Консультация для педагогов «Конструирование как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

консультация для педагогов доо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_konstruirovanie.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Конструирование как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель-дефектолог Кишова В.В.

Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Играя дети развиваются, познают окружающий их мир. Из всех существующих на сегодняшний день игрушек конструктор является наиболее универсальным средством речевого и познавательного развития дошкольников. Существует большое количество разнообразных конструкторов, изготовленных из различных материалов, имеющих различные способы крепления, разнообразный состав, что позволяет заинтересовать любого, даже самого капризного ребенка.

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. Ценность детского конструирования как деятельности заключается еще и в том, что оно способствует накоплению сенсорного опыта, развитию мышления, формированию сложных мыслительных действий, творческого воображения, развитию речи, мелкой моторики и механизмов управления собственным поведением. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее осваивает такие понятия, как:

• размерформа, вес, высота, толщина, соотношение, направление, пространство, конструкция;

• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;

• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);

• равновесие, баланс, устойчивость;

• измерение, счет;

• сходство, различие;

• равенство (два половинных блока равняются одному полному);

• упорядочивание по размеру или форме;

• пробы и ошибки.

А также правильно организованная конструктивная деятельность способствует речевому развитию дошкольников. Конструируя дети узнают и запоминают новые слова, рассказывая либо планируя процесс создания конструкции упражняются в словообразовании и словоизменении, развивают связную речь. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Существуют различные виды конструктивной деятельности детей, каждая из которых способствует познавательному и речевому развитию дошкольников

 

  • Конструирование по образцу – детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала.  В основе деятельности детей лежит подражательная деятельность, она является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера.
  • Конструирование по условиям -  детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать .Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у детей сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. А так же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям.
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – имеет моделирующий характер  деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эта возможность успешно реализуется при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.  Данный вид конструирования способствует развитию у детей образного мышления и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения.
  • Конструирование по замыслу -  способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.  Однако необходимо  помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
  • Конструирование по теме -  эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Данный вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира.

      Все виды конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста способствуют развитию его познавательных, речевых и творческих способностей

Список литературы

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л. В. Куцакова. М., 1990.

14.Куцакова Л. В. Примерное планирование занятий по конструированию / Л. В. Куцакова // Дошкольное воспитание. 1989. № 4, № 5, № 6.

15.Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 392 с.

16.Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его в...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....

Консультация для родителей "Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются причины, почему малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития....

Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...