Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств у детей с ОВЗ на основе художественной литературы (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: Формирование целостного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.

 

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Развивать интерес к художественной литературе. Формировать умение понимать главную идею произведения, учить детей размышлять над нравственной сутью поступков героев. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно – развивающие:

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики.

Коррекционно – воспитательные:

Обучать  умению выражать свое отношение к героям сказки. Воспитывать нравственные ценности: умение дружить, сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать. Воспитывать добрые чувства, коммуникативные навыки, активность, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по воспитанию нравственных качеств у детей с ОВЗ

на основе художественной литературы

(русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

старшая группа детей с ЗПР

Цель: Формирование целостного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Развивать интерес к художественной литературе. Формировать умение понимать главную идею произведения, учить детей размышлять над нравственной сутью поступков героев. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно – развивающие:

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики.

Коррекционно – воспитательные:

Обучать  умению выражать свое отношение к героям сказки. Воспитывать нравственные ценности: умение дружить, сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать. Воспитывать добрые чувства, коммуникативные навыки, активность, самостоятельность.

Материалы: настольный театр «Заюшкина избушка», игрушки Заяц и Лиса, одеялко, мяч, картинки для д/и «Найди пары друзей», картонные сердечки, коробочка добрых дел.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, беседы на нравственные темы, отгадывание загадок о диких животных.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Музыкальное сопровождение: песня «Доброта» (из мультика про поросёнка Фунтика), «Песенка друзей» (из мультика про друзей)

 

Ход занятия: дети заходят в группу под музыку «Доброта» (из мультика про поросёнка Фунтика)

Воспитатель: Вы знаете, есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

                        Давайте и мы так сделаем:

Солнце красному... Дети: Привет!

Небу ясному... Дети: Привет!

Взрослые и малыши... Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. Настроение лучше, если с тобой рядом добрые верные друзья!

Ребята, с чего начинается знакомство и дружба? (с улыбки) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.

Давайте встанем в круг.

                             Собрались все дети в круг - я твой друг, и ты мой друг!
                            Крепко за руки возмёмся и друг другу улыбнёмся.

Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово.


Игра "Комплименты" Дети, стоя по кругу, поворачиваются, пожимают ладони и говорят:

                             "Саша, ты добрый" (весёлый, красивый, быстрый, смелый, храбрый, заботливый,  

                              вежливый, культурный, трудолюбивый,  дружелюбный)

Какие замечательные слова вы подобрали друг другу!

Сюрпризный момент. Ой, у нас в группе кто-то спрятался! И я даже знаю кто! Хотите тоже узнать?

               Загадка:  Кто пугливей всех зверей? Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку, и капустную листву,
Удирать умеет ловко, если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит, всех боится и дрожит...

Посмотрите, куда он спрятался? (под стул)

Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц.  Как вы думаете, почему заяц мокрый? (он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь)

Воспитатель: Наступила весна, на улице стало сыро!

Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу? (высушить, согреть, положить на солнышко)

Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеялом, согреем, и скажем ему ласковые, добрые  слова

Д/и «Добрые слова для Зайца» (дети передают игрушку-зайца друг другу, придумывая слова (ты - маленький, хорошенький, миленький, пушистый, длинноухий, мягкий, красивый, добрый, быстрый, смешной, весёлый, прыгучий…)

Воспитатель: Почему ты грустишь, заинька?  (Меня Лиса из дома выгнала!)

Так ты, заинька, из сказки!?!  Ребята, из какой сказки наш Зайка? («Заюшкина избушка»)

Давайте проводим Зайку домой, и, заодно, вспомним, что же там приключилось.

А в сказку нам попасть поможет волшебный колокольчик. Закройте глаза. Звенит в колокольчик.
                               Колокольчик зазвени, в сказку нас перенеси!

                               По волшебному пути в сказку можем мы войти.

Рассказывание сказки с элементами драматизации (настольный театр).

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. 
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала.

Сидит зайчик, плачет. Идёт мимо…. Угадайте, кто?

                                      Все время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет.
                                     Он из кустов зубами щелк. Кто скажите это - … (волк)

Волк:  У-у-у! Что, зайчик, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня и выгнала. 

Волк: Не плачь! Я тебе помогу. 

Подошли они к избенке.

Волк:  У-у-у! Поди, лиса, вон! 

А Лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Волк испугался  и убежал. 

Зайчик снова остался один, сидит и плачет. Идёт мимо…: 

                                     Хозяин лесной просыпается весной,
                                    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

Медведь: Р-р-р! О чем, зайчик, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня и выгнала. 

Медведь: Не плачь! Я тебе помогу. 

Подошли они к избенке.

Медведь:  Р-р-р! Поди, лиса, вон! 

А Лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Медведь испугался  и убежал. 

Сидит зайчик, плачет пуще прежнего. Идёт мимо…

                                   Спит на насесте с курами вместе.
                                  Как солнце взойдет – громче всех запоет.
 (петух)

Петух: Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь? 

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня и выгнала. 

Петух:  Не плачь! Я тебе помогу. 

Заяц:  Нет, петух, не поможешь. Волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал,  и тебе не выгнать. 

Петух: Нет выгоню! 

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил: 
Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, 
Хочу лису посечи,  Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон! 

Лиса услыхала, испугалась и говорит:  Обуваюсь… 

Петух опять: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, 
Хочу лису посёчи, Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон! 

Лиса опять говорит:  Одеваюсь… 

Петух в третий раз: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, 
Хочу лису посёчи, Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон! 

Лиса выскочила из избёнки и убежала в лес. А Петух с Зайчиком стали жить-поживать и добра наживать. 

Беседа. 

Почему Зайка пустил Лису себе в домик? (он был добрый, пожалел Лису)

Почему Лиса выгнала Зайца? (она хитрая, коварная, вредная)

Кто пытался помочь Зайцу в его беде? (волк, медведь и петух)

У всех ли получилось сделать это доброе дело? (только у петуха) Почему?

Почему убежали волк и медведь? (они трусливые) А Петух какой? (смелый)

Что победило в сказке – добро или зло?

Говорят «Друг познаётся в беде»

Кто в сказке оказался этим другом?

Как вы думаете, трусость это хорошее качество или плохое?

Давайте подскажем Волку и Медведю какие качества должны иметь друзья. Я буду называть плохие, отрицательные качества, а вы, наоборот, хорошие, положительные.

Д/и «Наоборот» (с мячом)

Враг – Друг      Ложь  - Правда         Грубая – Ласковая           Злой – Добрый

Слабый – Сильный          Страшный – Красивый           Обижать – Утешать (жалеть)

Ругать – Хвалить        Плакать – Смеяться       Ссориться  - Мириться

Лохматая – Причесанная        Глупая – Умная          Грустный – Веселый        Жадный  - Щедрый

Как вы думаете, хорошо сейчас Лисичке? (плохо, она одна, без домика)

Лисичка хочет помириться с Зайцем, но не знает как. Поможем ей?

Физкультминутка  «Волшебная мирилка»

Тому, кто справа, улыбнись,    Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,   Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.      Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,        С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,    Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа, обними,         Того, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,         И снова дружат все! Ура! 

Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (не ссорятся, делятся игрушками, заботятся о товарищах, если друг загрустил – придумает, как его развеселить.)

Я буду задавать вопросы, а вы,  если согласны, то одновременно хлопайте в ладоши  и говорите «да-да-да», а если не согласны, топайте ногами  и говорите «нет-нет-нет».

Д/ и «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)

Мы научимся играть? (Да-да-да)

Другу будем помогать? (Да-да-да)

Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (Да-да-да)

Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать? (Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)

Я думаю, Лисичка усвоила урок. Надо быть добрым, тогда у тебя будет много друзей.

стихотворение И. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет и от холода согреет

Надо только добрым быть и в беде друг друга не забыть

Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

А теперь все вместе пойдём на поляну друзей. Тут собрались друзья из разных мультфильмов.

Д/и «1-2-3 – пару найди» («Найди друзей»)  

На картинках изображены персонажи мультиков-сказок. Найти пары друзей (Малыш и Карлсон, Винни Пух и Пятачок…)

Итог занятию. Мы сегодня очень постарались и сделали много добрых дел. Вспомним о них.

Игра «Добрые дела» 

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего, доброго сегодня сделали на занятии (подбирали друг другу добрые слова, пожалели Зайца, подсказали Волку и Медведю хорошие положительные качества, помирили Лису и Зайца, нашли пары друзей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)

Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы. В гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.В гости  к  русской народной сказке «Заюшкина избушка»Образовательная область: речевое развитиеВид д...

Театрализованная деятельность для детей среднего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Театрализованная  деятельность  для детей среднего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»  Итоги по лексической теме «Дом», «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

КОНСПЕКТ по ознакомлению с художественной литературой Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой “Заюшкина избушка”.Задачи: Ø   Продолжать приучать детей внимательно слушать литературные произведения и эмоциональ...