Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике

 

Аннотация

Данная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком дома. Работа с камешками «Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику и воображение дошкольников. Повышает речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах занятий, как индивидуально, так и фронтально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка «Использование камешков Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

Актуальность

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Данный педагогический опыт позволит разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению коррекционно-развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Марблс – Это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое  упражнение  проводят  несколько  раз,  постепенно  их  усложняя.  Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:

1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3. Развивать в ориентировку на плоскости;

4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;

6. Обогащать словарный запас;

7.Развивать фразовую речь;

8. Развивать внимание, память и мышление;

9. профилактика дисграфии;

10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Игры с Марблс и их описание:

Игра «Знакомство с камушками»

Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Психолог предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Инструкция. Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Игра «Логический квадрат»

Цель:Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: квадрат с тремя рядами,стеклянные камешки красного, синего и зеленного цвета.

Инструкция:Педагог предлагает расположить камешкив пустые клетки, таким образом, чтобы все камушки по цвету в каждой строке и в каждом столбце не повторялись.

Игра «4 — лишний»:

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: камушки "Марблс", карточки для игры 4-  лишний

 Инструкция :Педагог предлагает найти  на карточки лишний  предмет и положить на него камень Марблс, поясняя свой выбор.

     Игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Материал : лист бумаги, камушки "Марблс".

Инструкция: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

Игра «Запомни»

Цель: развитие зрительной памяти и мелкой моторики руки.

Материал: камушки "Марблс".

 Инструкция: один из детей выкладывает последовательность из 4- 5 камней, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти.

Игра «Слова»

 Цель: воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.

Материал: камушки "Марблс", список слов со звуком «а» и «о». Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.

 Инструкция: психолог называет детям  слова.Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»).

Результаты работы:

Применению камушков «Марблс», как нетрадиционное средство в работе с дошкольниками, показали положительные результаты в развитии детей.

Благодаря целенаправленной и систематической работе у детей повысился уровень познавательной активности. Дети стали более инициативны, самостоятельны.

Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камушки «Марблс» – это инновационный, универсальный материал, который, я бы советовала использовать в работе не только узким специалиста, но и воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Мастер-класс "Использование в работе педагога-психолога элементов инновационной терапевтической техники рисования Эбру с детьми 5 -7 лет"

Данная техника Эбру используется в работе с детьми и взрослыми всех возрастов.  Развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые ...

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста

В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...

Использование в работе педагога-психолога нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...