Проект "Фартук-театр"- дидактическое пособие для работы с детьми с ОВЗ
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Печёрина  Светлана Михайловна

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. "Фартук-театр" будет оценен вами в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ФАРТУК-ТЕАТР»

 В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Печёрина Светлана Михайловна, МБДОУ № 112 «Сибирячок», воспитатель,

Цыбикова Ольга Максаровна, МБДОУ №112 «Сибирячок», воспитатель

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

           Одной из основных задач концепции развития инклюзивного образования в Республике Бурятия является: внедрение инновационных                                                                                                                       образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью.

Актуальной проблемой в наше время стало и то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость даже по отношению к близким людям.

          Но и коммуникативное развитие ребёнка в настоящее время вызывает тревогу. Современные технические устройства заменяют общение и игровую деятельность. Но только живое общение обогащает жизнь людей.

У наших воспитанников коммуникативная функция речи нарушена. Они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, ответить на заданный вопрос, поэтому затрудняется установление контакта с взрослыми людьми и сверстниками.

Перед нами, педагогами коррекционных групп детского сада, возникают  проблемы:

- как разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

- как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

- как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Считаем, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазию, творчество.

                 Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками  - единая комплексная деятельность, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, театрализованной, музыкальной.

В своей работе с детьми мы используем разные педагогические технологии, но большой акцент все же в работе с детьми делаем на проектную технологию. Проектная технология способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Разработка и реализация проектов активизирует познавательную деятельность детей, формирует навыки коммуникативного характера, потребности создавать новые  проекты, придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха, развивает творческую активность. Использование проектной технологии обогащает детей  впечатлениями, способствует формированию навыков коммуникативного характера, развитию психических процессов.

Обозначив проблему, мы решили, что нам нужно будет создать такое многофункциональное пособие, которое будет способствовать обучению различным коммуникативным навыкам ребенка  через разные виды деятельности.   И это дидактическое пособие предназначено будет и для использования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

            Таким образом, мы в своей группе разработали и реализовали  проект «ФАРТУК-ТЕАТР».

  Цель данного проекта:   создать многофункциональное пособие «ФАРТУК-ТЕАТР»

          Задачи:

1.Изучить и систематизировать материал по работе с детьми.

2. Обогатить  практический  и теоретический  опыт.

3.Изготовить универсальное пособие «ФАРТУК-ТЕАТР».

4. Развивать  связную речь, внимание, наглядное мышление, мелкую моторику рук

5. Развивать художественно-творческие способности детей,                                                                                                                               приобщать  к театрализованной деятельности.  

6. Обогатить РППС группы.

7..Подготовить презентацию для студентов, молодых педагогов, родителей по изготовлению и использованию пособия в деятельности с детьми.

Участники проекта: дети логопедической группы 5-6 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат.

Дети: Расширят  свои представления о мире и его многообразии. Результатом внедрения данного пособия в образовательную деятельность станет развитие ребенка: обогащение практического и теоретического опыта; предоставление ему возможности самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, принимать собственные решения и делать выводы, варьировать содержание и формы выполнения заданий; формировать потребность в новых впечатлениях.

Развивающая среда обогатится различным дидактическим материалом в зависимости от образовательного запроса детей и реализации ООП ДОУ.

Результат проекта: пособие «ФАРТУК-ТЕАТР» будет использоваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

План работы по проекту.

Основные этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап.

 Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

- организационное мероприятие с родителями.

- приобретение материала.

2. Основной этап.

Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.

- изготовление дидактического пособия для работы с детьми.

Проект реализуется  через все виды деятельности ребенка в детском саду.

Предполагаемый результат:

Педагоги: овладение опытом организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством данного пособия.

 Дети:  у детей развита речь, диалогическая и монологическая,  мелкая моторика рук,  пространственное  мышление и воображение, развито логическое мышление,  внимание, самостоятельность, инициативность,                                                                                                                                                восприятие (тактильное, зрительное, пространственное); развита мимика, жесты, движения, сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Примерные методы и приёмы работы с дидактическим фартуком: художественное слово, загадка, вопрос, пение песенок, сюрпризный момент, сказкотворчество, обыгрывание ситуаций, различных игр, создание ситуации общения,  при его помощи рассказывание сказок, стихотворений и др.

Работа с родителями:

- консультирование родителей по использованию данного пособия в домашних условиях в любой совместной деятельности с ребенком.

- совместное изготовление дидактического материала для фартука (сказочных героев, фигурки животных, элементы интерьера замка и д.р.).

3.Заключительный этап.

Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.

 - Подготовка  презентации по проекту; показ мастер-класса.

Продукт совместной деятельности:

-драматизация и постановка детьми сказок «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка», «Заюшкина  избушка» - для малышей и родителей (на выбор – по желанию детей).

-Расширение предметно-пространственной среды группы.

Распространение результатов проекта.

Представление проекта родителям, студентам, молодым педагогам ДОУ в день проведения «Логопедической гостиной».

Дальнейшая работа над проектом (использование многообразия приемов, методов и форм работы при постоянном пополнении данного пособия).

Риски проекта: недостаточная активность родителей.  

Данное пособие «ФАРТУК-ТЕАТР» реализует принципы развивающего обучения и воспитания и  соответствует  требованиям  ФГОС  ДО,   способствует  ознакомлению родителей с методами воспитания, обучения и реабилитации детей,

          В группах компенсирующей направленности оно может использоваться:  при проведении занятий по ознакомлению детей с  художественной литературой,  для заинтересованности и активизации детей в процессе занятия, в работе над художественным произведением, при разыгрывании морально-этических ситуаций, при моделировании ситуаций общения, как образец при составлении различных видов рассказов и др.  

 Уникальность данного пособия состоит еще и  в том, что оно  дает ребенку возможность приобрести опыт в различных сферах  жизнедеятельности.  Использование              пособия способствует развитию у воспитанников умения обобщать увиденное и услышанное, комментировать события, рассуждать в новых условиях, фантазировать; преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться;  формирует любознательность. В перспективе                                                                                               данное пособие может быть использовано в разных вариациях, например, в адаптационный период для поддержания психологического комфорта малыша.

 «ФАРТУК-ТЕАТР» многофункционален. Его можно использовать для занятий по развитию речи, художественной деятельности, познавательному и музыкальному развитию, а самое важное - для формирования навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.  

 Постепенно задачи по применению пособия будут усложняться, соответственно пополнится и раздаточный материал   новыми сказочными персонажами,   деталями,   придуманными   детьми или совместно с родителями.            

Основная цель  нашей работы - социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Совместная игра, с помощью нашего  дидактического пособия «ФАРТУК-ТЕАТР» поможет обучению различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями. Оно одно из наиболее приемлемых форм социализации.                                                                                

Список использованной  литературы

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

2. Волшебный праздник. Сост. М. Дергачева. -  М.: РОСМЭН, 2017.

3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2015.

4. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. - Минск: МГИ, 2018. - 67 с.

5.Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Искусство в школе.- 2015.- N 11.- С. 64-66. 6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2016.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. - 71 с.

8.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «ФАРТУК-театр» - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с овз» Авторы : Печёрина с.м., цыбикова о.м. воспитатели группы № 6 «Колокольчики» Доу №112 «сибирячок» .

Слайд 2

Характеристика дидактического пособия Данное пособие представляет собой: Игровое поле: представлено в виде фартука - игрового панно, на который крепятся различные элементы из фетра. Игровой материал: фигурки - герои сказок, дерево, домик, солнышко, геометрические фигуры, буквы и цифры. Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой. Процесс изготовления: 1). Приготовим основу для фартука. 2 ).шьем фартук, наклеиваем (пришиваем) швейную липучку, на которой хорошо бы держались фигурки . 3). Вырезаем и оформляем дидактический материал, пришиваем (наклеиваем) липучку.

Слайд 3

В образовательной деятельности: 1.Пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. 2.Способствует формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 3.Можно организовать как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей. 4.Использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Развивает: мелкую моторику рук, внимательность , логику, мышление, самостоятельность, и нициативность, пространственное воображение, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное).

Слайд 4

Жизнь – бесконечное познанье. Нам многим нужно овладеть: узнать цвета, запомнить формы, из букв составить новые слова – легко и просто сделать это с таким вот фартуком, друзья!

Слайд 5

Преимущества в использовании пособия В театрализованной деятельности: Не тратится время на постановку ширмы, декораций, подбор кукол, перевоплощение; помогает педагогу моментально организовать детей на творческую деятельность; дети – участники процесса, они быстрее учатся работать в паре, Это способствует развитию коммуникативных навыков, речи.

Слайд 6

следующий (четвертый) « фартук-театр» планируем изготовить на магнитах Творческого ВсеМ вдохновения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для работы с детьми с нарушениями речи

Дидактическое пособие для работы с детьми с нарушениями речи...

Электронное мультимедийное дидактическое пособие для работы с детьми подготовительной группы «Необыкновенное путешествие в страну математики».

Электронное мультимедийное дидактическое пособие для работы с детьми подготовительной группы «Необыкновенное путешествие в страну математики»....

Фартук –дидактическое пособие для работы с детьми младшей группы

Пособие  может использоваться для алаптации детей при поступлении в детский сад , для создания игровой мотивации и театрализованной деятельности...

Использование дидактических пособий в работе с детьми с ОВЗ

Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает всесторонне развить творческие возможности ребенка, социализировать его к окружающей среде и обществу, я...

Многофункциональное наглядно – дидактическое пособие в работе с детьми среднего дошкольного возраста по проблемам здоровьесбережения «Сундучок здоровья»

Наглядно – дидактическое пособие «Сундучок здоровья» предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста.В рамках данного пособия в игровой форме рассматриваются основы зд...

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров".

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров"....

Многофункциональное наглядно – дидактическое пособие в работе с детьми среднего дошкольного возраста по проблемам здоровьесбережения «Сундучок здоровья»

Наглядно – дидактическое пособие «Сундучок здоровья» предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста.В рамках данного пособия в игровой форме рассматриваются основы зд...