Картотека по логоритмике
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кузнецова Людмила Владимировна

Представлены игры и упражнения по логоритмике для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_logoritmike.docx415.35 КБ

Предварительный просмотр:

1.Развитие слухового внимания, восприятия и памяти

Дошкольный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

“Хлопки”

развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

“Кто летит”

 развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

 «Отгадай, что звучит»

Развитие слухового внимания ,восприятия  и памяти.

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

“Угадай, кто сказал”.

развитие фонематического слуха, внимания, восприятия и дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Школьный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

“Телефон”

развитие фонематического слуха, внимания, восприятия и памяти

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

“Найди нужные слова”

развитие фонематического слуха, внимания.

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

«Исправь ошибки».

развить слуховое внимание и восприятия

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Ехал дядя без жилета, (билета).

Заплатил он штраф за это 

Сели в ложку(лодку). и айда!

Покатили вдоль пруда 

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

«Запомни слова».

развитие слухового внимания.

логопед называет 7-12 слов (в зависимости от возраста), дети должны повторить их в том же порядке

2.Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти

Дошкольный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

«Где что было?»

Развивать зрительное восприятие, внимание и память

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

«Найди картинку»

Развивать зрительное восприятие, внимание и память

Ребенку предлагается рассмотреть рисунки и запомнить их на одной наглядности, а затем,  на другой наглядности найти картинки, который были на предыдущей наглядности и назвать их. Приложение 1

«Найди такую же»

Развивать зрительное восприятие, внимание

Предлагается рассмотреть картинку .

Найти такую же картинку в ряду и поставить под ней точку. Приложение 2

«Обезьянки»

Развивать зрительное восприятие, внимание и память

Ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Школьный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

«Наблюдательность»

 Развитие зрительного внимания, памяти.

 Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;

«Самый внимательный»

Развитие зрительного внимания, памяти и восприятия

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;

«Найди фигуры»

Развитие зрительного восприятия и внимания

Нужно найти круги, овалы и квадраты на картинке слева, ромбы и круги на картинке справа. Приложение 3

«Запомни и нарисуй»

Развитие зрительного внимания, памяти и восприятия

Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить ряд из 10-12 предметов (в зависимости от возраста),  а затем схематично зарисовать их. (Геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.)

3. Развитие ориентировки в пространстве и развитие подражательности.

Дошкольный возраст

Игра/упражнения

Цель/задачи

содержание

«Где, чей домик?»

Умение сравнивать числа,  и определять направление движения

Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он развозит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Игровой материал : Набор карточек с числами.

«Добавь слово»

Умение детей правильно обозначать предметы по отношению к себе и правильно ориентироваться в пространстве

Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать

такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка) .

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.

«Сделай так, как я скажу.»

Закрепление  пространственных представлений у детей и знаний геометрических фигурах.

Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети не знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

Игровой материал: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

«Кто правильно назовет?»

Умение определять пространственные отношения

В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Школьный возраст.

Игра/упражнения

Цель/задачи

содержание

«Кто внимательный?»

Умение характеризовать пространства (справа, слева, сверху, внизу, впереди, позади

А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

«Найди меня»

Формировать у детей умение правильно ориентироваться в пространстве

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск , спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.

«Кто за кем стоит?»

Умение закреплять пространственные отношения

Задание.- Ваня, встань за … , между … , за … .

«Кто куда убежал?»

Умение ориентироваться на листе бумаги, и обозначать месторасположение предмета

Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа.

По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?».

Дети поочередно задают вопросы друг другу.

Можно предложить одному ребенку закрыть глаза, в это время другой ребенок меняет положение предметов на листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об этом.

4.Координация речи с движением.

Дошкольный возраст

Игра/упражнения

Цель/задачи

содержание

«Мячик»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением

Раз, два прыгай мячик    

И мы поскачем.

Педагог приглашает детей на ковер  

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

предлагает им построиться в круг.

По два прыжка на носках, держа руки на поясе,

на каждую строку.

«Солнышко»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко    

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей,

 

 Прилетели сто грачей,

 А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают

Дети идут друг за другом по кругу,

держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают     их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх

«Снежинки»

Координация речи с движением, развитие воображения

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Кружатся на носочках на месте.

 

Медленно приседают

«Дерево»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках,

Эти руки сильные рвутся в вышину,

Держат небо синее, звезды и луну!

Дети поднимают руки вверх

Качают руками

Движение качания усиливается

Корпус качается вправо-влево

Школьный возраст

Игра/упражнения

Цель/задачи

содержание

«Теплоход»

Исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функции

От зеленного причала

Оттолкнулся теплоход.

(шаг вперед руки опущены)

Раз, два - он назад шагнул сначала. (два шага  назад).

А потом шагнул вперед – раз, два (два шага вперед)

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход.(руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шашками)

«Затейники»

Формирование динамического праксиса , двигательных программ

Играющие, взявшись за руки делают круг. Выбирается водящий – затейник. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу, произнося слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что затейник нам покажет,

То и будем выполнять!

После этих слов водящий показывает,  какое либо упражнение, а остальные  игроки повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

«Датский бокс»

Формирование и коррекция праксиса позы  – кисти руки

Дети разбиваются на пары и встают друг против друга на расстояний вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку партнера так, словно они приклеены друг к другу, а большие пальцы направлены вверх. Задача игроков – прижать своим пальцем палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд.  

«Цветы»

Исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств

Хором.

Раз, два, три – выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять руки вверх и потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

5. Развитие воображения и творческой инициативы

Дошкольный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

«Несуществующее животное»

развивать творческое воображение детей.

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? 

«Продолжи рисунок»

развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Волшебная ниточка

развитие творческого воображения

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению

Оживление предметов

развивать творческое воображение детей.

представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Школьный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

Линейка-чудодейка

развитие творческого воображения

Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Прил.4

Нарисуй настроение

развитие творческого воображения

Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется.

Если бы да кабы...

 развитие творческого воображения.

- Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?

- Если бы ты стал обладателем скатерти-самобранки, то как бы ты ею воспользовался?

- Если бы ты оказался в тёплых краях вместе с Дюймовочкой, ставшей женой эльфа, о чем бы ты ее расспросил?

- Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

- Если бы к тебе прилетел в гости Карлсон, как бы вы развлекались?

- Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка - размером с огурец, - как бы ты себя чувствовал?

- Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?

- Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?

- Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?

- Если бы ты оказался в Доме дружбы крокодила Гены и Чебурашки, в какие игры ты предложил бы поиграть своим новым друзьям?

Проиграем ситуацию

развитие мышления, творческого воображения.

Для проведения игры дети разбиваются на группы. Количество игроков в группе зависит от количества ролей, представленных в карточке-ситуации. Каждая группа получает карточку с данным в ней текстом, описывающим какую- либо жизненную ситуацию.

Пример карточки-ситуации

Действующие лица: автор, бабушка, четверо внучат.

Очень любят бабушку

Четверо внучат.

- С добрым утром, бабушка! –

Весело кричат.

6.Подвижные игры сюжетного характера

Дошкольный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

Птички и кошка

Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные 

Поймай комара

Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Мыши в кладовой

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.  

Воробышки и автомобиль 

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Школьный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

Гуси-лебеди

Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Участники игры выбирают волка и хозяина считалочкой, остальные дети – «гуси – лебеди». На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га – га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всему залу). Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

День и ночь

упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

Бездомный заяц

развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

Поезд

развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

7.Подвижные игры несюжетного характера

Дошкольный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

“Самолеты”

Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу, умение играть в коллективе.

Логопед показывает перед игрой детям все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Логопед говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

“Автомобили”

Развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную, умение играть в коллективе.

Каждый играющий получает руль. По сигналу логопеда (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

 «Игрушка-хрюшка»

Развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила, умение играть в коллективе.

Понадобится смешная плюшевая игрушка-хрюшка. Под весёлую ритмичную музыку, дети кидают игрушку друг другу в руки. Неожиданно музыка смолкает. Тот, кто в этот момент оказался с игрушкой в руках – громко-громко хрюкает!

“Эстафета с мячом”.

Развивать у детей координацию движений, умение действовать по сигналу. Упражнять в ловкости, умение играть в коллективе.

Дети делятся на две колонны. Первым в колонне дается по мячу. На сигнал логопеда: «Вверх!» - дети поднимают руки и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади и т. д. Выиграет та колонна, которая первой принесет мяч.

Школьный возраст

Название

Цели/задачи

Содержание игры/упражнения

“Жонглеры”

Упражнять в ловкости, приучать действовать по сигналу, развивать у детей координацию движений, умение играть в коллективе.

Дети с маленькими мячами в руках располагаются по всему залу. По команде логопеда дети выполняют подбрасывание и ловлю мяча: одной рукой, двумя, перебрасывая с руки на руку и т.п. Выигрывает тот участник (участники), который дольше всех останется на площадке.

Примечания: игрок, уронивший мяч, садиться на скамейку либо уходит “за кулисы” (специально отведённая для этого часть зала), и там продолжает выполнять упражнения с мячом.

“Сыщики”

Приучать действовать по сигналу, играть, соблюдая правила, развивать внимательность, скорость, ориентацию в пространстве

все участники располагаются лицом к стене. Логопед прячет в любом месте какой-либо небольшой предмет (например, ключ). По сигналу участники начинают искать спрятанный предмет. Кто найдёт первым - тот становится “лучшим сыщиком”.

«Не урони шарик».

Приучать действовать по сигналу, играть, соблюдая правила, развивать внимательность, скорость, умение играть в коллективе.

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5 м .Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой. По сигналу логопеда дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение. Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.

«Меткий глаз»

Совершенствовать координацию движения и ловкость, сообразительность.

Табуретку кладут ножками кверху так, чтобы игроки могли набрасывать на них резиновые или пластмассовые (фанерные) кольца с расстояния 5—6 шагов. В другом варианте на таком же расстоянии от метающего ставят корзину или ведро. В руках у игрока теннисные мячи (4—5 шт.). Надо так бросить мяч, чтобы после удара о землю он оказался в корзине.

8.Игра драматизация

«Петушок - золотой гребешок 

Цели/задачи: Развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов, учить детей различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, формировать умение входить в образ героя, метод моделирования ситуации, развитие воображения, мышления, развитие двигательных умений, быстроту реакции на смену движений. Воспитать чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, нравственности.

Действующие лица:

  • Сказочник – взрослый
  • Кот Котофеич – дети 
  • Дрозд Иванович – дети
  • Петя-петушок-Золотой гребешок – дети
  • Лиса – дети

Декорации: Домик кота, дрозда и петуха с открывающимся окошком, домик лисы, лес (осенний пейзаж), базар.

Оборудование: маски, костюмы лесных животных; осенние листочки; топор, пила, гусли для кота; фонограммы П.Чайковского из цикла «Времена года» и русских народных мелодий  в оркестровом исполнении.

Дети входят в зал под музыку и садятся на места. Появляется сказочник.

Сказочник:

Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?  

Я приглашаю Вас в Страну сказок. 

Сядем вместе мы рядком,
Да поговорим ладком,
О сказках, всеми любимых,
С древних времен хранимых.
Вот «Волшебный колокольчик»:
Колокольчик позвени
Двери в сказку отвори!
Двери отворяются! 
Сказка начинается!

А что за сказка и кто герои нашей сказки, отгадайте сами.

– Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает
Голосисто поет. 
(Петушок)

– То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мурлыкает и  с блюдца
Пьет сырое молоко
.  (Кот)

– Красный клюв
И пестрый хвост -
Как красив поющий…   
(Дрозд)
– За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
– Плутовка пела под окошком
«Я угощу тебя горошком»,
Поверил песням петушок
И сразу угодил в мешок.

(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)

– Молодцы! Все загадки отгадали, сразу в сказку вы попали.

В лесу, в маленькой избушке, жили-были Петя-петушок-Золотой гребешок, Кот Котофеич и Дрозд Иванович. Жили они дружно, Кот, да Дрозд ходили в лес дрова рубить, а Петушок оставался хозяйничать и дом стеречь. Жили они не тужили, дом построить новый решили.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток! Тук-ток!
Застучал молоток

Дети ударяют кулачками друг о друга

Будем строить новый дом,
С высоким крыльцом,
С окнами большими,

Поднимают руки.

Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую

(«окно»).

Со ставнями резными,
Со ставнями расписными.

Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»)

Тук-ток! Тук-ток!

Ударяют кулачками друг о друга

Замолчал молоток

Опускают руки

Вот готов новый дом

Соединяют руки над головой («крыша»)

Будем жить мы в нем.

Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед.

Сказочник:

    

 

Дом вышел на славу: красивый, просторный, большой, светлый, теплый.  Живут в новом доме Петя-петушок-Золотой  гребешок, Кот Котофеич  и Дрозд Иванович радуются.  Вечерком любят они на лавочке посидеть, да на природу полюбоваться. Красиво вокруг:

Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл. 
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? 
(Осень)

В нашу сказку тоже пришла Осень. Оделась в осенний наряд природа. Окрасился лес в яркие золотисто-желтые и красные цвета.

А сейчас мы все вместе окажемся в сказочном осеннем лесу. Раз, два, три и в осеннем лесу оказались мы. Смотрите, ребята, как закружились в воздухе желтые, красные листья и  начали устилать землю золотисто-багряным ковром.

Дети берут осенние листья. Сказочник:  Давайте, ребята, поиграем с листочками. Игра «С какого дерева лист?», «Подбери признак».

Фонопедические упражнения «Осенние листья»

Подул на листочек слабый ветерок,

Дети делают глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом (направление воздушной струи)

А  затем подул сильный  ветер

Глубокий вдох носом и сильный долгий выдох ртом (направление воздушной струи)

Задрожал листочек

Произносят «бл-л-л…» на одном дыхании, встряхивая кистями рук

Оторвался от веточки листочек и полетел

Изображают полет листочка правой рукой ∞.

Закружился в воздухе

Изображают полет листочка левой рукой ○.

Упал в лужицу

Медленно опускают листочки на пол.

Застучал по лужице дождик

Дети приседают и постукивают пальцами по полу, произнося «па-па-па…» сначала медленно, а потом быстро.

Лужа становилась все больше и больше

Показывают руками

И листочек поплыл по ней, как кораблик.

Изображают руками волны, затем как плывет кораблик, произнося (тянут звуки) [а], [у] на продолжительном выдохе.

Сказочник:

Пришла пора  запасаться дровами на зиму. Собираются в лес за дровами Кот Котофеич, да Дрозд Иванович, Петю-петушка одного оставляют и строго наказывают:

Кот:

– Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, если лиса придет.

Дрозд:

В окошко не выглядывай.

Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес за дровами. Петя-Петушок хозяйничает по дому.

Сказочник:

Кот да дрозд в лес пошли  дрова рубить, а Петя-петушок-Золотой гребешок решил пироги испечь. Пироги  печет, песни поет. Ребята, давайте  мы ему поможем.

Пальчиковая игра «Пироги

Я пеку пироги
С пылу, с жару  из печи.

Пекут «пироги», поочередно прихлопывая сверху одной ладонью по другой.

Пироги румяные,

Круговые растирающие движения одной ладони по другой. Ладони в вертикальном положении.

Большие и малые,

Показывают руками размеры пирогов.

С маслицем, сметаною

Круговые растирающие движения  одной ладони по другой. Ладони в горизонтальном положении.

Для себя, для друзей, 
В гости приходи скорей.

Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед и приглашают в гости.

Сказочник:

А в это время…

Ходит по лесу лиса,
Щурит, рыжая глаза:
Всюду хитрая лисица
Ищет, чем бы поживиться.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, и решила навестить Петю-петушка. Села под окошком и запела песенку:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а она его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса, 
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Кот Котофеич и Дрозд Иванович услыхали, бросились на помощь и отняли у лисы Петю-Петушка. На другой день собираются Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова пилить, опять наказывают:

Кот:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет и съест.

Дрозд:

Мы дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес пилить дрова.

Сказочник:

Пришли в лес кот с дроздом и стали бревна распиливать. Ребята, поможем напилить дрова.

Ритмическое  упражнение «Пила»

Загудела пила
Зажужжала, как пчела
Лопнула и встала – 
Начинай сначала.

«Пилят», двигая руками вперед-назад, наклоняя и выпрямляя корпус в ритме стихотворения. Останавливаются, меняют руки и повторяют упражнение еще раз.

Сказочник:

Пока кот с дроздом дрова пилили,  Петя-петушок все в доме прибрал, пол чисто подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А  лиса тут как тут. Опять прибежала к домику и запела:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок сидит молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу, 
Курицы клюют,
Петухам не дают…

Петушок:

– Ко-ко-ко! Как не дают?!

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса, 
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Кот и дрозд  услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, Дрозд летит… Догнали лису и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывали петушку:

Кот:

Смотри, Петя, не  выглядывай в окошко, не слушай  хитрую лису.

Дрозд:

Мы  уйдем далеко-далеко, не услышим твоего голоса, не сможем помочь.

Сказочник:

И ушли кот да дрозд далеко-далеко в лес дрова рубить. Давайте, поможем им:

Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.

Дыхательное упражнение «Лесорубы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!». Повторить 6-8 раз.

Сказочник:

Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем дрова рубят в лесу, а Петя-петушок в доме все чисто прибрал, пол подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А лиса тут как тут: села под окошечко и поет:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок сидит, молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок
Золотой гребешок,
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу, 
Курицы клюют,
Петухам не дают…

Сказочник:

Петушок сидит все молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры клюют,
А петухам не дают…

Петушок:

– Ко-ко-ко! Как не дают?!

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Сколько Петушок не кричал, ни звал на помощь – Кот и Дрозд не услышали его, очень далеко они ушли в лес за дровами. Вернулись Кот Котофеич и Дрозд Иванович домой, а Пети-петушка-Золотого гребешка-то нет. Погоревали, да делать нечего. Надо идти Петушка выручать, наверно, его лиса утащила. Решили Кот Котофеич и Дрозд Иванович на базар пойти, купить себе там сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку-гусли, чтоб  настоящими музыкантами стать. Идут по лесу, играют в гусельки и песни поют.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Трень, брень, гусельки
Золотые струнушки.

Сказочник:

Звери в лесу удивляются – откуда  у них такие музыканты появились. А Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем ходят песни поют и сами все лисий дом высматривают. Увидели они лисий дом, заглянули в окошко, а там лиса блины печет. Встали Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем  на крылечко и запели:

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,..
Дома ли лиса?  Выходи, лиса!

Сказочник:

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины печет.

Лиса:

Не могу выйти, блины пеку.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,.
Дома ли лиса? Выходи, лиса!

Лиса:

Не могу от печки отойти, блины пеку.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Дома ли лиса? Выходи, лиса!

Сказочник:

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины могут сгореть. Самой лисе нельзя от печи отойти и послать некого – один петушок остался, говорит она ему:

Лиса:

– Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей назад возвращайся!

Сказочник:

 Петя-петушок-Золотой-гребешок выскочил на крыльцо, а Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем схватили петушка и понеслись домой что было мочи. А дома Петя-петушок-Золотой гребешок поблагодарил Кота Котофеича и Дрозда Ивановича  за свое спасение.

Петушок:

Спасибо Кот Котофеич, Спасибо Дрозд Иванович, что спасли меня от лисы. Я больше никогда не буду слушать хитрую лису.

Сказочник:

С тех пор живут вместе дружно Кот Котофеич, Дрозд Иванович да Петя-петушок-Золотой-гребешок. Петя-петушок – Золотой гребешок  больше в окошко на чужие голоса не выглядывает, незнакомым двери не открывает,  а лиса уж больше  к ним не показывается.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

C:\Users\x\Desktop\наглядность звук Ш\img10.jpg

C:\Users\x\Desktop\наглядность звук Ш\img11.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

C:\Users\x\Desktop\наглядность звук Ш\img1.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

C:\Users\x\Desktop\наглядность звук Ш\slide-15.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

цв.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Гимнастика с элементами логоритмики"

Предлагаемые комплексы гигиенической гимнастики - разминки сопровождаются речетивами и рассчитаны на детей разного возраста и разного уровня речевого развития....

"Картотека утренней гимнастики с элементами логоритмики и дыхательных упражнений для детей логопедических групп 5-7 лет"

Уже много лет мы  работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение речи  в большинстве случаев сочетается с нарушениями дыхания и недостатками в двигательной сфере. Поэтом...

Картотека по логоритмике

Логоритмические упражнения для дошкольникв...

Картотека по логоритмике

Логоритмические упражнения для дошкольникв...

картотека по логоритмике

картотека по логоритмике:подготовительная группастаршая группасредняя группамладшая группа...

Картотека по логоритмике

В материале представлены занятия по логоритмике с детьми с ОВЗ....