Из опыта работы с незрячими детьми
статья по коррекционной педагогике

Рассказывается об опыте работы с незрячими детьми и их родителями в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_nezryachimi_detmi.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с незрячими детьми.

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.

  Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.

При появлении в семье ребенка с ОВЗ родители испытывают  шок и долго пребывают в состоянии отчаяния и неопределенности.  Не все родители могут самостоятельно выйти из этого состояния. Очень хорошо, если в этот сложный для них момент ребенок окажется в садике. Нашим родителям очень важно, что их ребенок, как и все дети может посещать садик. С одной стороны они могут хоть ненадолго отвлечься от своей (проблемы, боли, состояния).

С другой стороны  в садике создаются условия для того, чтобы  помочь им выйти из этого состояния и понять, что не нужно  «сидеть сложа руки» (т.е. только менять ребенку памперсы и кормить его ложечкой), а нужно помочь ребенку как говорит Выготский «войти в жизнь».

  Так как группа разновозрастная родители могут воочию убедиться в том, что такие дети многое могут на примере  старших ребят,  и это является очень хорошим стимулом. Также они могут между собой пообщаться о своих проблемах и понять, что та проблема, которая стоит сейчас перед  ними, преодолима и решаема.

Хочу рассказать о некоторых особенностях с которыми мы столкнулись  работая  с незрячими детьми:

  1. Сбитый режим. ( Так как дети не видят дня и ночи им все равно, когда спать)  . Строгое соблюдение режима дня в садике способствует тому, что режим постепенно нормализуется.
  2. Отсутствие навыков самообслуживания. Если первая проблема возникает сама по себе, то здесь зачастую родители  сами являются источником этой проблемы, ведь намного проще и быстрее сделать все самим за ребенка. На протяжении всего времени посещения садика я помогаю детям стать самостоятельными и учу родителей учить этому детей. Все действия ,которым я должны научить воспитанников, я произвожу « рука в руке» и комментирую все, что делаем.

 Так, например, захватив ложку рукой ребенка ,я говорю: «Зачерпываем(находим) суп, поднимаем ложку» одновременно проделывая это.

Проделываем это до тех пор, пока ребенок не запомнит это движение и не попытается сделать его сам. Когда приходит понимание того, что нужно ложку поднимать ко рту, появляется следующая  проблема: Нужно обьяснить, как зачерпнуть еду ложкой. Дети привыкают слышать звук удара ложки по тарелке и считают, что этого достаточно, для того чтобы еда оказалась на ложке.( Когда от  одного соприкосновения ложки с тарелкой  оказывается недостаточно, они ударяют по тарелке несколько раз).

Также поэтапно я учу их раздеваться и одеваться, обязательно многократно демонстрируя  родителям как именно это надо делать.

  1. Проблемы с речью. Ребенку, который воспринимает жизнь на слух, бывает сложно даже попросить что – либо, так как он получая желаемый предмет слышит: «На яблоко».  Пытаясь попросить яблоко он, так и говорит «На яблоко».

В этом году пошел в первый класс ребенок, который пришел в садик  в 4 года не говорящим ни слова. за время посещения садика он начинал понимать речь на бытовом уровне и произносить короткие фразы, применимые к конкретной ситуации: « чешки снимай», «носочки одевай», «дайте пожалуйста коляску».

  1. Из – за отсутствия зрения  у воспитанников слабо проявляется интерес к окружающему пространству.  я учу не бояться двигаться, стимулирую к тому, чтобы ребенок сам хотел двигаться. Зная какую игрушку он любит я издаю ей звук, или говорю: « Мячик лежит на ковре, ищи его». Встречаются дети, у которых  нет страха перед окружающим пространством.  Выпускник, двигаясь вперед всегда хлопал в ладоши и по звуку эха от стен определял есть ли перед ним препятствие.  

    В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок  активно накапливает  знания и представления об окружающей жизни. Отсутствие зрения вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемой ребенком информации. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно познанию незрячего ребенка, в связи с этим его представления о них бедны, а порой и искажены. Например, на занятии дети знакомились с рыбой ее строением, а затем было дано задание покрыть картонный трафарет (на котором дети потрогали хвост, голову, плавники) чешуйками, сделанными из пластилиновых шариков путем нажатия и расплющивания их. Детям был показан образец выполнения задания и все с ним справились по мере своих сил. Но на мой заключительный вопрос: «Чем покрыта рыба?» довольно развитая девочка ответила: «Пластилином». Что смотивировало сотрудников сада приобрести живую рыбу. Дети смогли с познакомиться с рыбой и представления о ней стали  реальными и полными.

 Внутренний мир незрячего ребенка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный.

  И.М.Сеченов говорил, что слепому рука заменяет глаз. Чтобы знания о предметах окружающего мира стали достоянием слепого ребенка, требуется (за исключением слуховых впечатлений) непосредственный контакт с этими объектами. Вам были продемонстрированы фотографии со дня космонавтики, где дети знакомились со щлемом космонавта, на участке они познакомились со снежными моделями кремля и башни Сиюмбике.

 Задачей педагога, работающего с незрячими детьми является развитие всех анализаторов (слуха, обоняния, двигательной активности), накопление жизненных впечатлений и эмоций, пережитых в коллективе и своевременная поддержка возникающего интереса или вопроса.

Незрячие малыши интересуются звучащими игрушками, их привлекает все, что издает звук, и они сами пытаются из всех предметов извлекать звуки. Активно использую  специальные «звучащие книги». Такие книги позволяют привлечь интерес к буквам, чтению. Многие ребята любят сами заниматься с книгой и волшебным карандашом. Здесь развивается самостоятельность,  умение достигать желаемый результат  путем поиска желаемой страницы с музыкой, ощупывая предыдущие странички.

За время существования группы  мы поняли, что  лучшего результата можно достичь используя взаимодействие воспитанников с родителями, так как родной человек  ближе ребенку, а родителям проще привлекать ребенка к какой – либо деятельности под руководством специалистов.

Формы работы, которые имели успех:

-Совместная театрализованная деятельность

-Совместная игровая деятельность

-Спортивные праздники

Совместные изготовления поделок( иногда практикуем  домашние задания так как на практике убедились, что вещь, сделанная вместе с мамой  имеет большую ценность для ребенка. Так, например, бусы изготовленные дома с мамой из макарон ребенок не снимал целый месяц, переживал за их сохранность во время переодевания.)

-Демонстрация достижений ( показ комплекса зарядки, выученный детьми; театрализованная деятельность)

-Показ презентаций о жизни в группе, благодаря которым родители убеждаются в том, что дети  многое могут, что им интересны и доступны вещи, которые на первый взгляд кажутся неприменимыми к таким детям. Стараясь показать воспитанникам все разнообразие жизни, мы расширяем границы их возможностей (миропонимания, мироощущения).Так мною проводились мероприятия, где дети готовили сами угощение для мам, знакомились с коньками, роликовыми коньками, лыжами,  Все это заснятое на видео показывается потом родителям в виде презентаций и является ненавязчивым руководством к дальнейшим действиям родителей  с детьми.  Родителей воодушевляет увиденное и они сами затем с ребенком  ходят кататься на коньках и лыжах , готовят простейшие блюда.

На проводимых мероприятиях стараюсь, создавать атмосферу  непринужденности, чтобы родители не чувствовали себя обделенными, а радовались, как дети. Например, папам, пришедшим  смотреть сказку « Муха – Цокотуха» было предложено сплести паутину для мухи. Они с энтузиазмом взялись за это дело, а затем с интересом и гордостью наблюдали за тем, как девочка, исполняющая роль мухи исследует созданное ими пространство. Если у родителей  хорошее настроение , дети это чувствуют, оно передается и им, а значит создаются благоприятные условия для дальнейшего развития..

За время существования группы у нас сложились традиции проводить совместные мероприятия, на которых  вновь пришедшие дети  и их родители принимаются в наш дружный коллектив и подводя итоги работы мы приглашаем выпускников.  . Родители выпускников рассказывают как складывается их дальнейшая жизнь в школе. Люди, которые знают о том, что их ждет дальше, чувствуют себя более уверенно.

В результате того, что ребенок начинает посещать детский сад,   родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие такие же проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие  родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Ребенку  ДОУ помогает развиваться в его темпе, становится реальной  основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"

1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....

Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"

В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....

Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

Из опыта работы с гиперактивными детьми.

Из опыта работы для облегчения поиска удачных приёмов воспитания....