Дети с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Особенности детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zpr.pptx238.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная недостаточность у детей. ЗПР. Пути и методы преодоления когнитивного дефицита

Слайд 3

Причиной интеллектуальной недостаточности является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

Слайд 4

Синдром когнитивного дефицита В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита , определяемого ранее как ММД, а с расширением нейропсихологических знаний – как СДВГ. Причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков.

Слайд 5

Синдром когнитивного дефицита К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в заданиях , выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий.

Слайд 6

Синдром когнитивного дефицита Отмечается двигательное беспокойство: сидя на стуле, вертится часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении.

Слайд 7

Синдром когнитивного дефицита Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим. не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. мотивация к обучению снижена.

Слайд 8

Синдром когнитивного дефицита Научные исследования показывают, что из всех известных методов лечения когнитивных расстройств только психостимуляторы и поведенческая терапия являются наиболее эффективными.

Слайд 9

Синдром когнитивного дефицита Поведенческая терапия включает в себя инструктирование педагогов и родителей о том, как наилучшим образом организовать окружающую среду ребенка, дать ему четкие указания и задания, как построить последовательную систему вознаграждений и негативных реакций в соответствии с поведением ребенка

Слайд 10

Синдром когнитивного дефицита Сюда же относится и обучение социальным навыкам, организация свободного времени, занятия спортом.

Слайд 11

Синдром когнитивного дефицита Когнитивные расстройства являются отражением поведенческих нарушений различного генеза и характеризуются «качественными нарушениями», доминирующими среди которых являются трудности с приобретением речевых, познавательных, моторных социальных навыков.

Слайд 12

Особенности эмоционально-волевой сферы Интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся психопатоподобным поведением отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. недоразвитие личностных компонентов снижение критичности относительно себя и окружающих людей расторможенность влечений, ребенок склонен к неоправданным аффектам.

Слайд 13

Особенности эмоционально-волевой сферы Интеллектуальная недостаточность с выраженной лобной заинтересованностью . дети вялы, безынициативны, беспомощны. речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности. слабо учитывают ситуацию.

Слайд 14

Особенности эмоционально-волевой сферы Для детей с ЗПР характерны эмоциональная лабильность слабость волевых усилий несамостоятельность и внушаемость личностная незрелость в целом.

Слайд 15

Особенности эмоционально-волевой сферы Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легкости возникновения эмоционального возбуждения или плача, немотивированных проявлениях аффекта.

Слайд 16

Особенности эмоционально-волевой сферы Нередко детей охватывает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Слайд 17

Особенности эмоционально-волевой сферы Синдром когнитивного дефицита ( СДВГ ) отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность.

Слайд 18

Особенности эмоционально-волевой сферы Синдром когнитивного дефицита ( СДВГ ) Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными импульсивными подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение.

Слайд 19

Особенности эмоционально-волевой сферы Взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

Слайд 20

Особенности эмоционально-волевой сферы При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью на первый план выступают Несамостоятельность нерешительность робость медлительность.

Слайд 21

Особенности эмоционально-волевой сферы Дети с психической неустойчивостью Со взрослыми бывают ласковыми назойливыми легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны

Слайд 22

Особенности ребенка с ЗПР Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются: -малым ростом и весом, -по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, -позже начинают ходить. -Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, -затруднения в координации движений, -проявления гиперактивности .

Слайд 23

Особенности ребенка с ЗПР Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики.

Слайд 24

Особенности ребенка с ЗПР В первую очередь это замедление развития эмоционально-волевой сферы и личности : -эмоциональная незрелость, -слабость мотивации поведения, -игровой характер интересов, -неспособность к волевому усилию, -низкий уровень самоконтроля, -неумение планировать свою деятельность.

Слайд 25

Особенности ребенка с ЗПР Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема и переработки информации . Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности.

Слайд 26

Особенности ребенка с ЗПР Тем не менее, восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом : -они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, -с трудом выделяют объект из фона. -Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях затрудняющих восприятие (необычное положение объекта).

Слайд 27

Особенности ребенка с ЗПР Память ограничена в объеме и непрочна . Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено.

Слайд 28

Особенности ребенка с ЗПР Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание . Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).

Слайд 29

Особенности ребенка с ЗПР Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью , легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на занятии.

Слайд 30

Особенности ребенка с ЗПР Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное, и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических.

Слайд 31

Особенности ребенка с ЗПР К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане.

Слайд 32

Особенности ребенка с ЗПР Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями . Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок.

Слайд 33

Особенности ребенка с ЗПР Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не умеют рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. им легче отличать явления противоположного характера.

Слайд 34

Особенности ребенка с ЗПР Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната».

Слайд 35

Особенности ребенка с ЗПР Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»).

Слайд 36

Особенности ребенка с ЗПР Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5-7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети к началу школьного возраста – 9-13 ее представителей.

Слайд 37

Особенности ребенка с ЗПР Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить . Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.

Слайд 38

Особенности ребенка с ЗПР Особенности будущего обучения в школе . Дети стойко не успевают в массовой школе : не усваивают знаний, предусмотренных программой, т.к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана . Не формируется учебная мотивация – дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения .

Слайд 39

Особенности ребенка с ЗПР Особенности обучения в школе . Ведущий вид деятельности – игра . Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий. Уже в 1 классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т.к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание.

Слайд 40

Особенности ребенка с ЗПР Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности.

Слайд 41

Особенности ребенка с ЗПР Трудности учебной деятельности детей с ЗПР связаны с необходимостью перестройки мотивов деятельности – смены игровых мотивов ориентацией на указания учителя, его требования.

Слайд 42

Особенности ребенка с ЗПР Трудности связаны с необходимостью совершать действия, не имеющие смысла вне целостной деятельности и являющиеся подготовкой к овладению какими-то новыми умениями и навыками – раздельное проговаривание звуков слова, написание палочек и крючков.

Слайд 43

Особенности ребенка с ЗПР У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция) , следствием которого является гиперподвижность ребенка . Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию и недоношенных детей .

Слайд 44

Особенности ребенка с ЗПР Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна: -повышенная двигательная активность, -невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, -легкая отвлекаемость, -быстрая смена настроений.

Слайд 45

Особенности ребенка с ЗПР -Часто встречаются речевые нарушения, -неразвитость мелкой моторики (трудности в самообслуживании, в овладении письмом), -неловкость. -Дети повышенно возбудимы, - двигательно беспокойны,

Слайд 46

Особенности ребенка с ЗПР -часто драчливы, агрессивны, импульсивны, -сон поверхностный. -Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движении. -При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца.

Слайд 47

Особенности ребенка с ЗПР синдром психического инфантилизма; дисфункция вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении ( церебрастенический синдром); энцефалопатические расстройства ( неврозоподобный синдром, эпилептиформный синдром, астенический синдром, психопатоподобный синдром и другие); нарушение речевой функции; недостаточность тонкой моторики рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...