Программа "Малыш"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Осипова Елена Петровна

программа для адаптации к ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malysh_17g.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 22»

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного

возраста к условиям детского сада

ПРОГРАММА  «МАЛЫШ»

                                                      Разработал:

Педагог-психолог Осипова Е.П.

Ачинск, 2017

Программа занятий психолога с детьми 2-3 лет

 в период адаптации к дошкольному учреждению

«Малыш»

Цель: оказание психологической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОО.

Основные задачи:

  1. Содействовать успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду посредством групповых, совместных детско-родительских занятий.
  2. Обучить педагогов методам проведения групповых занятий с родителями в адаптационный период.
  3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Средства работы:

  1. Подвижные, малоподвижные игры с речевым сопровождением.
  2. Упражнения.
  3. Рисование (традиционные, нетрадиционные формы).
  4. Потешки, песенки.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Беседы.

Структура и форма занятий

       Занятия (игровая деятельность с детьми) длительностью 10-20 минут проводятся 1 раз в неделю. Каждая игра повторяется 2-3 раза со всей группой. На первых занятиях психолог (или воспитатель по рекомендации психолога) разучивает с детьми отдельные части занятия, последнее проводит совместно с родителями. В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение разных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Ожидаемый результат

  1. Отсутствие  тяжёлой степени адаптации детей к условиям ДОО.
  2. Педагоги владеют практическими методами проведения совместных занятий с родителями.
  3. Повысилась компетентности родителей  по вопросам воспитания и обучения детей  раннего возраста в условиях семейного воспитания.
  4. Активная позиция родителей в период адаптации к ДОО (не менее 85 % родителей принимают активное участие в детско-родительских занятиях)

Литература.

  1. А.С.Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М: Кинголюб, 2003.- 73. (Психологическая служба)

Конспекты детско-родительских занятий по программе «Малыш»

Занятие № 1

Тема: «Листопад»                                                                                           0927919053c4f8ea08d6bf2f6b9b4f68

Задачи:

  • Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие речи, воображение, творческих способностей;
  • развитие слухового внимания, быстроты реакции.

Материалы:

  • листики (осенние) по количеству детей;
  • желтая, красная, зеленая гуашь;
  • трафареты листиков (по 2-3 на ребенка)
  • дерево, нарисованное на ватмане.

Ход занятия:

Здравствуйте! (родители садятся полукругом, дети на коленях у родителей)

Я предлагаю вам поиграть с пальчиками:

  1. Пальчиковая игра «Семья».

Этот пальчик дедушка (бабушка, мамочка, папочка)

Этот пальчик я!

Вот и вся моя семья!

Посмотрите, какой у меня красивый букет. Букет приветствует Вас. Каждый листочек говорит вам, здравствуйте. Каждый листочек рад видеть вас и хочет поиграть с вами, побегать, попрыгать. Сколько у меня листочков? (много). Возьмите у меня из букета по одному листику. Поздоровайтесь с ним. Рассмотрите его, погладьте, пожалуйста. Давайте поиграем.

(Крутят листик, машут листиками).

  1. Игра: «Листочки»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание. закреплять знания о приметах осени.

Мы листочки

Мы листочки

Мы осенние листочки

Мы на дереве сидели,                     присели

Ветер дунул, полетели,                  побежали

Останавливаются, бросают

Листики вверх.

  1. Подвижная игра «Листопад»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание. закреплять знания о приметах осени.

Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.

Дует, дует ветер, (машут ручками)

       Дует, задувает,

       Жёлтые листочки

      С дерева срывает (кружат)

     

                       ***

      Падают, падают листья,  (садятся)

      В нашем саду листопад…  

      Желтые, красные листья 

       По ветру вьются, летят.  (бегают)

  1. Пальчиковая игра "Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

      Дождик стал по ним стучать

      Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

      Град по ним заколотил,    (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

      Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

      Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

      Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)                      

  1. Пальчикова игра "Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

  1. Пальчикова игра "Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

      Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

      Красный листик, 

      Жёлтый листик,

      Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

      Сколько листиков собрали 

      Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

      Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем "фонарики") 

  1. Рисование «Дерево с листочками»

А сейчас я предлагаю вам порисовать!

Дети садятся за столы. Психолог показывает, как пальчиком закрасить готовые листочки, используя разные краски. Прикрепляют раскрашенные листочки на дерево. Любуются им.

Дети и взрослые подводят итоги занятия, обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

Занятие № 2

Тема: «Мячики»

Задачи:

- Сплочение группы, развитие умения, взаимодействовать со сверстниками;

- повышение эмоционального тонуса;

- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

Мячи большие и маленькие по количеству детей, 2-4 цветов, гуашь разведённая для рисования, коричневая, чёрная, красная, жёлтая, зелёная, морковь крупная 5шт.

  • Приветствие
  • Посмотрите ребята, что лежит у меня в корзине (Мячики)

- Сколько их? (Много)

- Возьмите по одному мячику.

- Какое оно? (Гладкий, круглый, разноцветный, маленький)

Давайте поиграем с мячиками.

        Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу рукой.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?        (выучить с детьми)

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой?

      Положите большие мячики в большую корзину. Маленькие мячи в маленькую корзину. Затем психолог опрокидывает корзины, дети собирают мячи по корзинам.

- А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком, какого цвета? А ты Вова?

- Я буду играть с мячами – легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

       Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога и родителям.

  • Психолог предлагает «Мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова «Не угнаться за тобой» - дети прячутся по группе.

Лепка: предложить скатать мячики из пластилина.

       Родители ищут детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.)

  • Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте, а мячик спрячется.

Дети открывают глаза и начинают искать. Тот кто находит мячик, говорят, где он «прятался».

Отгадайте, кто спрятался в корзинке? (колючий, свернулся в клубочек)

Игра: «Ёжик»

(Один или несколько детей сходятся в кружок – ежики, одевают маски)

Шли по лесу, не спеша.                     Идут по кругу

Вдруг увидели ежа.                           Останавливаются

Ежик, ежик, - мы друзья

Дай погладить нам тебя.                   Прикасаются к ежику ласково

         Покажите, какие у вас красивые ладошки. Ну-ка, похлопайте! Сегодня мы нарисуем ладошки. Посмотрите, я нарисую свои ладошки. И превратим ладошку в ежика! (Рисуем глазки, иголки, носик). После рисования вымоем ладошки. И нарисуем угощенье.

         Печатают морковкой (Разрезанной на столбики) яблочки – угощенье.

Дети рассматривают вместе с родителями нарисованных ежиков, обсуждают, что им понравилось на занятии.