Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.
статья по коррекционной педагогике

Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куляева Н.А., Ворона В.В.

Использование пальчиковой гимнастики

в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации

МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», г. Тамбов, hapochka51tmb@mail.ru

Дошкольное детство - один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период в условиях естественного развития и социализации закладываются основы здоровья ребёнка, его физического и психического развития, формируются его коммуникативные способности. Без владения развитыми речевыми навыками не возможна социализация ребёнка, его интеграция в структуру современного общества.

Тема раннего детского развития очень популярна, а проблема развития речи продолжает оставаться актуальной и требует серьёзного внимания. Статистическими данными, опирающимися на различные исследования, подтверждается, что количество детей с речевыми нарушениями не только увеличивается, но и возрастает тяжесть таких нарушений.

В связи с этим работа с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений должна осуществляется не только на специализированных занятиях по звукопроизношению и развитию речи.  Ребёнок должен находится в правильной «речевой среде» на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Для достижения положительного результата в ежедневную работу воспитателей необходимо включать упражнения, развивающие общую и мелкую моторику рук дошкольников разных возрастных групп.

До тех пор, пока движения рук не станут свободными и точными, развития речи и мышления добиться не удастся. Проекция кистей рук находится рядом с речевой зоной коры головного мозга. Учитывая это, можно предположить, что тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. Чтобы научить ребёнка говорить необходимо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но развивать мелкую моторику. В тренировке мелкой моторики рук необходимо задействовать упражнения, развивающие мышцы артикуляционного аппарата, не забывать про дыхательную гимнастику. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры в этом случае являются незаменимыми помощниками в работе воспитателя. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Пальчиковая гимнастика помогает детям научиться управлять своим телом, координировать свои движения.  Синхронизация движения со словом тяжело даётся детям с речевыми нарушениями, но именно сочетание «движение-слово» способствует развитию речи. Важно, чтобы ребёнок мог осмыслить, что его собственное тело, движение рук, пальцев не какая-то готовая данность, а всё это подвластно ему и является объектом освоения и преобразования.

В своей работе с детьми мы используем много пальчиковых игр и упражнений по каждой лексической теме. Незаменимыми помощниками в данной работе являются авторские методики Т.А.Ткаченко «Пальчиковая страна», М.С.Рудиной «Страна пальчиковых игр», Н.В.Нищевой «Система коррекционной работы» и др.

Чтобы выстроить работу воспитателя по речевому развитию детей с применением пальчиковой гимнастики наилучшим образом следует учитывать следующие моменты:

- при проведении пальчиковой гимнастики для эффективного решения поставленных задач необходимо создавать положительный эмоциональный настрой;

- ребёнок познаёт мир с помощью взрослого путём подражания, поэтому речь и движения воспитателя должны быть четкими и понятными ребёнку;

- хорошо, если содержание пальчиковых игр соответствует лексическим темам, это позволяет лучше усваивать программный материал;

- помните детям необходима положительная оценка любой деятельности, это помогает им развиваться и становиться успешнее, хвалите их чаще!

Работа с детьми с использованием пальчиковой гимнастики направлена на развитие речи детей, обогащение их двигательного и жизненного опыта, на формирование взаимодействия с окружающим миром, а в конечном итоге - на успешную социализацию и адаптацию к жизни в обществе.

Литература

1. Аксёнова М.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. Дошкольное воспитание, № 8, 2010.

2. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. М.: Литера, 2008.

3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.

Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....