Игры на координацию речи с движением
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ольга Лачугина

          

    КАРТОТЕКА

по коррекционно-развивающей работе с детьми старшей группы

 

ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

 

 

Цель: создание  условий  для успешного обучения каждого ребенка через  использование  упражнений на координацию речи с движением. 

 

При использовании игр на координацию речи с движением решаются  следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • воспитание умения работать сообща.

Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Их коррекционная направленность по различной тематике предполагает исправление речевых, двигательных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korektsiya_rechi_s_dvizh.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА

по коррекционно-развивающей работе с детьми старшей группы

ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Цель: создание  условий  для успешного обучения каждого ребенка через  использование  упражнений на координацию речи с движением.  

При использовании игр на координацию речи с движением решаются  следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • воспитание умения работать сообща.

Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Их коррекционная направленность по различной тематике предполагает исправление речевых, двигательных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

    ОСЕНЬ

«Листья»

Листья осенние тихо

                       кружатся,

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги

                    тихо  ложатся

(приседают)

И под ногами

            шуршат, шелестят,

(движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться

                Хотят.

(поднимаются, кружатся)

«Дождик»

Капля раз, капля два.

(прыжки на носках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли,

(руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.

(руки полукругом над головой)

«Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный,

            очень вкусный,

(показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвём немножко

(«рвут»)

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

«Овощи»

      Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

(идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами)

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(останавливаются, крутят водящего)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(разбегаются, приседают, водящий ищет)

«Ягода-малинка»

За малиной в лес пойдём,

                          в лес пойдём.

(идут в хороводе, взявшись за руки)

Спелых ягод наберём,

                              наберём.

(идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

(встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон)

Сладкая ты моя,

Ягода-малинка.

(бегут по кругу, взявшись за руки)

«Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!

(маршируют по кругу, изображая игру на барабане)

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно,

Бум-бум-бум!

(идут по кругу, спрятав руки за спину)

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

(то одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

(останавливаются, разводят руками)

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

(руки на поясе, прыжки на месте)

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

(прыжки на месте)

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

(делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)

«За грибами»

     Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(дети идут в хороводе)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(бегут, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(скачут стоя), «срывают» грибы)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

      (идут в развалку, в конце топают правой ногой)

ТРУД

«Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

(ходьба на месте)

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

(присели, собирают грибы)

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

(смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

«Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чашечку собачка

Моет языком.

(сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку)

Хрюшка собирает

Крошки под окном.

(присели, наклоняют ритмично голову)

По столу котище

Лапою скребёт,

(встали, правой рукой делают движения к себе)

Половичку козочка

Веничком метёт.

(«метет» пол)

«Помощники»

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

(встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо)

Потянулись,

(тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились.

(снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились.

(вытирают руку об руку)

ЗИМА

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

(изображают ходьбу на лыжах)

А потом – на коньках,

(изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах!

(падают)

А потом снежки лепили,

(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катили,

(катят воображаемый комок)

А потом без сил упали

(падают)

И домой мы побежали.

(бегут по кругу)

«Снежная баба»

Сегодня из снежного

         мокрого кома

Мы снежную бабу

             слепили у дома.

(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба

              у самых ворот.

(«рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет,

             никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже

                 всей детворе,

А Жучка всё лает:

             «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

(пожимают плечами, разводят руками)

«С Новым Годом!»

С Новым Годом!

            С Новым Годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

(дети стоят лицом в круг, кланяются)

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс.

(идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)

На верхушке выше веток

(стоят лицом в круг)

Загорелась как всегда,

(опускают руки)
Самым ярким, жарким светом

(поднимают руки)

Пятикрылая звезда.

(опускают руки)

     ВЕСНА

«Зима прошла»

Воробей с берёзы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

(ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам)

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

(бегут по кругу, взявшись за руки)

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик-чирик!

(ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом - против)

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

(идут по кругу, взявшись за руки)

С великой милостью:

Со льном высоким,

(идут в другую сторону)

С корнем глубоким,

(приседают, опускают руки)

С хлебами обильными.

(взявшись за руки, бегут по кругу)

«Весна пришла»

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

(дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

И повсюду золото

Разлило, разлило.

(идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки)

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

(бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят.

       (идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая     взмахи крыльев)

ПТИЦЫ

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы в сторону)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(по 2 поворота головы на каждую строку)

  • Кыш! Кышь! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)

«Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

(бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц)

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели.

(приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья)

Взвились, полетели,

Полетели, полетели,

Песенки запели.

(бегут по кругу, взмахивая руками)

    ТРАНСПОРТ

«Машины»

На улице нашей

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие.

(дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

(сделав разворот, двигаются в другую сторону)

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Всем дорогу уступлю.

(когда все «машины» проехали», один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди)

«Теплоход»

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

(шаг вперёд, руки опущены)

Раз, два -

Он назад шагнул сначала.

(два шага назад)

А потом шагнул вперёд -

Раз, два –

(два шага вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

(руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками)

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

(дети маршируют)

На носки поднимись,

(тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз.

(опускают руки)

Раз, два, три, потянись.

(тянутся)

Вот летит ракета ввысь!

(бегут по кругу)

                             «Самолёт»

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

(дети бегают по группе, разведя руки в стороны)

«Лётчик»

Быть шофёром хорошо,

(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

А лётчиком - лучше.

Я бы в лётчики пошёл,

Пусть меня научат.

(бегут, расставив руки, как крылья)

Наливаю в бак бензин,

(остановились, наклонили воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.

(круговое движение правой рукой)

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

(бегут, расставив руки)

РАЗНОЕ

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун,

                        сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(топают)

  • Эй, люди, я с вами чай попить хочу!

(делают призывные движения правой рукой)

«Летучая рыба»

Я летучая, прыгучая,

(дети двигаются подскоками по кругу)

Улетела бы за тучу я.

(двигаются, взмахивая руками, как крыльями)

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.

(изображают  плавание)

«На лужайке»

На зелёной на лужайке

Заиграла балалайка.

(стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке)

Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

(изображают игру на дудочке)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(пляшут)

«Дождик»

К нам на тонкой длинной ножке

Скачет дождик по дорожке.

(прыжки на одной ноге по кругу)

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

(дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания)

Стали мокрыми кусты,

(руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

(наклон, руки к полу, потряхивания кистями)

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей.

(встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры на координацию речи с движением"

Мини картотека игр для детей с нарушением речи...

Игры на координацию речи с движением

Координация речи с движением...

игры на координацию речи с движением

Игры на координацию речи с движением  Игры на координацию речи с движением формирует чувство ритма, расширяет речевые возможности детей; снимает мышечные же зажимы ,формируют контакт с ребён...

ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Речь-это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.Практическое применение игр данного типа направлено на решение сле...

Игры на координацию речи с движением

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоен...

Игры на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...