Мастер – класс для родителей: «Руки помогают – язычок наш укрепляют»
консультация по коррекционной педагогике

Кургушова Елена Александровна

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижают интерес детей к занятиям. Поддержать интерес ребенка к систематическим занятиям, а также повысить эффективность артикуляционной гимнастики поможет – биоэнергопластика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей:

«Руки помогают – язычок наш укрепляют»

(проведение артикуляционной гимнастики с

биоэнергопластикой дома).

Уважаемые, родители!

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижают интерес детей к занятиям. Поддержать интерес ребенка к систематическим занятиям, а также повысить эффективность артикуляционной гимнастики поможет – биоэнергопластика.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика

– плавные, раскрепощѐнные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускоряет формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой повышает интерес детей к выполнению упражнений, что значительно повышает эффективность артикуляционной гимнастики. Кроме того способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствует координацию движений, развивает память, внимание, мышление. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Первоначально на занятиях мы знакомимся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребѐнка в упражнение не "участвует".

После того, как ребенок полностью осваивает упражнение комплекса, подключаем движение ведущей руки, а затем и второй руки.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чѐткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  1. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  1. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  1. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

.

Методика работы:

1.Презентация к сообщению.

  1. Практическое выполнение артикуляционных упражнений и отработка движений кисти руки и пальцев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ручки помогают – язычок наш укрепляют (проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой )

Слайд 2

. Статические упражнения 1 . Воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляционных движений. 2. Развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук. 3. Активизация интеллектуальной деятельности ребенка: развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. 4. Формирование межполушарной взаимосвязи. 5. Формирование умения действовать по словесным инструкциям. Цели:

Слайд 3

Упражнение : « Бегемотик » Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5 раз. О писание движений кисти и пальцев руки : Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удержи­вать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Рис 1а Рис. 1б

Слайд 4

Упражнение: «Лягушка» Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз . На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх . Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 5

Упражнение: «Хоботок» Цель : выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 6

Упражнение: «Трубочка» Цель: учить вытягивать губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении несколько секунд. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз . На счет «один» согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу . Удерживать в таком положении, не смыкая с большим пальцем, под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 7

Упражнение: «Заборчик» Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 8

Упражнение: «Лопатка» Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз . На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. По­вторить 5—6 раз .

Слайд 9

Упражнение: «Парус» Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5 . Повторить 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Слайд 10

Упражнение: «Чашка» Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах . На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз

Слайд 11

Упражнение: «Иголка» Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от I до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 12

Упражнение: «Кошка сердится» Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание артикуляционного упражнения : Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Слайд 13

Упражнение: «Грибок» Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз . На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать подсчет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 14

Динамические упражнения: 1. Ф ормирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое,. 2. В оспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов,. 3. Р азвитие координации движений кистей и пальцев рук. 4. Развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. 5. Развитие межполушарной взаимосвязи. 6. Ф ормирование умения действовать по словесным инструкциям. Цели :

Слайд 15

Упражнение: «Пятачок» Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» — повернуть вправо, на счет «три» — поднять вверх, на счет «четыре» — опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 5—6 раз. Под счет «один», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево — вверх — вправо — вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» — повернуть вправо, на счет «три» — поднять вверх, на счет «четыре» — опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 5—6 раз.Под счет «один», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево — вверх — вправо — вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз .

Слайд 16

Упражнение: «Кролик» Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом. голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 раз. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом. голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 раз.

Слайд 17

Упражнение: «Чистим зубы» Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком Описание артикуляционного упражнения : Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз . На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущен ной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6—7 раз.

Слайд 18

Упражнение: «Кошка сердится» Цель: выработать умение изменять положения языка, выполнять точные движения. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка за нижние передние зубы. Спинку и переднюю часть языка выгнуть (кошка сердится). На счет «два» вернуть язык в исходное по­ложение, но с открытым ртом (кошка спит), язык при этом спокойно лежит во рту, кончик находится возле нижних зубов. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» согнуть пальцы в нижних и средних фалангах, опустить кончики пальцев вниз. На счет «два» — вернуть пальцы и кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6—7 раз.

Слайд 19

Упражнение: «Катушка» Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. На счет «два» убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. На счет «два» вернуть кисть в исходное положение. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 20

Упражнение: «Качели» Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Слайд 21

Упражнение: «Часики» Цель: выработать умение чередовать точные движения языка . Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнятъ упражнение под счет от 1 до 10, по­очередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо . Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Слайд 22

Упражнение: «Блинчики» Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнятъ массаж языка. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий рас­слабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусы­вать язык зубами и произносить « пя — пя — пя — пя » под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.

Слайд 23

Упражнение: «Расческа» Цепь: учить удерживать язык широким и расслабленным . Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Слайд 24

Упражнение: «Гармошка» Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.

Слайд 25

Упражнение: «Лошадка» Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку . Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Под счет от 1 да 10 ритмично и сильно щелкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем . Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.

Слайд 26

Упражнение: «Индюк» Цель: выработать умение производить движения языком по верхней губе. Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение—сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед— назад и произносить при этом « бл , бл , бл , бл ».. Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4— 5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты . Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз .

Слайд 27

Упражнение: «Маляр» Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку Описание артикуляционного упражнения: Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» немного продвинуть язык по небу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по небу под счет от 1 до 4. На счет «пять» — вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.

Слайд 28

Упражнение: «Язычок на прогулке» Цель: выработать умение поднимать язык вверх, опускать вниз, выполнять движения в стороны. Описание артикуляционного упражнения : Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта, на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки: Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз. На счет «один» поднять кисть вверх, на счет «два» опустить вниз, на счет «три» повернуть влево , затем на счет «четыре» повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Сказки весёлого язычка"

Материал для обучения родителей основам артикуляционной гимнастики в игровой форме....

Мастер-класс для родителей "Как пальчики язычку помогают".

Подборка различных форм работы по развитию мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей "Сказки веселого язычка"

Мастер-класс один из основных видов работы учителя-логопеда с родителями....

Мастер-класс: «Руки помогают – язычок наш укрепляют» .

проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой дома...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой "Ручки помогают - язычок наш укрепляют"

В данной презентации представлен комплекс артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой для детей дошкольного возраста....

Ручки помогают – язычок наш укрепляют

Ручки помогают – язычок наш укрепляют...

Презентация артикуляционной гимнастики на тему: "Ручки помогают – язычок наш укрепляют"

Презентация артикуляционной гимнастики на тему: "Ручки помогают – язычок наш укрепляют"...