Логопедический компонент в работе воспитателя группы компенсирующей направленности.
статья по коррекционной педагогике

Алексеева Екатерина Петровна

В работе воспитателя в группе компенсирующей направленности очень важны знания и умения педагога  использовать логопедический компонент во всех режимных моментах, тесно работать со всеми специалистами  детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический компонент  в работе воспитателя группы компенсирующей направленности.

Дети имеющие сложные речевые расстройства, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  у которых отмечается маленький словарный запас, дефекты звукопроизношения, позднее начало развития речи, являются основным контингентом в группах с тяжелым нарушением речи.  Воспитатель логопедической группы выполняет не только общеобразовательные задачи , но и  коррекционные задачи  направленные  на устранение нарушения речи.

Работа воспитателя логопедической группы  строится  на взаимосвязи  с логопедом, и другими специалистами  ДОУ. В работе воспитателя в группе компенсирующей направленности очень важны знания и умения педагога  использовать логопедический компонент во всех режимных моментах. Не только после сна  выполнять работу по заданию логопеда, но и постоянно  контролировать  произношение  и речь воспитанников, а так же на сколько правильно создают они ими грамматические  структуры предложений.

Педагог  должен постоянно работать над  артикуляцией, моторикой.

Закреплять  звукопроизношение  поставленных логопедом звуков.

Целенаправленно  активизировать отработанную на занятиях с логопедом лексику.

Закреплять правильное употребление  уже сформированных грамматических структур.

Развивать память, внимание, логическое мышление в упражнениях и  речевых играх.

Формировать связную речь.

Совершенствовать  навыки письма и чтения.

В случае неправильного  звукопроизношения воспитатель исправляет речь ребенка, предлагая ребенку образец правильной речи  и давая возможность  ребенку  повторить слово правильно. Важно, чтобы дети под руководствуясь помощью воспитателя самостоятельно научились слышать и исправлять ошибки в своей речи. Для этого педагог обращает внимание ребенка на  его речь. Необходимо помнить:  речь воспитателя - это пример  для детей. Речь педагога  должна быть хорошо интонированной, четкой , внятной, грамотной  и выразительной.

Основы работы воспитателя коррекционной группы.

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется не однократно в течении дня , вместе с тем в комплексе  с артикуляционной гимнастикой

следует  проводить пальчиковую гимнастику

Упражнения и игры  следует использовать с четким речевым материалом для развития внимания, памяти и логического мышления.

Во вторую половину дня,  во  время вечерних индивидуальных занятий воспитателя по заданию  учителя-логопеда,  проводится работа по закреплению звукопроизношения, по индивидуальным тетрадям детей.

Воспитатель формирует у детей познавательную базу для развития речевых умений, что в свою очередь предшествует занятиям с  логопедом. Перед изучением  новой  темы совместно с учителем - логопедом намечается словарный минимум , который дети должны усвоить в речи. Работа воспитателя  раскрывается по следующим  разделам: Игры и упражнения Логопедические пятиминутки. Индивидуальная работа. Логопедические пятиминутки  могут использоваться  на занятиях, в разных  видах деятельности. Пятиминутки не должны быть  длинными,  проходить должны в игровой форме на хорошем эмоциональном уровне,  соответствовать лексической теме изучаемой на неделе, должны  способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед со своей стороны должен указать цели и задачи, которые он преследуют при выполнении каждого задания, и дать четкое их описание. Важно, то  пятиминутки не должны напоминать  занятия.  Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, можно  использовать   воспитателю  на занятиях во время  проведения физминутки   или во вторую  половину  дня.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, воспитатель, организует одновременную работу детей: для одних  детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям  даются  задания и упражнения на развитие графических навыков. Дети  индивидуально  или небольшими подгруппами занимаются непосредственно с воспитателем, а  остальные дети играют и выполняют задания под контролем помощника воспитателя, который оказывает необходимую им  помощь и  дает оценку их деятельности. Индивидуально воспитатель занимается минут10-15, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются упражнения, игры и задания, которые уже им  хорошо знакомы по содержанию и  по способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

 Помимо коррекционной работы с детьми   на группе  воспитатели течение учебного года участвуют в работе медико-психолого-педагогических совещаний: и  выступают с оценкой  о результатах обследования детей, анализируют  усвоения программы каждым ребенком, принимают участие в обсуждении  и планировании направлений индивидуальной работы с отдельными детьми. Тем самым обеспечивается взаимосвязь  в работе воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов ДОУ и  дает положительный результат в  работе с детьми коррекционных групп.

Воспитатели работают над  созданием  коррекционно-развивающей среды в группе,  с учетом рекомендаций  специалистов, в группе создаются логопедические уголки в которых подбирается дидактический материал для работы с детьми.

Воспитатель это  полноценный участник коррекционного процесса. Знания  воспитателя о причинах и проявлениях общего недоразвития речи, о речевом дефекте, представление о психических процессах в детском возрасте, а также умение  владеть  современными технологиями и  методиками обучения позволит воспитателю грамотно организовать работу с детьми и выстроить межличностные отношения с ними  с учетом  индивидуальных особенностей детей. А слаженность в работе воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов ОУ поможет успешно сформировать правильное звукопроизношение  детей  и заложить базовые знания и умения для дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах

В статье предствавлены примеры коррекционной работы воспитателя в течение дня. Даны игровые упражнения, образовательные ситуации, физминутки по лексической теме "овощи"....

Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...

Подборка логопедических пятиминуток для воспитателей групп компенсирующей направленности

Вниманию педагогов представляется материал содержажий еженедельные пятиминутки для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации по теме "Работа воспитателя группы компенсирующей направленности с неговорящими детьми"

Рекомендации для воспитателей по работе с неговорящими детьми в группе компенсирующей направленности....

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...