«Использование мнемотехники в развитии дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Галина Николаевна Смирнова

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения с её использованием

     - развитие памяти;

     - внимания;

     - мышления;

     - речи;

     - воображения;

     - мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx409.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения с её использованием

     - развитие памяти;

     - внимания;

     - мышления;

     - речи;

     - воображения;

     - мелкой моторики.

Приёмы мнемотехники:

Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения.

                 H:\DCIM\102_FUJI\DSCF2182.JPG

                   Под соснами, под ёлками

                   Лежит мешок с иголками.

                                          (ёж)

   

   В работе с мнемодорожкой используется приём наложения и приложения, без графической зарисовки.

 

Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.

                      C:\Users\asus\Desktop\DSCF2176.JPG

                            Как над горкой снег, снег.

                            Как под горкой снег, снег.

                            А под снегом спит медведь,

                            Тише, тише!

                            Не шуметь.

Мнемотехника:

   - сокращает время запоминания;

   - развивает основные психические процессы;

   - развивает умение перекодировать информацию;

   - устанавливает причинно-следственные связи;

   - помогает делать выводы и систематизировать материал.

 

Мнемотехника используется:

     - для обогащения словарного запаса;

     - при обучении составлению рассказов;

     - при пересказывании художественной литературы;

     - при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов;

     - при знакомстве с цифрами и буквами.

   Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут быть цветными и чёрно-белыми.

Что можно отображать в таблице:

     - главных героев произведений

                   волк -        

   

     - явления природы

 

          дождь -                        солнце -

             

 

     - понятные детям действия

                      C:\Users\asus\Desktop\DSCF3515.JPG - бил-бил

     - предметы и их признаки

                    C:\Users\asus\Desktop\DSCF3521.JPG

 

Этапы использования мнемотехники:

  1. Выразительное прочтение стихов, сказки.
  2. Рассматривание таблиц и разбор того, что там изображено.

              C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\IMG_2562.JPG

  1. Перекодировка информации.

 C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\IMG_2556.JPGC:\Users\asus\Desktop\фото к презент\IMG_2561.JPG   C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3300.JPGC:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3301.JPG

  1. Пересказ с опорой на картинки и символы.

              C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3283.JPG  C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3287.JPG

  1. Графическая зарисовка детьми символов.

                 C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3291.JPG  C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3292.JPG 

  1. Воспроизведение по нарисованной таблице.

                 C:\Users\asus\Desktop\фото к презент\DSCF3293.JPG

«Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей»

                                           

                                       (проф. Чулицкая)

Литература:

     

     Большева Т.В.  Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: «Детство-пресс», 2005г.

     Полянская Т.Б.  Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: «Детство-пресс», 2009г.

«Использование мнемотехники

в развитии дошкольников»

C:\Documents and Settings\123\Рабочий стол\мнемотех\DSC03179.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

буклет - Использование мнемотехники в развитии дошкольников.

«Использование мнемотехники в развитии дошкольников»...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....