Дифференциация звуков Ч и Т ' ( методическая разработка)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гущина Людмила Викторовна

Разработана методика дифференциации звуков Ч и Т ', подобран речевой материал и дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_ch-t.pptx773.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация ЗВУКОВ Ч - Т ’ ЦЕЛИ: Дифференцировать звуки друг от друга ЗАДАЧИ Развить слуховую дифференциацию Закрепить дифференциацию звуков в произношении

Слайд 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ч и Т ’ Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. На этом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Проводится работа по уточнению артикуляции звука с опорой на слуховое, зрительное, тактильное восприятие. Затем звук выделяется на фоне слога, слова, определяется его местоположение в слове. Каждому звуку дается какой-то символ. СИМВОЛЫ ЗВУКОВ ЗВУК Ч ЗВУК Т ’ Песенка паровозика Песенка птички Чух-Чух Тинь-Тинь

Слайд 3

Этап дифференциации смешиваемых звуков. 1.Сравнивнение артикуляций звуков: чем похожи и чем отличаются. 2.Дифференциация на уровне фонематическое восприятие смешиваемых звуков: - в потоке звуков - в потоке слогов - в потоке слов 3. Дифференциация звуков в слогах: Синтез пары слогов из данных звуков Проговаривание ряда слогов с оппозиционными слогами Замена в слоге звука на оппозиционный звук. 4.Дифференциация звуков в словах: Отраженное проговаривание пары слов с оппозиционными звуками Работа со словами – квазиамонимами , т.е. со словами, различающимися одним звуком в одной и той же позиции. Работа над словом, содержащим оба оппозиционных звука. 5. Дифференциация звуков в словосочетаниях: Анализируется каждое слово, выделяется в слове оппозиционный звук. 6.Дифференциация звуков в предложении: Анализируется каждое слово в предложении, выделяется оппозиционный звук в слове, выполняется графическая запись предложения. 7. Дифференциация звуков в тексте.

Слайд 4

Т ’ Произнеси ряд звуков ХЛОПНИ( на звук Ч) –ТОПНИ( на звук Т ’ ): 1. В потоке звуков: Ш Л ’ Ч Т ’ С ’ Ч Ч Т ’ Х А Ф ’ Ч С Т ’ Т ’ Ш Ч Щ Т ’ ……… 2. В потоке слогов: ЧА, МА, ТЫ, ТИ, АШ, АЧ, АТЬ, ЩИ, ТИ,ЧИ……. 3. В потоке слов: -Чашка, тележка, черный, шалаш, щука ,тюльпан, черепаха, тигренок, хохот , мишутка, тихо. ……. мяч, лить, калач, домик, шить, беречь, смотреть, стук, калач….. мочалка, скатерть, рабочий, ветер, вечер, щенок, мешок, чушь….

Слайд 5

Сложи звуки, произнеси слог. Аналогично синтезируются обратные слога. Отраженное проговаривание слого в: ЧА-ТЯ ТЕ-ЧЕ ЧУ-ТЮ ЧЁ-ТЁ ЧИ-ТИ ТЯ-ЧА ЧЕ-ТЕ ТЮ-ЧУ ТЁ-ЧЁ ТИ-ЧИ АЧ-АТЬ УЧ-УТЬ ИЧ-ИТЬ ЯЧ-ЯТЬ ЕЧ-ЕТЬ ОЧ-ОТЬ ЮЧ-ЮТЬ АТЬ-АЧ ИТЬ-ИЧ Воспроизведение ряда слогов ( запомни-повтори) ЧА-ТЯ-ЧА ЧУ-ТЮ-ЧУ ЧА-ЧА-ТЯ ТИ-ЧИ-ЧИ ТЕ-ЧЕ-ТЕ-ЧЕ ЧЁ-ТЁ-ТЁ -ЧЁ ………. Воспроизведение ряда слогов ( запомни-повтори) ЧА-ТЯ-ЧА ЧУ-ТЮ-ЧУ ЧА-ЧА-ТЯ ТИ-ЧИ-ЧИ ТЕ-ЧЕ-ТЕ-ЧЕ ЧЁ-ТЁ-ТЁ -ЧЁ ………. Игра : Я начинаю слово , а ты закончи , добавив ЧА или ТЯ, произнеси все слово : СВЕ….( ча ), МИ….( тя ) , ПЕ…( тя ), ДА….( ча ), АЛЫ….( ча ) КО….( тя ), ЗАДА ….( ча ), ТЁ….( тя ), ДИ….( тя ), СДА…( ча ) Игра : Я заканчиваю слово, а ты начинай с частички слова ( слога) ЧУ или ТЮ, произнеси все слово: …ДО (чудо), ….ЛЕНЬ (тюлень), ….ЛЬПАН (тюльпан), …..ДАК (чудак), ……ЛОК (чулок), ….ФЯК( тюфяк), ….ЛАН (чулан) Игра : Назови первый слог в слове Чаша, Тело, Чемодан, Часики, Тени, Тина, Чугун, Чижик, Телёнок, Человек, Тихо, Чужой, Тянуть…..

Слайд 6

ИГРА: Замени в слоге первый звук -звук паровозика (ч) на звук птички(Т ’ ),произнеси получившийся слог

Слайд 7

ча—тя чашка—тяжкий качать—катят внучата—утята чайка—лентяйка ворчат—вертят крольчата—котята чавкать—тявкать мычат—мостят круча—крутят чо — те, че — те бачок—потёк бочонок—утёнок зайчонок—котёнок чёлка—тёлка прочёл—котёл чёрный—тёмный чёткий—тётка чёсаный—тёсаный ночёвка—путевка бечёвка—потёмки мочёный—метёный печёный—плетёный чу — тю, чи — ти чук—тюк каучук—утюг чулан—тюльпан чижик—тише плечи—плети зайчик—зонтик мычит—летит точить—катить овчина—паутина че — те зачем—затем качели—хотели леченье—плетень черно—темно вечер—ветер чернеть—терпеть чернота—теснота черенок—теремок калач—желать ачь — ать- яч (ячь)—ять трубач—срубать вскачь—искать кумач—поймать поплачь—послать мяч—мять впрячь—пять врач—брать оч (очь) —оть, уч—уть , толочь—полоть луч—муть могуч—погнуть тянуч—тянуть ич (ичь) — ить, еч (ечь) — еть дичь—водить печка—Петька беречь—белеть лечь—клеть меч—иметь речь—смотреть натечь—надеть печь—петь речка—редька напечь—запеть Проговори слова парами( отраженно)

Слайд 8

Поменяй в слове звуки и создай новое слово. ( игра сопровождается с перекидыванием мяча) 1.Замени в слове звук Ч на звук Т ’ , создай новое слово. Логопед Ребенок Чело Тело Честь Тесть 2.Замени в слове звук Т ’ на звук Ч , создай новое слово. Логопед Ребенок Тёлка Челка Тесать Чесать мяч мяч мяч мяч Поменяй в слове звуки и создай новое слово. ( игра сопровождается с перекидыванием мяча) 3 . Игра « Наоборот»: если в слове звук Ч , замени его на звук Т ’ , создай новое слово. И , наоборот , если в слове Т ’ замени его на звук Ч и создай новое слово. Слова-Квазиамонимы : Челка-телка, честь- тесть, чесать-тесать, чашка-тяжко , чавкать-тявкать, чёсаный-тёсаный , крутя-круча , четки-тетки, чиж-тишь, печь-петь, лечи-лети, печка-Петька, плечи-плети, вечер-ветер, зачем-затем , зачесать-затесать, чурки- тюрки, речка-редька, качка-Катька.

Слайд 9

Помоги бельчонку и котенку найти свой дом.

Слайд 10

Узнай друзей котенка и бельчонка

Слайд 11

Слова со звуками Ч и Т ’ Проговаривание таких слов особенно затруднительно. Для начала логопед помогает ребенку либо графически, показывая , где находятся звуки в слове, либо кистью руки. Например: Логопед произносит слово, рисует полосочку и над ней ставит стрелочки : на звук Ч вверх, на звук Т ’ вниз. часы тесто тягач учить В следующий раз логопед произносит слово и кистью руки показывает , где в слове произносить звук Ч ( кисть вверх),а где зву кТ ’ ( кисть вниз). В заключении ребенок повторяет за логопедом слово уже без какой-либо зрительной подсказки. Слова: печать, птичка, аптечка, тягач, челюсти, тетечка, ботиночки, учитель, котеночек, чтение, птичий, почтительно, утеночек, чертенок, чертеж, тянучка, течение, участь, выключатель, честность, чистюля, читатель, чуть-чуть, мочить, точить, качать, чистить, чувствовать, читать, чихать, учить, чинить, течет ,течь, мучить, мечтать. 1.Тигренок — тигреночек , котенок —... , утенок — ... , теленок — ... , грачонок —... . 2.Тетрадь — тетрадочка, скатерть —... , тень —... , ветер —... , катер —... . 3.Светить — свечу, лететь — ... , пыхтеть —... , топтать —... , молчать —... , кричать —... , све­тить —... , хотеть —... . 4.Кручу — крутить, свечу —... , верчу —... , захо­чу—... , стучу —... , молчу —... , топочу—... , топчу —... , кричу —... , пыхчу — 5.Кричит — кричать, молчит —... , звучит — ... . ворчит —... . 6.Я качу, ты катишь. Я лечу, ты ... .Я кричу, ты ... . Я кручу, ты .... Я хочу, ты ... . Я верчу, ты .... ИЗМЕНИ СЛОВА ПО ОБРАЗЦУ:

Слайд 12

ПРОГОВАРИВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В комнате стоит теплая печь. В нашей речке сильное течение. Мальчик Витя заблудился в потемках. Косте купили тренировочный костюм.. По небу плывут темные тучки. Петька ел теплый калач и тянучку. Каждый вечер у веселое чаепитие. Поросенок чавкает, собачонка тявкает. Верочка вырастила черный тюльпан. У собачки Жучки отличное чутье. Витя чертил чертеж детских качелей. Наступил вечер. Налетел ветер. У Танечки новый красивый утюг. Учитель учит нас читать, писать и говорить. Тимур починил дачную тележку. Внучата оказали почтение дедушке-ветерану. Крошечная Дюймовочка ночевала в тюльпане Надо беречь честь смолоду. Артему надо почистить ботиночки. Если ребенку трудно проговаривать такого рода предложения, ему может помочь графическая запись предложения. Из крана течет горячая водичка. Теленок мычит. Горячий утюг. Петины ботиночки. Чуть-чуть почитал. Темная ночь. Теплый калач. Катить тачку. Телятина с чесноком. Пять чеков. Пить чай. Топить печь. Чистить редьку. Мечтать летать. Мучить котенка. Доченька Тиночка - чистюля. Учитель с учениками. Чинить выключатель. Четкий чертеж. Черненький чертенок. Почитать учителя. В течение часа. Если у ребенка возникают проблемы с проговариванием, следует воспользоваться зрительной подсказкой . Либо графически изобразить словосочетание и над каждым словом показать стрелочкой, где какой звук находиться, либо показать положение звука кистью руки. Проговаривание словосочетаний

Слайд 13

Проговаривание звуков Ч и Т ’ в тексте. Стихотворения , скороговорки, загадки для заучивания. Ути-Ути ! Март. Рано-рано утречком Если солнышко печёт, Вышла мама уточка, тает снег, ручей течёт, поучить утят. И грачи на горе,- Уж она их учит, учит: Значит март на дворе! -Вы плывите ути-ути плавно в ряд! Колыбельная Перчатки Котя , котенька , коток , Потеряли котятки Котя серенький хвосток . На дороге перчатки Приди, котя ,ночевать, И в слезах прибежали домой: Нашу Мурочку качать, Мама, мама, прости, Мы не можем найти перчатки! -Водичка течет,печка печёт. -Раз, два,три,четыре,пять , Вышел зайчик погулять. Течёт, течёт, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (ручей) -Человек неучёный, - Ученье - свет, Что топор неточёный . А не ученье – тьма. -У Димочки котеночек, - Точка, палочки,крючки …. У Фимочки утеночек. Неприметные значки. Котеночек у Димочки, А во время чтения Утеночек у Фимочки . Требуют почтения!

Слайд 14

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ Ну и ученый! Учёный хочет научить паучка читать и писать. Научит? Не научит! Ни к чему паучку учеба. Учёный – чудак Паучок Ткёт паучок паутинку. Ниточка за ниточкой ,клеточка за клеточкой – сплел паутинку. Сплел, а сам притаился: « Попадет в паутинку большая муха, наемся. Летела птичка, задела паутинку паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутинку разорвала и улетела. Дёргается паутинка, паучок думает : « Большая муха попалась». Смотрит паучок - ни паутинки, ни мухи. (Н. Дилакторская ) Уточки Наказали Вите уточек стеречь. Сидит Витя у речки. Смотрит, как плавают уточки и утята. Прячут в воду носы, ловят червячков и жучков. Лапки у уточек перепончатые. Гребут лапками как веслами. Хочет Витя домой пойти, а уточки не выходят из речки. Зовет Витя уточек: « Уточки, уточки, пора домой идти!» Уточки Витю послушались. Вышли из речки и вперевалочку домой пошли. Яичко Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички. Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос. Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного. Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить. (По Н. Сладкову

Слайд 15

Предлагается рассмотреть картинку и ответить на вопросы. Далее составить рассказ по серии картинок. В деревне. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК Где летом была Валентина? Какие животные живут у бабушки? Какие клички были у животных? Как Валентина помогала бабушке? Чем вечером занимались бабушка и Валентина на крылечке? Образец. Летом Валентина была у бабушки в деревне. У бабушки много животных: четыре курочки, овечка Тутьси , чёрная тёлочка Ночка, собачка Тяпа и кот Черныш. Днём Валентина пасла овечку Тутьси и тёлочку Ночку. Девочке помогала собачка Тяпа . А по вечерам бабушка и Валентина садились на крылечко, и бабушка учила Валентину читать и считать.

Слайд 16

Котёночек Где гуляли Катя и её котёночек Черныш? Что делала девочка? Кого хотел поймать котёнок ? Что случилось с Чернышом? Как Катя поймала своего котёнка? Образец рассказа. Катя и её котеночек Черныш гуляли на берегу речки. Девочка ловила бабочек. Черныш увидел в речке рыбку, захотел её поймать, но не смог дотянуться и упал в воду. Катя увидела , что котенок упал в речку и сачком поймала Черныша. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ предметных КАРТИНОК Паучок ЛИТЕРАТУРА Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Изд. Библиополис,СПб , 1995г. 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей. 3. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Изд.Детство-Пресс СПб, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’

Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Цели: 1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков 2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков: учить дифференцирова...

Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".

Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия  по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста...

Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."

Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...

Собственная методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Автоматизация, дифференциация звуков Р и Рь"

Закрепление навыка правильного    произношения и различения звуков  Р и   Рь  в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах; развитие фон...

Методическая разработка по дифференциации звуков у детей с нарушениями речи

Методика использования звуковых схем - таблиц в работе с детьми, страдающими фонетико - фонематическим недоразвитием, выраженном в смешении звуков по звонкости - глухости....

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з]

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з] (подготовительная к школе группа)...