Некоторые рекомендации по проведению занятий по лепке с незрячими детьми
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Примерные конспекты занятий по лепке с незрячими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_snegirya.docx74.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия. Лепка птички – снегиря (лепить из целого куска путем оттягивания).

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем лепить снегиря. Вспомните, как мы были в уголке природы, брали его в руки, осторожно ощупывали. Я вылепила вам снегиря. Вот он. Посмотрите, у снегиря маленькая круглая головка. На голове у него клюв и глаза. Туловище снегиря почти круглое, сзади плоский небольшой хвостик, а снизу под животом две лапки, на каждой лапке три пальчика спереди и четвертый сзади, для опоры. (Каждому ребенку показывается слепленный образец.) Я сейчас буду лепить снегиря и рассказывать, как я это делаю, а вы внимательно слушайте и лепите так же.

Берем кусок глины, катаем шарик. Из шарика раскатываем округлую, немного вытянутую фигуру, как яичко. Возьмем эту фигурку в левый кулак, а правой рукой всеми пальцами оттягиваем с одной стороны небольшую круглую головку и короткую шейку. С другой стороны двумя пальцами (большим и указательным) оттягиваем хвостик. На голове нужно оттянуть клюв. Шейку выровнять, чтобы была гладкая. Теперь поверните птичку хвостиком к себе. Двумя пальцами правой руки оттяните и выровняйте хвостик, так, чтобы он получился плоский, у туловища несколько уже, а к концу чуть шире. Теперь нужно вылепить ножки. Для этого сделайте внизу на животе между головой и хвостиком два защипа. Из каждого защипа сделайте ножку. Ножка должна быть круглой, с тремя пальцами внизу спереди и с одним сзади.

Образец еще раз показывается детям для контроля и сравнения. Некоторые дети, хорошо поняв объяснения, справляются с лепкой самостоятельно. Остальным детям требовалась помощь. Воспитатель показывает им, где должны быть оттянуты голова и хвостик, ножки, т. к. дети затрудняются в ориентировке на теле птички.

Основные трудности при лепке птички для слепых детей состоят в умении найти место каждой из основных частей и правильно расположить их по отношению к туловищу. Ход занятия должен быть направлен на то, чтобы помочь детям в ориентировке во взаимном расположении частей. Воспитатель использует для этого руку ребенка, показывает простые приемы ориентировки на куске глины: “Возьмите слепленное туловище снегиря в руку и зажмите в кулак. С одной стороны туловища нужно сделать головку, а с другой – хвостик!”. Такое объяснение, основанное на доступных детям мерах пространства, помогает им выполнить задание.

Лепка яблока

Дети будут лепить яблоко. Каждому ребенку дается настоящее яблоко, которое он внимательно обследует. Воспитатель обращает внимание детей на форму яблока.

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем лепить яблоко. На прошлом занятии мы лепили мячик, он был похож на шарик, а яблоко? Посмотрите на яблоки, лежащие у вас на столах! Какой формы?

Надя: Тоже похожи на шарик, только вверху маленькая ямка и маленькая веточка и внизу ямка.

Воспитатель: Правильно. Веточка называется «черенок». Вот мы и будем лепить яблоко, как лепили шарик, а потом указательным пальцем сделаем внизу и вверху маленькие ямки. Скатаем небольшой черенок и прикрепим к верхней ямке. Сережа, напомни, как ты лепил шарик.

Сережа: Я взял кусочек глины и начал его мять, а потом катал на ладошках.

Воспитатель: Правильно. Вот и сейчас на левую ладошку надо положить глину и правой катать его, делая круговые движения. Кто забыл, как это делается, я покажу (Подходит к воспитанникам, которые забыли приемы лепки, и показывает, как раскатать глину.) Теперь возьмите шарики, положите на левую ладоньи указательным пальцем правой руки слегка нажмите. Получится ямка. А теперь сравните с настоящим яблоком.

Сережа: Мое яблоко похоже, но не совсем.

Воспитатель: Что же не так?

Сережа: А тут, внизу есть еще маленькая ямка.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у настоящего яблока, действительно, снизу маленькая ямочка.

Надя: А нужно слепить еще черенок!

Воспитатель: Правильно, нужно слепить еще маленький черенок. Яблоко прикрепляется этим черенком к ветке. А куда нужно прикрепить черенок?

Валерик: Черенок мы прикрепим к верхней ямке, и оно будет висеть.

Воспитатель: Правильно. (Дети нашли ямки и черенок на натуральном яблоке.) Теперь сравните еще раз яблоко из глины с настоящим яблоком.

Сережа: У меня яблоко очень похоже, только маленькое.

Оля: А у меня ямка вверху, а другая сбоку.

Воспитатель: Оля, посмотри, где ямки у настоящего яблока, и исправь, сделай все, как у настоящего яблока.

Воспитатель, давая детям для лепки натуральные предметы, учит воспринимать не только общую форму, но и выделять видовые признаки предмета, признаки, которые отличают яблоко от ранее слепленного шара. В то же время воспитатель учит детей в реальном предмете увидеть те простые формы, которые являются для нас эталонами (в данном случае дети усваивают, что яблоко имеет форму шара).

Сюжетная лепка на тему сказки “Три медведя”.

Цель занятия: закрепить умение детей выбрать сюжет для своей лепки, лепить известные им предметы, умение, правильно отразить взаимное расположение частей предметов и соблюдать пропорции. (Ранее воспитатель группы провела целый ряд занятий, на которых дети лепили отдельные элементы, необходимые для композиций: мебель, посуду, животных.)

В начале занятия сообщила детям, что все вместе они могут вылепить сказку “Три медведя”, но для этого каждый из них должен выбрать одну из сцен сказки. Воспитатель направляет замыслы детей, подсказывая им общую идею, доступную их техническим умениям.

Воспитатель: Мы будем лепить сцены из сказки “Три медведя”. Расскажите, что вы будете лепить.

Петя: Я буду лепить, как Мишутка увидел девочку на своей кроватке.

Воспитатель: Какие предметы ты будешь лепить?

Петя: Кроватку, на кроватке девочку и маленького Мишутку около кровати.

Вова: Я буду лепить девочку, она сидит за столом на маленьком стульчике. Она ест Мишуткину похлебку. Я слеплю стол, стул, чашку с ложкой и девочку.

Зина: Я буду лепить лес. В нем медведи гуляют. Я буду лепить два дерева, трех медведей – большого, маленького и среднего.

Сережа: Я буду лепить домик и девочку.

Воспитатель: Лепите то, что задумали, а потом мы составим сказку.

Дети работали самостоятельно. Каждый выполнил задуманное. Потом все вылепленные предметы расположили на большой доске.

Практика показывала, что со слепыми детьми дошкольного возраста можно проводить все виды работ по лепке: лепку с натуры, по представлению, по замыслу, сюжетную.

Занятия лепкой обогащают мир слепого дошкольника, уточняют его представления о предметах окружающей жизни и позволяют развивать его творческую активность.

Тема: «Узор»
Описание материала: данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми с глубокими нарушениями зрения.
Тема: «Узор»
Цель: Учить детей создавать последовательный узор на полоске бумаги, чередуя сплющенный шарик и кольцо.
Закреплять умение понимать и запоминать содержание своей работы, используя усвоенные ранее способы лепки.
Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Коррекционная цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, умения работать обеими руками, в ходе работы самостоятельно сравнивать свою работу с предложенным образцом.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представление об узоре, как элементе украшения.
- познакомить с разными узорами.
-учить фиксировать внимание детей на форме, фактуре предложенного узора.
-способствовать развитию речи, как средству общения.
-упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности дощечки для придания предмету необходимой формы.
Развивающие:
-развивать интерес к продуктивной деятельности.
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать наблюдательность, доброжелательность, коммуникативные навыки, усидчивость, интерес к окружающему , вызывать положительные эмоции от выполненной работы.
Закреплять умение передавать форму шара, лепить шары разного размера.
Коррекционная цель:
развитие мелкой моторики, координации речи с движением, развитие умения планировать свою работу, доводить дело до конца.
Ожидаемый результат:
Дети имеют устойчивое представление об узоре, понимают, что узор можно выполнить разными способами, из разного материала. Умеют выделять последовательность фигур в узоре, соблюдают эту последовательность в ходе выполнения задания по памяти и с опорой на образец.
Оборудование: образцы закладок из картона разной фактуры, пластилин, доска, салфетка, образец.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости придет сказочный персонаж, но для начала я загадаю вам загадку про него. И вы должны отгадать кто это? Готовы?
Загадка
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно ребята, к нам в гости пришёл Буратино.
Играет музыка, заходит Буратино, дети здороваются, обследуют его руками, трогают нос, колпак и т.д.
Буратино: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй Буратино.
Буратино: Ребята мне нужна очень сильно ваша помощь.
Воспитатель: Буратино мы конечно поможем тебе, но ты для начала расскажи нам, что случилось, какая тебе помощь нужна. А мы с ребятами, чем сможем, тем и поможем. Правда, ребята?
Дети: Да.
Буратино: Хорошо. Ребята, вот смотрю у вас в группе много книг, вы, наверное, любите их читать. Правда, любите?
Дети: Да.
Буратино: Я тоже очень люблю рассматривать книги. Ребята у меня вот в руках книга с яркими рисунками, который подарил мне папа Карло в школу. Но вот беда, по дороге со школы, домой я всё забываю постоянно, то есть я не помню, какую страницу мы смотрели в школе, ни как не могу найти мне нужную страницу. А мне ведь надо учиться. Вот, я хочу попросить у вас помощи, чтобы я помнил, какая мне страница нужна, чтоб всю книгу не перелистывать.
Воспитатель: Ребята чем мы можем помочь Буратино?
Дети: Изготовить закладку .
Воспитатель: Верно, для того чтобы не терять страницу в книге можно использовать закладку.
Воспитатель предлагает детям обследовать разные виды закладок.
Воспитатель: Пощупайте, ребята, какие закладки красивые, фактурные, для украшения, то есть создания узоров, закладок могут быть использованы разные геометрические формы и круглые и квадратные и треугольные.
Рассказ об узоре.
Варианты закладок:
1. На полосе из картона чередуются квадраты из ковролина и прямоугольники из бархатной бумаги.
2. На полосе из картона чередуются квадраты и ромбы из гофрированной бумаги.
3. На полосе из картона чередуются круги из гофрированной бумаги, которые чередуются разным направлением полос.
В ходе обследования необходимо подвести детей к пониманию последовательностей в узоре, определению следующего элемента.

Также необходимо четно прощупать все фигуры, вспомнить их свойства.
Воспитатель: А перед работой мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Неделя доброты».
Если пальчики грустят -
Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут -
Их обидел, кто-то значит. (Трясем кистями) .
Наши пальцы пожалеем -
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу) .
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью) .
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат. Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. Каждый палец зажимаем в кулачке) .
Воспитатель: Молодцы, а теперь проходим и садимся за рабочие места и приступаем к работе.
Сегодня у нас лепка, и поэтому мы с вами будем делать необычные закладки, мы их будем лепить из пластилина.
Обследование образца, выделение основных элементов, закономерностей в узоре, проговаривание этапов работы.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, давайте обследуем пальчиками полоску, заготовку для образца.
Определим, какой она формы, где верх (срезанный верхний левый угол), края (верхние и нижние), середина (провести пальчиком).
Сравним с образцом, определим, где будут располагаться элементы узора.
Давайте еще раз вспомним и потрогаем, из каких элементов состоит узор, и какая последовательность расположения фигур. Обратите внимание на интервалы между фигурами.
Воспитатель: Какая фигура первая? Как мы ее будем лепить?
Дети проговаривают: первая фигура- круг, мы вылепим кар и сплющим его, чтоб получился круг, следующая фигура- кольцо, мы вылепим колбаску, соединим ее концы и получится кольцо, его мы положим на полоску, после круга и сплющим.

Необходимо следить за соблюдением интервалов между деталями.
Чтоб нам было веселей работать, прежде чем приступать к работе, следует отдохнуть и сделать физкультминутку. Выходите из-за своих рабочих мест.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети выполняют работу, постоянно сличая свою работу с образцом.
Деление пластилина на куски, удобные для лепки:
Вот перед вами брусок пластилина, разделите его на три равные части, два куска уберите в верхний левый угол, а третий разломите на два одинаковых по размеру и из них мы сейчас вылепим первые два элемента узора нашей закладки.
Нахождение правильного расположения заготовки:
Положим заготовку правильно, найдем левый верхний (срезанный) угол.
Далее дети сверяют с образцом и определяют первый элемент узора.
В ходе выполнения работы необходимо следить за тем, чтоб дети не забывали про центр заготовки, выкладывали элементы работы правильно, не спешили.
Воспитатель: Какие вы молодцы, какие у вас у всех получились замечательные закладки. Буратино тебе нравится?
Буратино: Очень, теперь я буду знать, на какой странице нужно делать домашнее задание, спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ребята вы также можете сделать закладки и подарить их своим старшим сёстрам и братьям.
Воспитатель: Ну что ж ребята, а нам пора прощаться с Буратино, давайте скажем ему до свидания.
Дети: До свидания.
Подведение итога:
Вопросы детям:

1.Что мы сегодня делали?
2.Что такое закладка?
3. Что такое узор?
По окончании занятия дети обмениваются работами и сами оценивают работу друг друга.

На что педагогу необходимо обращать внимание в ходе занятия:
1. На осанку;
2. На использовании обеих рук при обследовании образца, выполнении узора;
3.На ориентировку ребенка по заготовке и образцу (соблюдение интервалов, соотношение размеров деталей, соблюдение расположения узора и т.д.)
4.На физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Всю деятельность ребенка нужно сопровождать речью: «что ты лепишь?», «Какая деталь будет следующая?», «Где центр полоски?»

Черепаха

Педагоги с завязанными глазами стоят у двери в учебный класс. Воспитатель звенит в колокольчик.
Воспитатель: ребята, слышите, звенит колокольчик, что это значит?
Дети: начинается занятие.
Воспитатель: Верно, сейчас у нас будет занятие, прошу вас занять свои места за столами, проходите и ищите свои стулья (на каждом стуле приклеен квадрат из разного по фактуре материала), Лера ищет свой стул, с квадратом из ковролина, у Катюши на стуле приклеен квадрат из гофрированной бумаги, у Вики- из фольги, он приятно шелестит при прикосновении.
Дети сели за столы.
Воспитатель: Сегодня у нас будет занятие по лепке, а кого мы с вами будем лепить, мы узнаем после того, как отгадаем загадку:
Быстро по воде плывет,
Но очень медленно ползет.
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь – не рубашка,
Кто же это? (черепашка).
Воспитатель: Верно, так говорят про черепаху. И сегодня к нам на занятие пришла черепаха, она живет в аквариуме, в теплой воде, давайте познакомимся с ней, не бойтесь, опускайте руки в воду и аккуратно ощупайте нашу гостью.


Прикасайтесь аккуратно, чтоб не испугать ее.
Дети обследуют черепаху в воде, там она не прячется в панцирь. Затем можно достать ее из воды и ощупать панцирь более подробно.
Воспитатель: Вот у нее панцирь, вот голова, лапки, на них коготки, маленький хвостик.
После контакта с черепахой необходимо помыть руки.
Воспитатель: Сегодня у нас занятие, на котором мы будем лепить, и чтобы не испачкать одежду нужно одеть нарукавники, они лежат в верхнем левом углу вашего стола. (надевают)
Воспитатель: Напомните мне, кого мы сегодня будем лепить?
Дети: Черепаху.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется очень прочная и твердая часть черепахи? Из чего его можно сделать?
Дети: Панцирь. Панцирь можно сделать из скорлупы ореха.
Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать игрушечную черепаху, внимательно ощупайте ее голову, лапы, хвост. А теперь я предлагаю вам обследовать готовый образец, именно такую черепаху нам нужно сделать на занятии. Но перед тем, как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванной, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.

Этапы работы.
При работе со слепыми детьми важное значение имеет инструкция, она должна быть четкой и понятной, важно соблюдать последовательность выполнения работы. Слепой ребенок ограничен тактильными ощущениями, именно поэтому необходимо научить его структурировать свою работу.
1этап-Деление пластилина на части.
Воспитатель: Перед вами, на доске лежит брусок пластилина, ощупайте его и разделите его на три равные части. Одну часть пластилина кладем в левый верхний угол, из него мы вылепим передние лапки, второй кусок пластилина кладем в правый верхний угол, третий кусок положите на середину доски.
Воспитатель дает детям скорлупу от грецкого ореха, предварительно наполненную пластилином и образец готовой работы.
2 этап - выполнение работы с опорой на образец.
Воспитатель: Возьмите образец, внимательно ощупайте его, давайте найдем голову и хвост.
Как вы думаете, как нужно разломить кусок пластилина, чтобы вылепить из него голову и хвостик?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, для хвостика нужен маленький кусочек, а для головы - большой.
Возьмите образец и потрогайте, какой формы хвостик, голова.
Дети: Хвостик похож на морковку, а голова круглая.
После того как дети вылепили хвост и голову им нужно объяснить, что голова и хвост располагаются на противоположных сторонах скорлупы, на одной линии.
В ходе работы необходимо напоминать детям о том, что образец поможет им справиться с работой самостоятельно.
Воспитатель: После того как мы вылепили голову и хвост, приступаем к лепке лап. Возьмите пластилин, который лежит в левом верхнем углу, из него мы вылепим передние лапки. Разделите пластилин на две части, и вылепите из него лапки. Как вы думаете, как можно слепить лапы?
Дети: (после обследования образца) Лапы похожи на колбаски.
Необходимо обследовать образец и установить где расположены передние лапы черепахи, уточнить, что они находятся возле головы. Также лепятся и задние лапы, спросить у детей, в каком углу остался пластилин (для задних лап).(Эти повторы имеют большое значение )
Дети выполняют работу. В ходе лепки дети сравнивают образец и свою работу.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/45162_7a053257a6526f0343b5e4b1cfcac066.jpg.jpg


Воспитатель: Ой, какие красивые получились у нас черепахи. Ребята, я предлагаю вам отложить работу и размяться.
Физкультминутка «Черепашка».
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана . (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку . (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед . (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)

Дети сели за столы.
Воспитатель: Вот мы с вами слепили очень красивых черепах, давайте, еще раз сравним, свою работу с образцом, чего не хватает?
Дети: глаз.
Воспитатель: Верно, глаз, глаза мы сделаем из маленьких бусин, вот только они спрятались, вот вам стаканчики в них среди песка вы найдете бусинки. Когда найдете, приклейте их, чтобы получились глаза, не забывайте сравнивать расположение с образцом.
3 этап – разукрашивание черепахи.
Воспитатель: Ребята, наши черепахи получились очень красивыми, но они грустные, им не хватает цвета. Я предлагаю разукрасить их, обычно черепахи бывают, желтыми с зелеными пятнами или коричневыми. У меня есть зеленая и желтая краска.
Воспитатель ставит на доску перед ребенком зеленую и желтую краску.
Воспитатель: Вот тебе зеленая краска, поставь ее слева от себя, а вот желтая краска, ее поставь справа от себя. Вот кисти (кладутся перед ребенком), выбери сам, какой будешь разукрашивать (кисти разные: длинные и подобные грифелю). Вика, какой кистью хочешь работать ты? Лера, с какой стороны у тебя желтая краска? Давайте возьмем свою черепаху, найдем ее панцирь, именно его нужно разукрасить желтой краской, работать нужно аккуратно, разукрасить нужно весь панцирь. Приступаем к работе, одной рукой мы следим за поверхностью, которую нужно разукрасить, в другой держим кисть.


После того, как дети разукрасили, можно сделать дыхательную гимнастику, подуть на черепаху, чтобы краска высохла.
Воспитатель: Какие красивые черепахи, у них желтые спины, а теперь мы украсим желтый панцирь зелеными пятнами. Давайте вспомним, где у нас находится зеленая краска? Открывайте ее, макайте пальчик, и рисуйте пальчиком красивые пятна на панцире вашей черепахе.

По окончании дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, у нас получились отличные черепахи, ими можно играть, вы сможете забрать свои работы домой.
Давайте аплодисментами оценим работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по лепке с детьми подготовительной группы на тему: «Дымковская барышня».

Программное содержание: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы.Учить выделять средства выразительности у дымковской и филимоновской барышень, находить сходство и различия.Учи...

Конспект проведения занятия по лепке Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»

Конспект проведения занятия по лепке  Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»...

Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста

Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по проведению занятия «Лепка. Варежка»

Презентация занятия "Лепка. Варежка" для воспитанников ПНДДС ЦВЛ "Детская психиатрия" возраст 3-4 года...

Консультация "Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми"

В данной консультации говорится об особенностях проведения занятий по лепке со слепыми детьми. Указываются методы и приемы работы....

Рекомендации родителям по проведению занятия по лепке «Белочка грызет орешки» (для детей старшей группы)

Эти рекомендации направлены на помощь родителям по организации занятия по лепке с детьми 5-6 лет, нацеленного на закрепление умения лепить зверька, передавая его характерные особенности....

Занятия лепкой с незрячими детьми дошкольного возраста

Некоторые рекомендации по занятию лепкой с незрячими дошкольниками...