Методика «Кактус»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Никитина Елена Васильевна

методика «Кактус» позволяет на основе всего-навсего одного рисунка сделать конкретные выводы об эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста. Иногда это очень важно, ведь не все дети открыто идут на контакт со взрослыми. Если были получены не слишком радующие результаты, нужно тщательно продумать стратегию дальнейших действий, чтобы не спугнуть маленького человека, а расположить его к себе и постараться ему помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaktus.docx175.55 КБ

Предварительный просмотр:

методика кактус  Методика «Кактус»

Так в чем же заключается графическая методика «Кактус»? Для ее проведения необходимо подготовить на каждого ребенка по одному листу бумаги и карандашу. В идеале исследование проводится наедине с психологом, но при отсутствии такой возможности занятие может быть и групповым.

Итак, всем юным участникам исследования раздают «инструменты». Поскольку называется методика «Кактус», то и нарисовать каждый ребенок должен именно это растение. Причем никаких вопросов взрослому человеку задавать нельзя, подсказок и объяснений быть не должно. Малыш должен изобразить кактус таким, каким он его представляет. Возможно, он и не совсем знает, как тот выглядит, однако именно в этом и заключается суть такого исследования, как методика «Кактус».

Дополнительные вопросы

После того как рисунок будет готов, психолог задает ребенку дополнительные вопросы, чтобы суметь правильно интерпретировать полученные результаты. Это поможет более ясно увидеть всю картину. Итак, какие же вопросы предлагает методика «Кактус»? М. А. Панфилова считает, что лучше понять состояние ребенка можно, если спросить у него следующее:

- Домашний кактус у него на картинке или дикий?

- Можно ли его потрогать? Сильно ли он колючий?

- Нравится ли этому кактусу, когда его поливают и удобряют, ухаживают за ним?

- Живет ли какое-то другое растение по соседству с кактусом? Если да, то какое?

- Каким он будет, когда подрастет? Как изменятся его иголки, отростки, объем?

Интерпретация результатов 

Выводы делают и на основе рисунка, и на основе ответов маленького испытуемого. При этом, рассматривая изображение, принимают во внимание и такие детали, как: - сила нажима на карандаш; - расположение кактуса на листе; - размер изображения; - характеристики линий. Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

 1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе – стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа

. 4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы цветные карандаши, или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения – все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

 11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

Выводы

Как видим, методика «Кактус» позволяет на основе всего-навсего одного рисунка сделать конкретные выводы об эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста. Иногда это очень важно, ведь не все дети открыто идут на контакт со взрослыми. Если были получены не слишком радующие результаты, нужно тщательно продумать стратегию дальнейших действий, чтобы не спугнуть маленького человека, а расположить его к себе и постараться ему помочь.

Анкета «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию»

Оценка информационной готовности

1. Знаете ли вы, что согласно п. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование)?
а) да;
б) нет.

2. Как вы относитесь к инклюзивному образованию:
а) хорошее решение, принесет пользу;
б) надеюсь, меня это не коснется;
в) подходит, только не всем категориям лиц с ОВЗ;
г) это административное решение, которое не «приживется»;
д) свой вариант: 
                                                                                .

3. Что необходимо, по вашему мнению, для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании? (Выберите три наиболее важных фактора.)
а) обеспечить детский сад современной материально-технической и программно-методической базой;
б) принять на работу в детский сад узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолога, логопеда, тьютора);
в) совершенствовать систему повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к работе с ОВЗ;
г) повысить заработную плату педагогов;
д) провести общие занятия для детей и родителей на снижение, нивелирование негативного отношения к детям с ОВЗ и их родителям.

Оценка технологической готовности

4. Какая категория детей представляет для вас наибольшую трудность при совместном обучении?
а) с ОВЗ;
б) нарушениями общения и поведения;
в) нарушениями интеллекта;
г) речевыми нарушениями;
д) свой вариант: 
                                                                                .

5. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ?
а) да, моей профессиональной подготовки и психологических особенностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;
б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически;
в) готов психологически, но не обладаю достаточным уровнем профессиональных навыков;
г) нет, не готов к работе с детьми данной категории ни психологически, ни профессионально;
д) свой вариант: 
                                                                                .

Оценка аксиологической готовности

6. Как, по вашему мнению, лучше и эффективнее осуществлять процесс образования детей с ОВЗ?
а) на базе общеобразовательных организаций вместе со сверстниками;
б) в специализированных группах общеобразовательных организаций;
в) в специализированных образовательных организациях;
г) индивидуально, на дому;
д) свой вариант: 
                                                                                .

+

7. Считаете ли вы, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии и социализации детей с ОВЗ, но и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями?
а) да, это воспитывает толерантное отношение к людям с ОВЗ;
б) да, дети становятся более эмоционально отзывчивыми;
в) нет, у обычных детей такое общение может привести к регрессии;
г) нет, это может привести к негативным проявлениям (смешки, дразнилки);
д) свой вариант: 
                                                                                .

8. Вам предложили работать в группе, которую посещают дети с ОВЗ, вы:
а) согласитесь, т. к. вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи, и сделаете все возможное для их успешного обучения;
б) согласитесь, т. к. это приоритетное направление в образовании и предоставляет возможность профессионального роста;
в) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки;
г) постараетесь аргументировать свой отказ, но если заведующий будет настаивать, согласитесь на условиях доплаты;
д) категорически откажетесь.

9. Появление в группе ребенка с ОВЗ — это стресс для вас как педагога и как для человека. Ваши действия по снижению состояния дискомфорта (выберите одно — два наиболее подходящих для вас решения):
а) обращусь к профессиональному психологу;
б) попробую сконцентрироваться на своем эмоциональном состоянии, буду управлять своими чувствами с целью сохранения душевного равновесия;
в) попробую посмотреть на проблему с другой стороны и дать ей иную оценку, увидеть положительную сторону в этом явлении;
г) попробую выявить проблему и изменить ситуацию;
д) затрудняюсь ответить, как поступлю в такой ситуации.

10. Мой педагогический стаж:
а) от 0 до 5 лет;
б) от 5 до 10 лет;
в) от 10 до 20 лет;
г) более 20 лет.

Спасибо за сотрудничество!

Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности (Ю.А. Макаров)

Инструкция. Последовательно прочитайте каждое высказывание и выберите утвердительный («да») или отрицательный («нет») ответ и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

1. Иногда бывает так, что чьи-либо поступки, поведение, идеи на первый взгляд совершенно неприемлемые, находят отклик в моей душе.

2. Чтобы действительно понять другого человека, следует найти что-то общее с ним во взглядах, поведении, мыслях.

3. Иногда ловлю себя на мысли, что плохие поступки и поведение детей в чем-то похожи на мои детские проказы или скрытые желания.

4. Педагог должен иметь собственную непоколебимую точку зрения по любому вопросу.

5. Что бы ни сделал ребенок, он в этом не виновен уже потому, что он ребенок.

6. Основная задача опытного педагога в том, чтобы обеспечить развитие воспитанника, во всем его поддерживая.

7. Воспитанник, прежде чем предлагать свою точку зрения на ту или иную проблему, должен освоить основные истины.

8. Если воспитанник не соглашается с очевидным, то это означает, что он либо туп, либо чрезмерно упрям, либо хулиганит.

9. Если даже я сильно накажу ребенка, это не значит, что я наказываю вследствие злости на него за его неправильное поведение. Это лишь педагогический прием, формирующий необходимые ребенку для дальнейшей жизни навыки.

10. Если воспитанник выражает свое несогласие с тем, что говорит педагог, или тем, что написано в книге, — это лишь попытка показать свою исключительность, выделиться.

11. В педагогической практике нельзя допускать панибратства с воспитанниками. Следует дать им почувствовать некоторую дистанцию, сохраняя уважение и любовь к ним.

12. Старшим не следует подавлять мнение младших, если оно не противоречит нормам морали, даже в том случае, если это мнение не совпадает с мнением старших.

13. Если я ловлю себя на негативном отношении к воспитаннику, стараюсь понять, чем оно вызвано, а затем объяснить это себе и ему.

14. Глядя на ребенка, мне часто хочется угадать, как сложится его жизнь.

15. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

16. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

17. Я всегда все прощал родителям, даже если они были не правы.

18. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

19. Если дети сегодня не согласны со мной, это не повод для переживаний: они только набираются опыта и скоро, возможно, изменят свою точку зрения.

20. Если ребенок не мешает окружающим, не нарушает их прав, взрослый не должен требовать от него вести себя во всем как взрослый.

21. Даже если я негативно отношусь к кому-то из воспитанников, я считаю нужным это скрыть, используя свой педагогический опыт.

22. Глупо ставить какое-либо равенство между ребенком и взрослым, так как существуют неизбежные различия в образовании, жизненном опыте.

23. Педагоги национальных учреждений в большинстве своем вряд ли обладают высоким уровнем профессиональной компетентности. Если где-то говорят о таком великом педагоге, то мне это смешно.

24. Воспитанник принципиально не может знать лучше педагога.

25. Меня, бывает, выводит из равновесия несообразительный воспитанник.

26. Абсолютно безупречные во всех отношениях воспитанники, как, впрочем, и педагоги, настораживают меня.

27. Шумные детские игры я переношу с трудом.

28. Терпеть не могу педагогов с низким профессиональным уровнем.

29. Внешний вид педагога всегда должен соответствовать принятым стандартам.

30. Я имею привычку поучать окружающих.

31. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

32. Я постоянно делаю кому-то замечания.

33. Когда воспитанник не соглашается в чем-то с правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

34. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

35. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

36. Дети не могут быть правы в споре с родителями, потому что родители лучше детей разбираются в жизни.

37. Дети имеют право на собственное мнение, только если они могут убедительно это мнение обосновать.

38. Если принимать близко к сердцу эмоциональные проблемы и переживания каждого ребенка, то работа педагога станет невыносимой.

39. Взрослых детей раздражает забота родителей.

40. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

41. Хороший педагог — это только тот, кто всегда и во всем является положительным примером для детей в поведении на работе, личной жизни.

42. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

43. У меня достаточно способностей, чтобы достичь высокого профессионального уровня.

44. Могу сказать, что, как правило, понимаю происходящее в моей душе.

45. Я сам стараюсь контролировать свою судьбу.

46. Иногда не мешает пожалеть самого себя.

47. Думаю, что если со мной не произойдет что-то, то самому мне не выйти из «накатанной жизненной колеи».

48. Иногда думаю, что моя профессиональная деятельность наполнена попытками скрыть непонимание происходящего.

49. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

50. В профессиональной деятельности я часто полагаюсь на свою интуицию, внезапно возникающие желания.

51. Чаще всего я одобряю свои профессиональные планы и поступки.

52. Окружающие признают меня как профессионала.

53. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

54. Иногда мне кажется, что некоторые мои качества, проявляющиеся в профессиональной деятельности, мне, как человеку, несвойственны.

55. В критической ситуации я часто внутренне негодую, а иногда и теряю самообладание.

56. Коллеги считают меня самоуверенным и завистливым.

57. Если мне предложат ответственную должность, то я еще подумаю, стоит ли пожертвовать своим спокойствием.

58. Бороться с распущенностью молодежи следует строгостью и контролем.

59. Если ребенка обидят в школе, то я посоветую ему научиться самостоятельно защищать себя и дать сдачи.

60. Если воспитанник столкнулся со мной в дверях, то я должен напомнить ему о культуре поведения.

61. Хулиганство среди молодежи следует жестко пресекать наказанием, иначе молодежь выйдет из-под контроля.

62. Если в данном мне поручении что-то для меня остается непонятным, то я всегда уточняю все неясности и детали до выполнения задания.

63. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту, положению.

64. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться принятых в обществе правил поведения.

65. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно.

66. Выступая перед аудиторией, я всегда стараюсь следить за своим голосом и жестами.

67. Я не бываю груб даже с крайне неприятными мне людьми.

68. Стараюсь, чтобы все необходимые мне в работе вещи лежали всегда на своих местах.

69. Как профессиональный педагог, я всегда на работе жестко слежу за проявлением своих чувств.

70. Искренность эмоциональных реакций, открытость в выражении чувств к окружающим и есть настоящий педагогический профессионализм.

71. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то скоро забываю об этом.

72. Мне говорят, что, когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой.

73. Если при чтении служебного текста я встречаю какие-либо неясности, я не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше.

74. Иногда мне говорят о том, что в моих голосе и манерах излишне проявляется возбуждение.

75. Под влиянием момента я могу сказать что-то, о чем потом пожалею.

76. Во время работы я стараюсь отдать все силы, напрягаюсь.

77. Часто сложно отвлечься от беспокоящих ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

78. Возможные в профессиональной деятельности неприятности часто тревожат меня.

79. Я часто краснею.

80. Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие замечают это.

81. Часто не могу сдержать слез.

82. Мне бы хотелось быть таким же счастливым и профессионально успешным, как другие.

83. Работа утомляет меня.

84. Обычно я спокоен и расстроить меня нелегко.

85. Работа настоящего педагога — это прежде всего жертвенность, пренебрежение собственными интересами.

86. Профессиональный педагог всегда стремится к тому, чтобы успокоить детей, коллег, сохранить хорошее отношение.

+

87. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Обработка результатов

Чтобы обработать результаты, воспользуйтесь ключом ответов (таблица). За каждое совпадение с ключом поставьте 1 балл.

Скачать Лист для ответов

Ключ ответов

«Да»

«Нет»

1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 52, 53, 59, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 84

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 47, 48, 49, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87

Показатели ниже21 балла говорят о том, что профессия педагога противопоказана человеку. Ему следует заняться другим видом деятельности, где он будет более успешен, эффективен, позитивно принят окружающими.

От 21 до 32 баллов — низкий уровень профессиональной педагогической толерантности.

От 33 до 49 баллов — оптимальный уровень профессиональной педагогической толерантности.

+

От 50 до 87 баллов — излишне выраженная толерантность (вариант интолерантности), при этом от 66— саморазрушительный характер и максимально выраженные толерантные установки педагога помешают вести педагогическую практику.

Конспект семинара-тренинга

Занятие 1. Что такое толерантность

Задачи: дать научное понятие толерантности и показать ее многоаспектность; повысить внутригрупповое доверие и сплоченность членов группы.

Ход занятия

1. Вводная часть

Упражнение «Псевдоним»

Предложите участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе.

Упражнение «Чем мы похожи?»

Члены группы сидят по кругу. Пригласите в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Основная часть

Теоретическая справка. Что такое «толерантность»

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая имеет свои ценности. Толерантная личность — это человек, который хорошо знает себя и признает других. Критерии толерантности: равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к инвалидам, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.

Работа с анкетами
Расскажите участникам о результатах тестирования, которое они проходили ранее.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Материалы: бумага, цветные карандаши, ножницы, скотч.

Каждый участник самостоятельно рисует эмблему толерантности (5–7 минут). Далее они сравнивают рисунки и делятся на группы на основе сходства. Участники самостоятельно решают, к какой группе присоединиться. Представители от каждой группы объясняют, что общего в их рисунках, и выдвигают лозунг, который отражает сущность их эмблем (обсуждение — 3–5 мин). Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

Далее обсудите, с какими затруднениями столкнулись педагоги, когда придумывали эмблемы.

Упражнение «Лукошко»

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами. Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Пройдите по кругу с лукошком, где лежат различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Предложите каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, который первый получил предмет. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

3. Заключительная часть

Упражнение «Комплименты»

Участники придумывают комплименты друг для друга. Один из них бросает мяч другому и говорит ему комплимент. Например: «Татьяна, вы очень справедливый человек» или «Катя, у вас замечательная прическа». Тот, кто получил мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент. Проследите, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

+

Вопросы для обсуждения: Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какой отклик вызвало у вас определение толерантности? Представляется ли вам тема актуальной, и если да, то почему?

Как подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ

Людмила Иохим, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 127», г. Череповец, Вологодская обл.

Ольга Кузнецова, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 98», г. Череповец, Вологодская обл.

Чтобы помочь педагогам в работе с детьми с ОВЗ, необходимо определить степень их толерантности. Какой диагностический инструментарий взять? Мы экономим ваше время, предлагаем анкету и методику. Организуйте по результатам диагностики семинар-тренинг, на котором воспитатели смогут сформировать качества толерантности.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/npo8j8.png

Освоить и применять инклюзивные психолого-педагогические технологии в адресной работе с различными контингентами обучащихся, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — одна из главных трудовых функций педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога»).

Чтобы реализовывать образовательную деятельность, педагогу нужно быть толерантным, готовым принимать разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, особенности в поведении ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Он корректно выявляет причины такого поведения. Проявляет выдержку, терпение, не обвиняет ребенка или его родителей, а пытается самостоятельно решать данную проблему, используя психолого-педагогические средства.

Чтобы развить у педагогов толерантность, проведите с ними семинар-тренинг «Толерантность как составляющая педагогической культуры современного педагога».

В разработке тренинга принимали участие педагоги-психологи детских садов города Череповца:
Ю.Н. Бичан (№ 124), А.А. Лебедева (№ 131), Т.Н. Покудина (№ 60), Ю.А. Исакова и А.С. Смирнова (№ 102), Н.А. Лебедева (№ 6), Л.С. Бежинар (№ 36), О.Н. Безносова (№ 111).

Цель — расширить практический опыт педагогов по организации образовательного пространства на толерантной основе, развить толерантное сознание и установки по отношению к детям с ОВЗ.

Семинар-тренинг состоит из трех этапов.

Этап 1. Диагностический. Задачи: определить, какая форма взаимоотношений педагогов к детям преобладает — толерантная или интолерантная.

Проведите диагностику за 2–3 дня до семинара-тренинга с помощью: анкеты «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию» (приложение 1); методики диагностики профессиональной педагогической толерантности (Ю.А. Макаров) (приложение 2); методики диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (В.Г. Маралов); беседы с педагогами.

Этап 2. Практический. Задачи: развить у педагогов личностную модель взаимодействия с детьми, толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Основные формы работы на втором этапе: ролевые игры, дискуссии, «мозговой штурм», работа в малых группах, приемы сказкотерапии, арт-терапии.

+

Этап 3. Оценочный. Задачи педагога-психолога на третьем этапе: отследить динамику проведенной работы и полученных результатов.

Тренинг включает 4 занятия. Первое занятие вводное, на нем расскажите, что такое толерантность (приложение 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС".

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС".Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволя...

Графическая методика: «Кактус»

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности....

Методика «Кактус» для детей дошкольного возраста

На своих занятиях я часто использую групповые тесты и методики. Методика "Кактус" - это методика диагностики личности, предназначена для детей 3-7 лет. Автором данной методики является М.А. ...

Методика «Кактус» М.А. Панфиловой

Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка....

Проективная методика Кактус

(автор – М.А.Панфилова)Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности...

Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

Методика «Кактус»    графическая методика М.А. Панфиловой.Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивност...