Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_i_logopeda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Эклер Елена Владимировна, Ратке Светлана Анатольевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...» [Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.] Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

На современном этапе сложившиеся новые условия в системе образования с внедрением ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), ориентированного на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждают педагогов к поиску новых путей включения коррекционно-образовательной деятельности в работу дошкольного учреждения. Она направлена на выравнивание речевого, психофизического, эмоционального развития детей при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и членов семьи ребенка.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые дошкольные образовательные  учреждения требует от последних создания определенных условий для эффективного взаимодействия двух образовательных систем – общей и специальной. Создание единого коррекционно-образовательного пространства позволяет запустить механизмы этого взаимодействия. Наиболее эффективно решить поставленную задачу могут педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей [3,c.5].

Именно поэтому проблема осуществления ППМС (Психолого-педагогической, медицинской и социальной) - помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации детей в условиях образовательного учреждения является наиболее актуальной. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка [1].

Массовые дошкольные учреждения, в том числе и МКДОУ дс № 72 посещают дети с разными образовательными потребностями. Как известно, такие дети требуют к себе повышенного внимания и нуждаются в проведении комплексных коррекционных мероприятий. Выполнение стратегии включения ребенка в коррекционно-развивающий процесс возлагается на специалистов ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум) образовательного учреждения. Успешная деятельность ПМПк  ДОУ во  многом зависит от умения педагогов действовать сообща. ПМПк не только проводит психолого-педагогическую оценку динамики развития детей, но и разрабатывает индивидуальную образовательную программу, оценивает и корректирует выбранные методы и технологии помощи конкретному ребенку. Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности детей. Мы – специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель-логопед – после коррекционно-развивающих занятий с детьми, находящимися на ПМПк-сопровождении, работаем в тесном контакте друг с другом, всегда делимся маленькими и большими «шагами» в сторону динамики каждого конкретного ребенка, обсуждаем результаты проведенной работы. Считаем, что специалистам недостаточно просто провести занятие и сделать соответствующую запись в индивидуальную карту сопровождения ребенка, необходимо обсуждать имеющиеся проблемы в развитии ребенка и совместно находить методы и технологии помощи каждому ребенку.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии, логоритмики, песочной игротерапии, сказкотерапии и т.д. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия ставит своей целью создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей в обучении у дошкольников при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и членов семьи ребенка).

Комплексный подход подразумевает два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех психических процессов и воспитание личности в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов, работающих с детьми.

Комплексный подход направлен на реализацию трех задач, которые решаются одновременно:

I. Воздействие на личность воспитанников.

II. Формирование навыка правильной речи.

III. Профилактика рецидивов.

Решение первой  задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения ребенка к самому себе, формированию социальной активности ребенка. Осуществляется с помощью психотерапии на коррекционных занятиях педагога-психолога.

Решение второй задачи в основном осуществляется логопедом на логопедических занятиях в соответствии с этапами, предусмотренными индивидуальным образовательным маршрутом.

 Третья задача – профилактика рецидивов связана с лечебно - оздоровительной работой и поддержкой повторными курсами реабилитации.

Последовательность применения различных традиционных и инновационных технологий для решения этих задач используется одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.

Таблица 1. Основные блоки работы с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, практические, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения

Праздники, соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, КВН, турниры знатоков, работа кружков, экскурсии, подготовка спектаклей.

 Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог-психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Сотрудничество с родителями во многом определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению трудностей в обучении у детей. Наша служба ППМС предусматривает активное участие родителей во многих мероприятиях, проводимых в детском саду: родительские собрания, занятия-практикумы, индивидуальные консультации. Все формы работы, проводимые с родителями, способствуют: укреплению партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания  ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержания их уверенности в своих педагогических силах.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в коррекционно-развивающей работе. Таким образом, работая в команде единомышленников, мы добиваемся хороших результатов, обогащая образовательный и практический уровень детей с проблемами в развитии.

Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что создание единого коррекционно-образовательного пространства благотворно влияет не только на подготовку ребенка к школьному обучению, но способствует дальнейшей  социализации ребенка в обществе.

Список литературы:

  1. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  2. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов /Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  3. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и возможности учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку, в условиях УДОД, для успешного усвоения школьной программы и дальнейшей социализации личности.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...