Воздействие социальной среды
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бубнова Ольга Игоревна

Взаимосвязь психотерапии, психологии, педагогики, социологии и реабилитологии в преодолении последствий воздействия агрессивных факторов социальной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тезисы38 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тезисы Бубновой Ольги Игоревны

Взаимосвязь психотерапии, психологии, педагогики, социологии и реабилитологии в преодолении последствий воздействия агрессивных факторов социальной среды.

                   ГУЗ СПБ ЦВЛ «Детская психиатрия» им.С.С.Мнухина

                                           г. Санкт-Петербург

Формирование личности ребенка происходит в социальной среде. Нормальная социализация ребенка не может проходить без игр и игрушек, книг и мультфильмов. И сегодня мне бы хотелось поговорить о книгах и игрушках, которые мы выбираем для своих детей. Хотелось бы привлечь к этой проблеме всех специалистов работающих с детьми и их родителями: психотерапевтов, психологов, социологов, реабилитологов, дефектологов и логопедов.

И хотя у всех специалистов своей работы предостаточно и нет ни сил, ни лишнего времени, но всегда даже краем глаза можно увидеть – так ли  ребенок играет с игрушками, те ли игрушки ему дают, те ли книжки и стихи ему читают. И если что-либо настораживает специалиста, всегда можно направить ребенка и родителей на консультацию к дефектологу.

Примеры из практики:

1. Ребенок еще не родился, а родители уже повесили в его будущей спальне слоговые таблицы для чтения и с первых дней жизни ребенка усиленно работали с ними. Параллельно ребенок слушал классическую музыку в течение дня, исключая время на сон. В результате, к 3-х летнему возрасту, ребенок ничего не говорил и мало что понимал.

2. Настенная азбука в виде плаката и кубики с алфавитом, где изображены картинки на определенную букву, с которой начинается слово.

Например: Б – барабан

                   Д – дом

Если к согласным претензий нет, то практически все картинки на гласные подобраны неверно.

                    А – арбуз

                    О – очки, окно

                    И – иголка

В данном варианте все начальные гласные – в редуцированной фонетической позиции, они не находятся в ударной позиции и поэтому плохо различимы, а в словах «очки» «окно» мы вообще произносим начальный звук «а».

Можно было бы подобрать «правильные» картинки:

                    А – арка, астры, аист

                    О – остров, облако, осы

                    И – иглы

                    У – утка

                    Ю – юбка

И сколько уже десятков лет переиздается эта азбука, могут меняться картинки, но все равно слова на начальную гласную букву подобраны неверно.

3. Мультфильмы.

Современные  мультфильмы для детей очень динамичные, с мелькающими кадрами и дети не могут понять и запомнить сюжет, падает концентрация внимания. Мультфильмы становятся источником зрительного раздражения, и дети смотрят на экран не отрываясь, впадая в состояние, сродни наркотической зависимости. И не случайно демонстрация агрессии и насилия в мультфильмах вызывает у детей страхи и нарушение сна. У некоторых детей это может вызвать заикание и энурез. Несколько лет назад яркие вспышки в японских мультфильмах вызвали волну эпилептических приступов у большого количества детей по всему миру.

Чем же отличались наши советские мультфильмы от нынешних? Они были спокойные, добрые, с реалистическим изображением зверей и людей. Они всегда учили добру и там добро всегда побеждало зло.

Современные фильмы для взрослых, которые смотрят наши дети.

Прежние фильмы были человечными, смотря их, мы учились пониманию, доброте, порядочности, переживали вместе с героями. Наше же поколение воспитывается на фильмах, в которых прежде всего преобладает насилие, кровавые сцены, власть денег, жажда наживы. Где ради достижения цели хороши все средства. Фильмы ужасов заполонили все экраны. Неудивительно, что по ночам нашим детям снятся кошмары. И как бы мы не старались их оградить от этого, к сожалению это практически невозможно.

Еще один фактор, влияющий на развитие детей – это компьютер. Это чудо-техника прочно обосновалась в наших домах и родителям проще простого посадить ребёнка за монитор, чем заниматься с ним самим. Но ведь мы не думаем о последствиях своего поступка, ребенок полностью погружается в виртуальный мир, он перестает общаться с друзьями, замыкается на играх(в которых в большинстве случаях присутствует насилие).И в конце концов все заканчивается компьютерной зависимостью. «Компьютерная зависимость»- еще несколько лет назад мы не могли представить, что в психиатрии появится такая графа в учете. Теперь она существует наряду с наркотической и алкогольной зависимостью.

4. Почему-то считается, что если на одной странице расположить как можно больше ярких, красочных картинок, то это хорошо и ребенок быстрее все запомнит  и выучит. На самом деле информация (картинки, рисунки и т.д.) должна быть дозированной и по возрасту, иначе мы получаем «кашу» в голове у ребенка и материал он усваивает и запоминает плохо и некачественно.

Не стоит забывать и о зонах ближайшего развития. Ведь бывают случаи, когда ребенок 4-х лет на комиссии в д/с на просьбу прочесть стихотворение - читает: «Унылая пора, очей очарованье…» ни слова не понимая из того, что он говорит.

Немногие родители знают, как надо правильно заниматься с маленьким ребенком, что лучше не читать, а рассказывать ему книжку, постоянно задавая вопросы, и чтобы ребенок пальчиком показывал то, о чем говорит мама. Это и обратная связь, и проверка того, что понимает ребенок.

В ярких книжках, мультфильмах, игрушках – животные должны быть похожи на животных, а люди на людей. Это когда ребенок вырастет и станет взрослым, здоровым, гармоничным, с устойчивой психикой, тогда ему не смогут повредить все эти страшилки.

Помню случай, когда мы раскрашивали зверя: хвост от кенгуру, голова от енота - был не зверь, а неизвестно что и нам надо было, отрабатывая фразу каждое занятие, начиная рисовать, проговорить то, что мы уже сделали. Например: «Мы рисовали кошку, мы рисовали тигра…» «а сегодня мы будем рисовать слона». И каждый раз, дойдя до этого зверя, мы не знали, как его назвать.

И еще мне очень хочется, чтобы кто-нибудь издал игру на цвет, чтобы цвета соотносились только с предметами определенного цвета: желтый – солнце, цыпленок, лимон, луна, месяц, лютик, подсолнух, репка; зеленый – ёлка, трава, лягушка, листья, огурец.

Заканчивая данную работу, хочу сказать, что в развитии и воспитании ребенка не должно быть ничего случайного. Бывает, что небольшое упущение в раннем детстве может вырасти в очень большую проблему в школьном возрасте. Например: неправильное формирование навыка движения глаз справа налево вызовет в школьном возрасте проблемы в усвоении письма и чтения. И задача всех специалистов – быть всегда начеку, во всеоружии, чтобы не упустить ребенка, чтобы подсказать родителям, на что надо обратить внимание, чтобы наши дети росли здоровыми, счастливыми, жизнерадостными и хорошо адаптировались в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Проявление навыков и учений у дошкольников в Социальной среде».

Педагогам нужно стремиться во всех видах деятельности вестикропотливую работу но формированию этих навыков. Осуществлятьпоставленные задачи через игры, в трудовой деятельности, познавательной, через ч...

Особенности психического реагирования детей разного возраста на различные воздействия социальной среды

Статья на тему "Особенности психического реагирования детей разного возраста на различные воздействия социальной среды"...

Статья: «Семья как первая социальная среда ребёнка - дошкольника».

Введение1. Основные задачи и принципы семейного воспитания.2. Технологии и методики семейного воспитанияЗаключениеСписок использованной литературы...

«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

            Наиболее адекватными условиями для про­ведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с от­клонениями в развитии на с...

Влияние социальной среды ДОУ на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста

Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структу...

Буклет: " Как уберечь себя от воздействия окружающей среды?"

Как уберечь себя от воздействия окружающей среды?Как уберечь себя от воздействия окружающей среды?...