавички.

Будет пальчикам теплей.

Девочка:

Света варежки надела.

Это сразу помогло.

Ручки Светины согрелись

Стало пальчикам тепло.

7. На интерактивной доске презентация с голосами птиц «Зимующие птицы»:

Ведущий (учитель - логопед 1):

Дети, сейчас я хочу вспомнить вместе с вами отех, кто холодной зимой очень нуждается в нашей помощи. Давайте назовем птиц, которые остались с нами зимовать, послушаем их голоса.

8.Педагог (учитель - логопед 2):

А теперь объявляется конкурс « Угадай, птицу по голосу».

Приглашаются по два представителя от каждой подготовительной группы к столам для ваших групп.

Перед детьми на столах разложены в произвольном порядке картинки зимующих птиц, которые были в презентации: воробей, снегирь, ворона, галка, сова, дятел, сорока, голубь, синица и цифры.

Включается голос птицы, дети узнают птицу и  кладут цифру под картинку с её изображением, затем проверяется правильность выбора:

Голоса включаются в следующем порядке: воробей - 1;    сова - 2; дятел - 3;  синица - 4; снегирь - 5; голубь - 6; ворона - 7.

Затем определяется победитель конкурса.

9.Ведущий (учитель - логопед) читает стихотворениеА. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть -
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать-
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

10. Педагог (учитель - дефектолог):

        Ребята,  а какие зимние забавы, развлечения вы знаете? Во что можно играть, чем заниматься только зимой, а в другое время года нет!

- Ответы детей.

На экране включают презентацию № 3 «Зимние развлечения».

Педагог: Объявляется конкурс «Отгадай загадку».

- О каком зимнем развлечении идет речь? Педагог загадывает детям загадки.

(После ответов детей показывается картинка- отгадка из презентации).

За веревочку коня  

В горку я тащу

Ну а с горки быстро я

На коне лечу.

(санки)                                                

Человечек непростой,

 Появляется зимой,                                      

А весною исчезает,            

Потому что быстро тает.

(снеговик)

Башмаки – озорники

Мчат меня по дну реки.

(коньки)

Бегает от клюшки к клюшке,                        

Что же это за старушка?

(шайба)

Две курносые подружки

Мчатся, мчатся друг за дружкой

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

(лыжи)

11.Педагог (учитель - дефектолог):

А теперь я предлагаю всем вспомнить, как зимой мы все лепили снежного человечка, и приглашаю детей на веселый танец.

 Танецс движением по показу «Слепим снеговика» ( музыка №3).

12. Ведущий (учитель - логопед):

- Дети, посмотрите, к нам кого-то принесла вьюга. Бабушка, ты откуда?

В зал входит «бабушка» в русском народном костюме.

(Дети садятся на стульчики, гаснет свет, включается шар, зажигаются свечи, воет вьюга, появляется старушка.)

Бабушка (инструктор по физической культуре):

- Я из старины глубокой пришла к ребятам, хочу им рассказать свои сказы о том, что раньше в мире бывало, откуда пошли наши порядки, праздники. Садится на лавочку.

На интерактивной доске  Презентация № 4 «Бабушка».

Слушайте сказ первый. (Слайд №1)

Давным - давно, 300 лет назад, был на Руси царь, и звали его Пётр 1. И издал он указ, что Новый год надо встречать зимой, с 31 декабря на 1 января, как мы с вами сейчас и отмечаем.

- А вы знаете, в какое время года до этого на Руси встречали Новый год?

Вот вам подсказка (достает яблоко). До указа царя Петра, Новый год в нашей стране встречали осенью, и яблоки были самым главным угощением на новогоднем столе.

Слушайте сказ второй. (Слайд №2)

Очень давно, 2000 лет назад на иудейской земле, в городе Вифлееме у девы Марии  и её мужа Иосифа родился сын, назвали его Иисус. Мальчик этот был послан на Землю, чтобы своими поступками, словами подсказывать людям, как надо жить, чтобы не обижать других людей и не делать зла.

- Кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем с тех пор 7 января?

С тех пор мы отмечаем его Рождество. Поговорите дома со своими родителями об этом празднике.

Слушайте сказ третий. (Слайд № 3)

Когда Иисусу стал  взрослым, он пришел на реку Иордан к пророку, мудрецу, Иоанну и он повелел ему войти в воду. С тех пор 19 января люди отмечают праздник Крещение.  Окунаются в прорубь в ледяную воду, а перед этим обязательно признают свои ошибки, чтобы больше их не совершать.

(Слайд №4)

- Дети, а теперь скажите вы мне, какой веселый праздник сообщает нам о конце зимы, приходе весны? На этот праздник мы печем блины, водим хороводы, прощаемся с зимой. Правильно, это Масленица.

Долго я у вас ребятки засиделась, пора мне в путь, в дорогу собираться, пойду дальше, буду другим людям рассказывать свои сказки, до свидания!

Бабушка уходит, включается свет.

13.Ведущий (учитель - логопед 1):

Ребята, вот и подошёл к концу наш праздник, праздник зимы. И сейчас в заключение праздника,  мы приглашаем всех детей спеть зажигательную песню о зиме и потанцевать.

14. Танец с движением. На экране видео – песня в исполнении Э. Хиля -     Э. Ханок и С. Островой «У леса на опушке».

У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты.
Ковала ледяные да над реками мосты.

Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как пойдешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.

Ходила на охоту, гранила серебро,
Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила, торила санный путь,
А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как пойдешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.

15. Итог. Дети и воспитатели уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурго досуга для детей старшего возраста "Кем быть?"

Конспект досуга для детей старшего возраста по ознакомлению с профессиями....

Сценарий спортивного досуга для детей старшего возраста "Я пожарным быть хочу"

Очень важно, чтобы наши дети знали элементарные правила поведени, когда остаются дома одни....

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего возраста: "Вместе с Бабушкой Ягой!

Сценарий развлечения «Вместе с Бабушкой Ягой» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на развитие физических качеств и творческих способностей детей с применением игр-эстафет, ...

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы"

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы" в рамках недели зимних игр и забав....

Викторина - досуг для детей старшего возраста "Весенняя гостиная". Сценарий. 2017 год.

Сценарий викторины - досуга "Весенняя гостиная" может быть использован для проведения итоговых мероприятий по лексической теме"Весна"для детей старшего, подготовительного возраста ...

Сценарий музыкально-физкультурного досуга для детей старшего возраста «Зимние забавы».

Сценарий музыкально-физкультурного досуга для детей старшего возраста «Зимние забавы»....