Семинар-практикум для профилактики конфликтов между педагогами
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лепехина Галина Александровна

Повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов. Как общаться с конфликтными людьми, какими бывают конфликты в коллективе и как их избегать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для профилактики конфликтов  между педагогами

На семинаре педагоги узнают, как общаться с конфликтными людьми, какими бывают конфликты в коллективе и как их избегать.

Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Задачи:

- создать благоприятный климат в коллективе;

- проанализировать индивидуальные и профессиональные качества;

- развить коммуникативные умения и навыки;

- снять эмоциональное напряжение.

- познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов;

- научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями и исполнять роль медиатора в группе;

- проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Участники: воспитатели,  специалисты.

Материалы и оборудование:

  • листы А4 и ручки;
  • конфета;
  • коробки разных размеров, которые вложены друг в друга по типу матрешки;
  • материалы к упражнениям;

Примерное время: 1,5 часа

Разминка

Разминка «Пожелания»

        Вырезанные из цветного картона или бумаги сердца. Педагог-психолог предлагает каждому написать пожелание или комплимент. Затем сердца собираются в коробку и перемешиваются, в конце семинара каждый участник наугад достает карточку-сердце с пожеланием.

Разминка «Торт»

Правила игры просты.  У нас есть имена, первый частник называете свое имя и тот продукт, который он кладет в торт, но начинаться он должен на первую букву вашего имени. Например: Галина – гранат (груша, горох, горбуша, голубика, гвоздика, гамбургер), Лена – лимон, Оксана – орехи.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Педагог-психолог: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку?

Откройте глаза и запишите свой ответ.

Основная часть

Лекция «Основы конфликта»

Педагог-психолог: Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу. Мы быстро забываем причины, придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает агрессию, из-за этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать. На работе мы можем конфликтовать из-за зарплаты, распределения отпусков и трудовых функций.

Конфликт проходит несколько стадий. Сначала стороны вступают в разногласия, одна из них осознает конфликт и начинает развивать его. Предупредить конфликт можно в самом начале.

То, как мы выходим из конфликтной ситуации, зависит от того, чьи интересы мы ценим больше: свои или партнера. Если человек отстаивает свою позицию и соперничает с оппонентом, конфликт усугубится. Избегают конфликта те, кто пассивно приспосабливается к интересам другого.

Человек может наладить сотрудничество и занять активную позицию в конфликте, если учтёт и свои, и чужие интересы. Компромисс – промежуточная позиция, которая совмещает в себе

активное и пассивное поведение.

Предложите педагогам пройти тест, чтобы определить стиль поведения в конфликтных ситуациях.

2. Практическая часть

Упражнение  «Старинная английская игра»

Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда вы выключите музыку, педагог, который держит

в руках коробку, должен быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите игру с участниками.

Если бы в коробке лежала не конфета, а денежная сумма или дорогое украшение, в какие моменты мы могли бы вступить в конфликт? Из-за чего мы конфликтовали бы? Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?

Упражнение «Достойный ответ»

Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых написаны замечания о внешности или поведении человека. Например, используйте замечания:

«Ты слишком высокого мнения о себе»,

«Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь»,

«Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах».

«Вы так обидчивы…  у вас проблемы с восприятием/ с общение с людьми»

«Старая прическа была лучше»

«Ты что, собираешься есть это?»

«Безобразно вели себя на корпоративе!»

«Мне не нравится что на тебе надето»

«Вы бы лучше работали, если было бы видно, что вы в этом разбираетесь. Это я так, к слову»

Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.

Легко было выполнять задание?

Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе? Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?

Возможные варианты ответов:

  • Благодарю за замечание
  • И вам хорошего дня
  • Вы как себя чувствуете?
  • Никак не реагировать
  • Отвечать вопросом на вопрос
  • Отвернуться
  • Попрощаться
  • Сослаться на важные и срочные дела
  • Начать беседу с другим человеком
  • Мне не нравится ваше замечание
  • Мне не интересно мнение постороннего человека о моей внешности.
  • Можно обратить в шутку, съязвить в ответ
  • Можно согласиться с замечанием
  • Я отлично понял подоплеку вашего замечания/ я понял что вы хотели сказать

Упражнение «Атомы и молекулы»

Предложите воспитателям представить себя атомами и свободно перемещаться. Называйте числа, например, два или три, и попросите участников объединиться в молекулы с таким же количеством

атомов. В конце упражнения попросите остаться в мини-группах.

Упражнение «Колобок и Лисица»

Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носик, да спой еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе. Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить и обсудите каждый ответ.

Какие приемы использовал Колобок?

Какие способы использовали чаще?

Какие стратегии предпочитаете вы?

Какие приемы и почему вы используете редко?

Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»

Педагог-психолог: В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп –

Кока-кола». Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.

Заключительная часть

Рефлексия

Попросите участников ответить на вопросы. Проведите обсуждение в кругу или предложите ответить письменно.

Чему вы научились сегодня?

Что было самым интересным?

Что нового вы узнали?

Какой вывод сделали?

Что бы вы хотели обсудить на следующем занятии?

Что осталось непонятным?

Что бы вы хотели пожелать ведущему?

Сюрприз для педагогов

Подготовьте послания для участников и положите их в воздушные шары. В записках используйте, например, пожелания:

  1. «Пришло время действовать!»,
  2. «Пришло время закончить старое и начать
  3. новое»,
  4. «Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду»,
  5. «Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающим миром»,
  6. «Теперь настало время попробовать что-то новое»,
  7. «Терпение! Вы почти у цели»,
  8. «Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает вашему развитию, загляните внутрь себя», «Помните, что истинное партнерство может существовать только между цельными
  9. личностями»,
  10. «Будьте внимательны к подсказкам судьбы».
  11. «Вас ждут замечательные потери: утрата вредных привычек и заблуждений»
  12. Вы обязательно достигните выбранной цели, если будете верны ей.
  13. Сможете разглядеть новые возможности для росте, если присмотритесь к ситуации под другим углом.
  14. Раскройте глаза шире – сможете увидеть еще больше красивого.
  15. Ваш ценный опыт может кому-то помочь
  16. Вера в успех поможет обрести силы.
  17. Нужные плоды обязательно созреют, но сначала надо посадить зерно и набраться терпения.
  18. Новые замыслы откроют вам новые перспективы, фантазируйте без ограничений.
  19. Жизнелюбие не покинет вас.
  20. Каждый новый кризис принес с собой новые возможности.
  21. В вашей копилке красивых воспоминаний появятся новые.
  22. Жизнь устроит всё наилучшим образом, куда бы вы не шли.

Предложите педагогам загадать желание и надуть шарики. Расскажите, что внутри есть записки, и попросите лопнуть шары. Обсудите, какие послания получили участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Профилактика нарушений осанки"

Целью семинара-практикума является совершенствование педагогами знаний о нарушениях осанки детей дошкольного возраста, умение проводить игры и игровые упражнения по профилактики нарушений осанки....

Семинар – практикум для воспитателей «Профилактика утомления у педагогов».

Семинар-практикум  предназначен для работы педагога-психолога с педагогическим составом. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются механизмы стрессовых...

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

"Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении."

Материал направлен на оказание помощи педагогам в непосредственной работе с родителями. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог-родитель" таит в себе ряд конфликтных ситуаций н...

Сказкотерапия по профилактике конфликтов между педагогами и родителями"

Конспект родительского собрания с элементами сказкотерапии по профилактике конфликтов между родителями и педагогами. Иногда педагоги-психологи дошкольных учреждений в своей работе сталкиваются с разви...

«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»

laquo;Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»...