Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ
материал по коррекционной педагогике

Штатная Татьяна Николаевна

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

     Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагогов и воспитателей нашего ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования. Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно- развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада является в настоящее время самой актуальной.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития . В МАДОУ д.с №4 «Золотой ключик» 18 детей с ОВЗ. Среди них:

 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата -1

 дети с тяжѐлыми нарушениями речи – 17

Задача педагогов и воспитателей нашего ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений. Формируются группы по возрастному принципу и в общеобразовательном детском садике.

Анализ педагогической литературы и результаты изучения опыта педагогов показали, что инновационная деятельность является одним из эффективных средств в нашей педагогической деятельности. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью решено несколько разнообразить работу с детьми посредством нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков.. Технологий  работы коррекционного педагога с детьми с ОВЗ великое множество. Но результат нашей работы будет тем более усвояемым ребенком, чем больше он вызовет у него интерес. Хотелось бы остановиться на  некоторых современных методах работы с детьми с овз.

Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии

1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. 2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися. 3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. 4. Позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми. 5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения. 6. Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности. 7. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам своего творчества. 

В нашем ДОУ  мы используем следующие виды и методы арт-терапии:

а) игротерапия– помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Организация игр на вытеснение страхов: «Прятки», «Лохматый пес»; на преодоление страха темноты: «Жмурки», «Что в углу»; на преодоление страхов в различных сферах общения и деятельности»: «Метод неоконченных предложений», рисование на тему; для снижения агрессивности: «Бумажные мячики», «Мешочек криков»; тренинг по развитию эмоциональной сферы: «Приветствие», «Солнечный зайчик» и др. помогают снять психологическую напряженность, преодолеть страхи темноты, общения со сверстниками и со взрослыми и другие. Благоприятно в игровой деятельности сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре.

Основными психологическими механизмами коррекционного воздействия игры являются следующие механизмы: – моделирование системы социальных отношений в игровых условиях, исследование и ориентировка в них ребенка;

– изменение позиции ребенка в направлении преодоления эгоцентризма и последовательной децентрации, что способствует осознанию собственного я в игре, возрастанию социальной компетентности;

– формирование наряду с игровыми отношениями реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками;

– организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и их усвоение;

– формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и поведение в игровой комнате.

б) изотерапия УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ЦЕЛЯХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСТРАНЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ, КОМПЕНСАТОРНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИГРОВОЙ, УЧЕБНОЙ, ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМИ ВИДАМИ ТВОРЧЕСТВА. (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:

- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.

- Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

- Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать; 

В) смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова); 

Г) музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей;  

СЛАЙДЫ  ФОТО ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Д) сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки) дает возможность ребенку адаптироваться к действительности через: поиск смысла жизни, реализацию своей мечты;создание связи между событиями, описанными в сказке, и реальной действительностью;улучшение отношения к внешнему миру, веру в добро;возможность ощутить душевный комфорт, защищенность;ощущение эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и положительными героями;

СЛАЙДЫ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ

е) песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка.Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Пескотерапия тесно связана со сказкотерапией, это сказочные сюжеты на песке, обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, она стабилизирует эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

СЛАЙДЫ  ТЕАТРА НА ПЕСКЕ

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.

Работа  с родителями :

Эффективность воспитания ребенка с ОВЗ напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют детский сад и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Старый образовательный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями» Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями детей с ОВЗ Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс ( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые занятия и  различные мероприятия; помощь в организации и проведении праздников  в ДОУ) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей в работе совета детского сада; участие родителей в работе родительского комитета; участие в работе общественного совета содействия семье и детского сада)

 СЛАЙДЫ С СОБРАНИ РОДИТЕЛЬСКИХ КЛУБОВ

Литература

Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 2003. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидакт. 2000. N 1. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия… М.: Форум, 2014 Красный Ю.Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств.Изд.000 «Межрегиональный центр консультирования» Москва, 2006 Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , ЗащиринскаяО.В. Издательство: Речь, 2009. Сказки и игры с «особым» ребенком Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2009 Практикум по детской психокоррекцииИстратова О.Н. Изд. Феникс, 2010 Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Изд.Феникс, 2009

1.Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. –352 с.

2.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно

-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Издательствово Гном и Д. 2000. 128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдел...

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и пр...

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...