Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Моргачёва Надежда Николаевна

Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР

С давних времен пение занимало главенствующую роль в жизни людей. В песне народ изливал душу. Огромными возможностями обладает коллективная форма певческого исполнительства, а это и формирование вокально-хоровых навыков, развитие музыкальных способностей и благотворное влияние пения на физическое состояние поющих.

Перед музыкальными руководителями одной из важных задач стоит задача – научить детей петь. И важно с первых дней жизни ребенка приобщать его к народному музыкальному творчеству. Это и знакомство с потешками, прибаутками, закличками, колыбельными песнями. Все это сделает духовную жизнь ребенка более полноценной. Ребенок должен жить в мире сказки, игры, музыки.

В работе с детьми с ЗПР ставятся определенные задачи:

- приобретение определенных навыков и умений;

развитие познавательной деятельности;

- расширение кругозора

- создание благоприятной психо-эмоциональной сферы;

-развитие способностей, в соответствии с ОВЗ ребенка;

- формирование уверенности в себе.

Хоровое пение пробуждает в ребенке чувство радости, развивает воображение, голосовой аппарат, ведь у детей с ЗПР очень часто бывает нарушение чувства ритма, слуха, невнятная вялая дикция. Но, используя игровые приемы и специально подобранный репертуар, можно обеспечить

«коррекционную направленность» и получить положительный результат. Репертуар рассматривается в сфере доступности для определенного возраста с учетом диапазона, строя, темпа, дикции, динамики по принципу от легкого к сложному.

Для детей с ЗПР главное это беседа, в которой я рассказываю о композиторе, поэте, разбираю текст, объясняя непонятные слова, использую наглядные средства обучения, но самым главным я считаю эмоциональное исполнение произведения.

В процессе исполнения создается атмосфера сопереживания данному произведению. Многие детские композиторы, такие как Е. Тиличеева, В. Герчик, Г. Струве создали очень достойные музыкальные произведения. Несложные, но яркие мелодические обороты, легкий текст Т. Волгиной вызывают у детей эмоциональный отклик и желание многократно повторять эти замечательные песни. После проведенной беседы и предложения ряда вопросов, можно исполнить песню повторно.

Следующий этап – разучивание песни. Дети больше поют стоя – улучшается звук, дыхательные мышцы в таком положении работают активнее. Стараюсь удерживать ребят от громкого, крикливого пения, добиваясь естественного, ненапряженного, светлого и легкого звучания, непринужденного звукообразования и дыхания. Удобный диапазон – ми–си первой октавы очень благоприятен для слухового восприятия. Постепенно вырабатываем умение постепенно усиливать силу звука и ослаблять.

Так как у детей большие проблемы с речью и, соответственно, с дикцией, то на начальном этапе формируем округлые гласные и отчетливые согласные. Для согласованности пения я применяю простейший дирижерский жест – вступление, если мы поем без сопровождения.

Развивая музыкальность детей, можно постепенно добиться улучшения интонации, убрать крикливость, подражание пению взрослых, стеснительность. Учу детей различать красивое пение, стремиться к правильному исполнению песен. Особенно важно научить детей петь выразительно. Выразительное пение требует внимательного отношения к слову, тат как правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование.

Работу над песнями я дополняю небольшими распевками. Они также помогают постепенно формировать вокальные навыки. Фальшиво поющие дети постепенно тянутся за интонирующими детьми. При пении a capella дети могут лучше расслышать мелодию песни, четче произносят слова, конечно, с помощью педагога.

Песню мы разучиваем фразами, имеющими смысловую законченность. Разучивание идет в более медленном темпе, но активным звуком, я объясняю трудные, непонятные слова. Уточняется ритмический рисунок песни, совершенствуется интонация. Можно прохлопать ритм. Ребенок должен почувствовать свой успех, обрести уверенность, самореализоваться.

Мы, педагоги также обязаны следить за своей речью, говорить спокойно, неторопливо, немногословно, быть уравновешенными и приветливыми, помогать детям, поощрять их, порой робкие попытки в исполнении вокальных произведений. Только тогда общими усилиями и будет достигнут положительный результат в развитие музыкальных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»...

СТАТЬЯ: Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста

Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что – то организующее труд, распола...