Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)
статья по коррекционной педагогике

Гришина Татьяна Леонидовна

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности

(из опыта работы учителя – дефектолога)

        В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, в котором человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Воображение не может развернуться на пустом месте. Чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

        Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Овладение воображением открывает возможности самовыражения, требует от ребенка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

                Как учитель-дефектолог я провожу занятия с детьми  малыми группами или индивидуально. Работа представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Отдельные задания и упражнения включаю в комплексные занятия, либо тематические по ознакомлению с окружающим, развитию речи, рисование или игру в свободное время. В задачи таких занятий входят расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, включение всех анализаторов  для создания более полной и обширной основы для воображения, активизация и развитие речи. В своей работе я использую специальные упражнения, которые помогут развить детское воображение. Рекомендую в играх с детьми:

  1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. В 3-4 года воображение дошкольников неотделимо от реальных действий с игрушками и определяется сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами. У детей в 6-7 лет воображение может опираться и на такие предметы, которые совсем не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку – лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет, произойдет переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Однако для этого сначала нужно научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов.
  2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта. Это означает, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Например, в задании на дорисовывание  неопределенного изображения он может круг превратить в колесо для машины или мячик, треугольник – в крышу дома и т.п.
  3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Необходимость создания таких образов возникает  при чтении книги, при осознании значения новых слов, при распознавании объекта, когда он  полностью не виден, а видна лишь какая-то его часть.
  4. Развивать пространственное воображение. Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения.
  5. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла. Очень важно научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, конструкции,  истории и т.п.).

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Произвольное воображение, которое возникает в раннем возрасте, именно в детских играх получает наибольшее развитие. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры представляют широчайшие  возможности для развития фантазии и творчества. Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. И чем больше впечатлений ребенок получает, тем разнообразней его игры, тем больше простора для развития его воображения.

В своей работе для развития воображения у дошкольников я успешно использую специальные разработанные игры-путешествия, игры-импровизации, игры-беседы. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей, включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением (дети читают стихи, поют песни).  Игры-импровизации можно использовать на всех видах занятий. Вхождению в образ помогает специально подобранная музыка. Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Варианты упражнений и игр на развитие воображения

«Представь себе»

Предложите ребенку представить себя неодушевленным предметом (мячиком, холодильником, капелькой дождя и т.п.) и попросите изобразить этот предмет. Затем можно предложить ребенку самому придумать, что он будет изображать, а вы попытайтесь отгадать, что это.

«Что это может быть?»

Возьмите несколько простых предметов: кубик, палочку, камешек, коробочку, бусинку. Предложите ребенку придумать, чем может быть, например, палочка (градусником, удочкой, шприцем и т.д.). Попробуйте придумать несколько применений для каждого из предметов. Можно поиграть в эту игру наоборот. Предложите ребенку придумать, какие предметы можно использовать вместо кроватки для куклы, вместо машины и т.д.

«Дорисуй картину»

Нарисуйте часть целой фигуры или элемент и попросите ребенка придумать картину, предмет, живое существо или что-то интересное и дорисовать уже существующую картинку или элемент.

        При выполнении заданий все творческие проявления ребенка следует поощрять, а при необходимости оказывать своевременную помощь и поддержку.  Кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется совместная работа, а кого-то достаточно подбодрить улыбкой. Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей – это создание атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. В детском творчестве проявляется личность, эмоции, настроения и отношения с окружающим миром. Ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога

Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психик...

Семинар - игра. "Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности"

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже ...

Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рационально...

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...