Вкусная артикуляционная гимнастика для малышей
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Гущина Людмила Викторовна

Стадшего для родителей младшего дошкольного возраста,  которые  хотят помочь ребенку сформировать звуки родного языка путем укрепления мышц органов артикуляционного аппарата с помощью доступной  для малыша артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вкусная  артикуляционная гимнастика для малышей.

       Когда ребенку исполняется 3 года,  некоторые родители обеспокоены тем, как идет речевое развитие  малыша, что и как он должен говорить в этом возрасте, какие звуки проговаривать и как ему помочь в формировании  еще не появившихся  звуков. В помощь родителям и  разработана эта « вкусная» гимнастика.

   Речевой звук  образуется путем  прохождения  воздуха   через голосовые связки  и органы речевого аппарата ( небо, язык, губы, зубы, носовая полость). От  развития голосовых связок и мышц артикуляционного аппарата зависит появление звука у маленького ребенка . У грудного ребенка язык находится в гипертонусе, он сжат и сильно выгнут, чтобы сосать . Однако постепенно язык расслабляется , продвигается вперед , становиться более широким, что способствует появлению помимо заднеязычных звуков (К, Г, Х) переднеязычных звуков, (М, Н, Т, Д,П, Б), причем сначала мягких, а затем, по мере опускания спинки языка, и твердых,  далее появляются мягкие С’, З’ и твердые С, З. В дальнейшем мышцы языка укрепляются настолько, что язык начинает подниматься вверх, он более динамичен, особенно его кончик, что способствует появлению шипящих (Ш, Ж) и соноров (Л-Л’, Р-Р’) .

   Родители   маленького ребенка могут помочь малышу в процессе формирования того или иного звука. Прежде всего они  сами показывают образование  каких-то звуков и кроме того, подготавливают  его артикуляционный аппарат для проговаривания этих звуков.  

         Для того, чтобы подготовить маленького ребёнка  2- 3-4 лет для воспроизведения какого-либо звука, родителям  можно в течение дня между делом: вовремя приема пищи, купания, на прогулке, в процессе какой-то игры с ребенком -  провести упражнения  из «вкусной» артикуляционной гимнастики. Она  поможет малышу укрепить  мышцы языка, губ, небной занавески  и  сформировать ряд непроизвольных движений  органов артикуляционного аппарата, необходимые для проговаривания того или иного звука. В дальнейшем логопед переведет эти непроизвольные движения в произвольные движения  и сформирует у малыша правильное  произнесение звука, если он не справился с этим самостоятельно. Упражнения проигрываются самими родителями или логопедом в течение дня.

Для укрепления  круговых мышц рта ( губ):

-«Держи крепче»

Предложите малышу удержать губами макаронину, соломинку или палочку  чупа-чупса, а  взрослый пытается забрать предмет себе.

-« Клоун» , « Петрушка», « Весёлые лягушки».

Предложить ребёнку поиграть с  весёлым  Клоуном ( Петрушкой, Лягушкой  и т.п. ). Клоун выступает в цирке, он улыбается и веселит детей и взрослых. Теперь ваш ребёнок будет Клоуном, который широко улыбается и веселит папу.

Необходимо удержать широкую улыбку  около 10 сек.

«Засмеялся Клоун вдруг, улыбнулись все вокруг.»

-Аналогичная игра с « Веселыми лягушками»:

«Тянем губы прямо к ушкам, улыбаются лягушки»

Пароходик»

Когда есть возможность поиграть с пароходиком ( в ванне,  в тазике), предложить ребёнку погудеть как пароход: УУУУУУУУУУУУ. При этом губы  малыша вытягиваются вперед.

-«Сирена полицейской машины»

( динамическое упражнение)

Предложить ребенку покатать и озвучить полицейскую машину : И-У И-У И-У И-У.

Поскольку  для большинства звуков русского языка требуется широкое положение языка, учим ребёнка расслаблять язык.

Для расслабления мышц языка ( широкий язык):

- «Сладкий дождик» Во время приема пищи:

Ребёнку предлагается высунуть язык и удерживать его зубами. Взрослый из пипетки быстро капает сладкой водичкой на кончик языка ребёнка. Далее можно предложить  малышу  удержать язык не зубами, а губами, так как языку может быть больно , ведь зубки острые.

- «Блинчики с вареньем»

Предлагается ребёнку открыть рот и высунуть язык. «Это наш блинчик. Смажем блинчик вареньем (сгущенкой, сметаной)». Взрослый проводит  чайной ложкой , немного смазанной вареньем, по срединной части языка, слегка надавливая на язык.

Чтобы не спазмировать  мышцы языка, и варенье и ложка должны быть теплыми.

Для подъема широкого языка

-« Слижем с ложки»

Ребёнку предлагается слизать с большой деревянной ложки варенье. Сначала вареньем смазывается вся ложка . Ребенок чаще всего слизывает его кончиком узкого языка.  Затем взрослый смазывает  слегка  только боковые края ложки, побуждая ребёнка слизывать широким языком.

Можно предложить слизывать с блюдца.

- « Лакание»

На тарелку наливается густая сметана ( сгущенка, мед, варенье) , предлагается малышу полакать её как киска ( собачка), при этом язык не должен касаться губ, так как тогда кошечка останется голодной , ведь вся сметанка будет на губах и в рот не попадет.

- «Вкусный леденец»

Ребенку предлагается полизать  плоский леденец ( в виде тюльпанчик или сердечка ) широким языком.

Можно предложить ребёнку полизать мороженое широким языком.

- « Удержи макаронину».

Когда мама собирается готовить макароны или спагетти, предложите ребёнку удержать макаронину языком.

- « Вкусное варенье»

Смазать ребёнку всю верхнюю губу вареньем и попросить слизать его  сразу со всей губы широким языком ( приоткрыть рот , высунуть язык, поднять его наверх на губу , быстро слизать и убрать язык в рот.) Чтобы побуждать ребёнка слизывать широким языком, губу лучше смазывать  не по центру, а по краям губы.

Чашечка»

  • Стимулируем подъем боковых краев и кончика широкого  язык, формируем

 « чашечку».

Ребёнку предлагается пососать конфету «чупа-чупс». Когда шарик карамельки станет маленьким,  предложите малышу высунуть язык. Взрослый надавливает им на центр языка, делая в нем ямку.    Далее шариком  конфеты  можно рисовать маленькие кружочки, как будто     закручиваете раковину улитки.

  • Взрослый предлагает малышу открыть рот, высунуть язык и кладет ему на центр языка кусочек  изюминки, слегка надавливая на язык. Ребенку предлагается удержать изюминку на языке, подняв для этого края языка.
  • Взрослый предлагает ребёнку открыть рот, высунуть язык. Затем из пипетки капает ему на центр языка сладкой водичкой. Ребенок  пытается удержать водичку, а для этого нужно поднять края языка.

-«Розетка»

Взрослый насыпает ребёнку в розетку изюм, рассматривает с ребёнком эту розетку и обращает внимание  на поднятые края  вазочки. Далее предлагает малышу открыть рот и высунуть язык , кладет  ему на центр языка  кусочек изюминки, слегка надавливая на нее. Ребенку  предлагается удержать изюминку  на языке, подняв  его края ,  как у вазочки.

Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем пытается надавить на неё, чтобы удержать наверху. Таким образом, малыш вырабатывает непроизвольный подъём широкого  языка вверх.

-« Пососи конфету» 

Дается малышу маленькая карамелька немного мягкая или мармеладка и предлагается ее пососать, прижимая конфету  широким языком  к твердому нёбу.

-« Раздави ягодку»

 Взрослый на язык  ребёнка кладет  какую-либо мягкую ягодку  и предлагает раздавить её, прижимая ягодку к твёрдому нёбу.

-« Лошадка»

Ребенку предлагается  поцокать языком. Лошадка веселая, она улыбается. ( Цокать языком на улыбке, зубы открыты.)  Лошадка бежала , устала, угостим лошадку яблочком. ( Ребенка угощают кусочком яблока или еще чем-либо.)

- « Почистим зубки» ( когда чистит зубы щеткой)

Чтобы удержать широкий язык за нижними зубами, ребёнку предлагается почистить широким языком нижние  передние зубки. А чтобы поднять широкий язык  наверх и, удерживая  его за верхними передними зубами, почистить верхние передние зубы изнутри.

Для формирования узкого языка.

-« Чупа-чупс.

Ребёнка просят открыть рот. Перед ним взрослый держит конфету «чупа-чупс», к которому тянется язык ребенка. Губами не помогать. Когда ребёнок  достанет  несколько раз до чупа-чупса, отдать ему конфету.

-«Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

- «Вытолкни шарик жевательной резинки»

Помещается маленький кусочек- шарик  жевательной резинки, мягкой конфетки  или  изюминка на основание  передних верхних  зубов с внутренней стороны. Ребёнку предлагается вытолкнуть шарик. 

Для подъема корня языка.

-«Птенчики»

 Взрослый предлагает ребёнку открыть рот и высунуть язык . Язык не держать зубами и губами. На язык взрослый капает из пипетки сладкую водичку. Каждую каплю ребенок проглатывает.

-«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

Формирование центральной воздушной струи.

     Таких игр очень много, надо проявить небольшую фантазию.

  • «Воздушный поцелуй»
  • « Пузыри в стакане» : пускать соломинкой для коктейля пузыри в стакане с водой .
  • «Футбол» : ребёнку предлагается задуть мячик пинг-понга в «ворота»
  • « Морской бой» : при купании ребёнка
  • « Гоняем воздушный шарик»
  • « Остуди горячий чай»
  • « Подуй на одуванчик, на флажок  и т.п.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вкусная артикуляционная гимнастика для занятий дома

Игровая артикуляционная гимнастика со сладостями...

Буклет "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Буклет для родителей детей 2-4 лет....

Вкусная артикуляционная гимнастика

Артикуляциоонная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребенок правильно произносил звуки, его губы и...

Вкусная артикуляционная гимнастика

Вкусная артикуляционная гимнастика...

Картотека вкусной артикуляционной гимнастики

В картотеке вкусной артикуляционной гимнастики систематизированы и расширены нестандартные подходы к формированию артикуляционной моторики. Такой подход решает проблему нарушения звукопроизношени...

Вкусная артикуляционная гимнастика

quot;Вкусная" артикуляционная гимнастика - материал для педагогов по взаимодействию с родителями....

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...