Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 13 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 13 часть 13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 4. «Разговор с Иваном». 

Цель: выработка устойчивости к высмеиванию со стороны других, повышение самооценки. Один ребенок исполняет роль Ивана, все остальные - братьев и их жен. «Братья и жены « с ухмылкой смотрят на «Ивана» и по очереди говорят ему разные неприятные слова. - Вдруг поднялся великий стук да гром, подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Стали гости есть - пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да остатки себе в левый рукав вылила; закусила лебедем, да косточки в правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то же самое делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула правой рукой - сделалось озеро, махнула левой - и по плыли по воде белые лебеди; царь и гости диву даются. (На экран проецируется изображение девушки в старинном русском наряде. Можно просто использовать иллюстрации к сказке.) Мудрый Филин: Ребята, как вы думаете, почему у наряда такие длинные рукава? (Дети отвечают на вопрос.) - В стародавние времена человек еще не придумал варежек или перчаток. Рубахи и верхние одежды шили с длинными рукавами для того, чтобы защитить руки от холода. Когда человек приступал к работе, он сначала закатывал рукава вверх. Так и появились выражения «работать засучив рукава», то есть хорошо, и «работать спустя рукава», то есть плохо. Потому что длинные рукава будут мешать человеку в работе. Зажиточные люди имели специальные браслеты для удерживания рукавов. Интересно то, что эти браслеты были для левой и правой руки. Их  ни в коем случае нельзя было перепутать. За столом кружку или ложку брали правой рукой, поэтому на браслете для правой руки изображались знаки воды. А вот на браслете для левой руки изображали птиц, потому что жареную птицу брали левой рукой.

Упражнение 5. «Танец Василисы».

Цель: выражение эмоций в танце, смена проявлений чувств с отрицательных, на положительные. Детям предлагается потанцевать, как Василиса, - красиво, мягко, плавно. Движения рук - легкие, плавные, лицо - спокойное с мягкой улыбкой. При желании дети могут взять для танца легкий шелковый платочек. Ведущий: Смотрят на Василису жены старших братьев, завидуют. А потом тоже в пляс пустились. Махнули правым рукавом - гостей вином забрызгали, махнули левым - кости прямо в царя полетели. - Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, какое у него лицо? (Злое, жестокое, напряженное, недовольное.) А как танцевали жены старших братьев? (Резко, грубо, некрасиво.) А почему у них были такие движения? (Потому, что когда человек завидует, злится, проявляет недовольство, то это сказывается в движениях. Человек начинает говорить, двигаться резко, грубо, некрасиво.) Давайте покажем все это в танце. (Ведущий сопровождает детей в движении, создавая максимальное напряжение. Затем танец заканчивается, и дети ложатся на ковер, расслабляются.) - А теперь, ребята, отпустим остатки злости, грубости, напряжения. Дышим «животом» мягко и спокойно. Становимся красивыми, добрыми, нежными. (При необходимости ведущий мягко поглаживает руки, лоб, щеки детей.) - Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушачью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса Премудрая, увидела, что нет лягушачьей кожи, запечалилась и говорит: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал! Если б ты немножко подождал, я бы  твоею была; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного». Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство. Мудрый Филин: В древние времена человек мог выжить только в обществе других людей, а оставшись один, был обречен на гибель. Поэтому многие племена определяли срок отсутствия, по прошествии которого, человек, не вернувшийся домой, считался умершим. Вот и Василиса должна была идти к своему племени и просить кудесника прощения за то, что нарушила обычай, до срока сняла свою лягушачью кожу.

Упражнения  6, 7  в следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...