Методические рекомендации для родителей по теме : "Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Гибадуллина Эльмира Рашитовна

Обучение  и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и помощи со стороны родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rek_dlya_rod_i_ped-_kor_rabota_i_lechenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                             

                                                     

      Обучение  и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и помощи со стороны родителей.  В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции.  Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула даёт хорошие результаты в повышение  возможностей  зрительных  функций.

       Родителям рекомендуется дома соблюдать распорядок дня, проводить с детьми различные физминутки для глаз, игры и упражнения учитывая возможности  зрения своих детей.  Предлагаю в домашних условиях использовать такие  игры  и  упражнения:

Упражнение  1.      Пальминг.

Цель: расслабление  и  отдых  глаз.

Ребёнок должен положить ладони  рук одну на другую несколько  крест- накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание  мизинца другой руки. Поднять руки в таком положении и мягко опустить их вниз вдоль лица на переносицу так,  чтобы место пересечения оснований мизинцев напоминало дужку очков. Окончательно подобрать положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким- либо мышечным напряжением. Для этого в домашних условиях очень удобна полужёсткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя или лёжа на животе. Если же ребёнок сидит за столом, то ему необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола так, чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача- избежать излишнего напряжения. Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Цель этого этапа- достигнуть совершенного чёрного поля перед глазами. Во время выполнения упражнения поговорите с ребёнком, напомните ему что-нибудь приятное, можно вспомнить чёрные объекты (чёрное пианино, чёрная пантера Багира и т.д.).Правильность и законченность выполненного упражнения характеризуется абсолютно идеальным вспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и приоткрытыми ладонями глазами совершенно чёрного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз, т.е. повышением остроты зрения и снижением симптомов зрительного дискомфорта. Следует ещё раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько  физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания.  Именно поэтому для достижения эффекта вам  потребуется  найти  для  себя  оптимальный  путь к  расслаблению  зрения.

Упражнение  2.    Взгляд вдаль.

Пусть ребёнок подойдёт к окну и посмотрит на улицу, позволив глазам видеть яркий естественный свет, деревья строения. Глаза сразу же расслабляются. Медленно перевести взгляд по краю нечётко видимого предмета, обследуя его контуры. Не надо пристально всматриваться в эти контуры, взгляд просто перемещается в течение нескольких секунд.  Проделав это упражнение, следует внимательно всмотреться в самую мелкую деталь, какую удастся рассмотреть, и попытаться разглядеть ещё более мелкие детали, по убывающей, вплоть до невидимых. Не нужно напрягать зрение, прищуриваться. Научите ребёнка рассматривать объекты спокойно, расслаблено, пассивно наблюдая и постепенно переводя взгляд на всё более мелкие детали.

Игры с мячом для детей при расходящимся косоглазии:

-Прокатывание   мяча  в  ворота.

-Прокатывание  мяча  вокруг  кеглей.

-Скати мя с возвышенности (наклонная доска, горка).

-Забрось мяч в ведёрко, лунку (перпендикулярно).

-Отбивание мяча об пол ( стоя, ходить по комнате, прыгая) со стихами.

-Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).

-Докати  мяч  до флажка.

-Сбей кеглю (прокатывая).

-«Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).

-Футбол.

Игры  с  мячом  для  детей  при  сходящемся  косоглазии:

-Бросание и ловля мяча ( друг другу).

-Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).

-Бросание о стенку и ловля отскочившего мяча.

-Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).

-Забрасывание мяча в кольцо.

-Игра с мячом через сетку.

-Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).

-Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).

-Чей мяч выше подлетит.

-Кто дальше бросит мяч.

-Бросание мяча через обруч.

-Кто первый принесёт мяч (бросать можно и вверх и вдаль).

-Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).

-Бадминтон.

Упражнения и игры для развития стереоскопического и глубинного зрения.

Цель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.

-Попади  в  ворота.

-Сбей  кеглю.

-Набрось  кольцо.

-Надень  шарики  на  стержень.

-Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

-Городки.

-Баскетбол.

-Волейбол.

 

Упражнения  и  игры, повышающие рефлекс фиксации и остроту зрения.

Цель: способствовать повышению остроты зрения, фиксации, цветоразличению.

-Игры с настенной  мозаикой.

- Найди фигуру (классификация геометрических фигур по форме, цвету, размеру).

-Найди опорные точки.

-Пройди по лабиринту.

-Выполни движения по схеме-рисунку.

-Выполни задание на микроплоскости - перенеси  в  большое  пространство.

Упражнения  и  игры используемые  в  процессе  физического  воспитания.

Цель: непрерывное  слежение глазами за движениями предметов.

-Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево;  слева -  направо;  снизу – вверх;  сверху – вниз).

-Забрасывание  мяча  в  кольцо.

-Метание  мяча  в  цель (используются индивидуальные ручные  кольцебросы).

-Настольный  баскетбол.

-Настольный теннис.

-«Следи за маятником».

-«Подбрось кольцо  и  поймай».

Упражнения  для  развития  зрения  и  зрительного  восприятия

( выделение  формы,  цвета,  величины  и  пространственного  положения  предметов).

Цель : учить  сличению, узнаванию, классификации  предметов  по  их  основным  признакам.

-«Найди  такой  же  предмет» (по форме,  цвету,  размеру) .

-«Найди  различия  в  предметах,   рисунках».

-«Подбери  одинаковые  предметы» (по цвету, размеру).

-«Что  от  тебя  ближе,  что  дальше».

-«Кто скорее нанизает  шары».

-«Составь  из  частей  целое».

-«Наряди куклу в бусы».

-«Собери  башенку».

-«Собери  пирамидку».

-«Составь   матрёшку».

-«Разрезное  лото».

Упражнения  для  детей  с косоглазием  в  период  плеоптического   лечения  ( с  использованием  электрифицированных  игрушек).

Цель: активизация  зрения.

- «Где  зажёгся  фонарик?»;

-«Где  горит  огонёк?»;

-«Сосчитай,  сколько  раз  зажёгся»;

-«Сколько  лампочек  горит  на  панели?»;

-«Проследи за  огоньками»;

-«Сосчитай, сколько  раз включилась настольная  лампа»;

Упражнения  на  развитие   глазомера.

- «Найди линейку такой же длины»;

- «Подбери одинаковые по форме»;

- «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины»;

-«Составь  из  частей целый  предмет»;

-«Размести на схеме соответствующие  фигуры»;

-«Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре  части».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида  (для детей с нарушением зрения).  Программы  детского сада. Коррекционная  работа в детском саду/  Под  ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2. Дивненко Г.А.Развитие  цветового восприятия у дошкольников  с  нарушением  зрения.- Мурманск: МГПИ,2002.
  3. Плаксина Л.И.  Теоретические  основы  коррекционной  работы  в  детском саду  для  детей с нарушением  зрения. – Москва: издательство «ГороД», -1998.
  4. Рубан Э.Д.  Практикум  по коррекции зрения  у  детей  в  домашних  условиях: реальные  методы  и упражнения. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  5. Сековец Л.С.  Коррекционно-педагогическая  работа  по  физическому  воспитанию детей дошкольного возраста  с нарушением  зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей на тему: "Пути стимулирования речевых проявлений у детей первых лет жизни"

Первые годы жизни — стартовая площадка для раскрытия возможностей малыша, что буквально с рождения  нужно заниматься с ребенком, развивая его мышление и речь. ...

Методические рекомендации для родителей по темам: "Грибы", "Ягоды".

Методические рекомендации родителям по закреплению лексических тем: "Грибы", "Ягоды"....

Методические рекомендации для родителей по теме "Осень"

Интересные минуты общения с ребенком в свободное вечернее время....

Методические рекомендации для родителей на тему: "ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА"

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Дети с удовольствием переливают воду из  одной емкости в другую. Обеспечите им условие для этого занятие....

Методические рекомендации для родителей на тему: "Как поддерживать активность и воспитывать самостоятельность у детей раннего возраста"

Данные рекомендации психолога адресованы родителям  тех детей, которые еще только осваивают навыки самостоятельности (ранний возраст). Родителям даны практические рекомендации, а также предложены...

Методические рекомендации для родителей на тему: "О чем разговаривать с дошкольником"

Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша. Расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми , но и малознакомыми людьми; с помощью ре...