конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сценарий комплексной непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида

                   Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сценарий комплексной непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)

Форма проведения: подгрупповая.

Тема: «Автомобиль для Айболита»

 

                                 

                                                               Учитель-дефектолог: А.А. Антюфеева

                                                             Квалификационная категория: высшая

Санкт-Петербург

2020 год


Тема: «Автомобиль для Айболита»

Цель: Продолжать формирование элементарных математических представлений (в рамках лексической темы транспорт).

Задачи: 

Образовательные (с учетом интеграции образовательных областей):

   

-Формировать умение описывать объект, выделяя его существенные признаки.

-Расширять представления детей о спецтранспорте на примере автомобиля скорой помощи

-Познакомить детей с образованием числа 3,

-Формировать умение пересчитывать предметы (в пределах 3х).

-Закреплять представления о величине (большой\маленький), цвете и количестве (один\много)

-Расширять и активизировать словарь (номинативный, предикативный, атрибутивный)

-Закреплять навык употребления прилагательных «левый /правый»

-Формировать навык образования качественных прилагательных

-Формировать навык согласования речи с движением.

- Развивать общую моторику и ориентировку в схеме собственного тела

         

Воспитательные:

-Развивать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками во время образовательного процесса.

-Формировать эмоциональную отзывчивость в ответ на предложенную ситуацию.                                            

-Способствовать формированию таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, отзывчивость.

-Формировать умение распознавать и называть эмоциональное состояние героя (грустный/радостный)

-Продолжать вызывать интерес к сказочным персонажам после знакомства с литературным произведением

Коррекционные:

-Развитие непроизвольного внимания.                                                                        

-Развитие памяти; мышления; зрительного восприятия.

-Расширение социальных представлений  

Предварительная работа: 

-чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит»;

-рассматривание иллюстраций с изображением различного транспорта;

-прослушивание звуков, которые издает различный транспорт

-проведение игр малой подвижности на закрепление элементарных правил дорожного движения для пешеходов.

Индивидуальная работа: 

формирование навыка образования качественных прилагательных с Сергеем К.

Связь с материалом программы на предыдущем этапе:

закрепление темы «Профессии. Врач», закрепление счета в пределах 2х

Планирование последующей деятельности:

-закрепление навыков счета в пределах 3,

-закрепление образа цифры 3,

-развитие навыка сравнения количества предметов пределах 3х


Материалы к непрерывной образовательной деятельности:

Обручи по количеству детей, крупное плоскостное изображение грустного и радостного Айболита, ковролинограф «Ларчик» с комплектом цифр-липучек (1,2,3), полосы пешеходного перехода, макет светофора, макеты машин из картона :скорой помощи и пожарной машины  (на трех колесах скорой «дырки»), схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля (3 шт), насос, «аптечка» с «заплатками» ,«заплатки» для шин автомобиля (по три на каждого ребенка),  рабочие листы с графическим заданием (корректурная проба и схема цифры три)  

Современные информационные и педагогические технологии: смартфон с аудиозаписью звука сирены скорой; игровая технология, здоровьесберегающие технологии (технология активной сенсорно-развивающей среды).

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

деятельность педагога

предполагаемая деятельность и ответы детей

Организация детей перед занятием

Дефектолог взаимодействует с подгруппой детей в игровом пространстве во время динамической паузы. Педагог и дети выполняют гимнастику с обручем :

- Сегодня мы с вами станем автомобилистами и прямо сейчас отправимся в путь. Автомобили к путешествию готовы?

-Тогда заводим моторы!

-Р-р-р! 

 

- Нас ждет загородная прогулка. Отправляемся в путь!

Педагог произносит слова и выполняет движения

-Едем по городу.

-В городе дорога ровная, гладкая, А за городом то в гору поднимается…

-То вниз спускается.

-Проезжаем деревню. Посмотрите, справа вышагивают петухи!

-Осторожно, автомобилисты, впереди грунтовая дорога - немного потрясет.

-Выехали на трассу, скорость 80 километров в час.


-Снижаем скорость – слева лошади.


-Едем мимо сосен. Вдохните их аромат.


-Остановка! Вижу человека на обочине, он размахивает руками!

-Да!

-Давайте!

-Готовы!

Дети выполняют действия по –подражанию, проговаривают слова зарядки вместе с педагогом

-Р-р-р! (Выполняют «барабанчик» согнутыми в локтях руками, пальцы зажаты в кулаки.)

- Обычная ходьба друг за другом по кругу.

Дети ходят по кругу в колоне по одному

Ходят на носках, обруч вверху.

Ходят в полуприседе, обруч перед собой.

Ходят с высоким подниманием колен, обруч вверху.

Бег на месте, обруч перед собой

Переходят на обычный бег.

ходьба с высоким подниманием колен, обруч над головой.

Идут в обруче в левую сторону (обычная ходьба), выполняют упражнение на дыхание: сгибают руки в локтях, подтягивают к себе обруч («вдыхают запах хвои»),

выдыхают через рот. То же вправо.

Останавливаются, опускают обруч

Мотивация

Дефектолог предлагает детям «выйти» из автомобилей

- Кто же там стоит на обочине? Кажется это наш знакомый доктор, пойдемте, посмотрим поближе? (в помещении для занятий «находят» грустного «Айболита»)

 Подходя ближе:

-Дети, кто это?

-Да, это точно он!

Дефектолог обращает внимание детей, что герой грустит

-Доктор Айболит, здравствуйте! Что вы здесь делаете один и почему такой грустный? (далее педагог голосом Айболита здоровается со всеми)

-Здравствуйте, Ася Александровна! Здравствуйте ребята!

Дело в том, что у меня сломался автомобиль, а мне совершенно срочно нужно добраться до берлоги медведя, он проснулся из-за теплой зимы, очень зол, жалуется на сильную головную боль и никак не может уснуть, просит ему помочь!

- А я совсем не знаю, что мне теперь делать, я даже не знаю, что сломалось в моем автомобиле?!

-Ребята, вы слышали поможем Айболиту?

Деф.:

-Ой, а где же ваш автомобиль, Доктор?

Айболит.:

-Вот я растяпа, оставил его за поворотом, а слева или справа забыл.

Деф:

-Не волнуйтесь, доктор, наши ребята знают где лево и право.

Айболит:

-Вы правда знаете? Поможете мне найти дорогу к моему автомобилю?

В случае затруднений педагог помогает детям сориентироваться в схеме тела

-Да, все верно, ребята, вы очень внимательны!

-Уважаемый Айболит, вы точно не помните, в какую сторону идти?

Айб:

-К сожалению, нет

Деф:

 -Ну что же, пойдем искать сначала налево, затем направо?

На полу помещения для занятий подготовлен макет пешеходного перехода; стоит макет светофора, и схематичное изображение перекрестка. Дефектолог предлагает детям отправится на поиски автомобиля сначала налево, затем направо:

-Только для начала, ребята, нам нужно вспомнить правила движения для пешеходов, чтобы перейти через дорогу.

-Для чего эти полоски? Как они называются?

-Какой сигнал светофора говорит нам «переход разрешен»?

-А если горит этот (светофор «показывает» красный) сигнал, можно начинать переходить дорогу?

(Педагог корректирует ответы детей)

-Все верно! Теперь мы готовы отправиться на поиск автомобиля! Идем, ребята!

Педагог предлагает детям перейти дорогу в поисках машины налево

(направляет детей во время ориентировки в схеме тела и в пространстве с точкой отсчета от себя)

-Да! Давай!

-Давайте!

-Пошли!

-Пойдем!

-Да!

-Врач!

-Доктор!

-Айболит!

-Это Айболит!

-Это врач!

-Здравствуй!

-Здравствуйте!

-Привет!

-Здравствуйте, доктор!

-Поможем! -Да!

-Скорее!

-Конечно!

-Мы поможем!

-Да, поможем!

-

 -Да!

-Да, мы знаем!

-Лево тут!

-Вот!

-вот тут!

-Там!

-Где левая рука!

-Где правая рука там право!

-Давай!

-Давайте!

-Да!

-Давай искать!

-Ходить через дорогу!

-Ходить по ним!

-Переходить через дорогу!

-Переходить дорогу!

-Это Зебра!

-Переход! Пешеходный переход!

-Зеленый! Красный!

-Зеленый сигнал! Зеленый свет!

-Красный! Это красный!

-Да! Нет!

-Нет, нельзя!

-Нельзя! Нельзя переходить!

-Да! Готовы! Пойдем!

-Пошли!

Проблематизация

Педагог обращает внимание на спрятанный до этого пожарный  автомобиль :

-Ребята, посмотрите, вот же автомобиль Айболита! Да, доктор?

Айб:

-Не помню, я так понервничал, что забыл. Кажется, мой был белого цвета, и была другая цифра на кузове!

(в случае если дети дают верный ответ сразу, педагог инициирует рассматривание деталей спецтранспорта )

-Какого он цвета?

-Что это на крыше?

-А какого размера?

-А что это за автомобиль?

-Верно, это специальное авто для тушения пожаров, а не наш автомобиль, идем искать справа!

Айб.:

-Это точно не мой автомобиль, ведь в моем должна быть аптечка!

Деф.: Идем искать дальше, ребята!

-Снова, нам нужно вспомнить правила движения для пешеходов, чтобы перейти через дорогу.

-Какой сигнал светофора говорит нам «переход разрешен»?

-А какой «переход запрещен»?

 (Педагог корректирует неверные ответы детей) «Загорается» зеленый, дети идут направо.

-Ребята, посмотрите, вот же автомобиль Айболита! Да, доктор?

Айб:

-Кажется мой автомобиль, и  цифра похожа! И цвет!

(педагог инициирует рассматривание деталей спецтранспорта )

-Какого он цвета?

-Что это на крыше?

-А что это за автомобиль?

-Верно, это машина скорой помощи! Скорая помощь!

-Давайте внимательно рассмотрим этот автомобиль, нам же нужно найти поломку чтобы доктор мог скорее поехать к медведю на помощь!

-Как называется эта деталь кузова? (показывает окно)

-Давайте их сосчитаем, все ли целые, не разбитые?

-Как называется эта деталь ?(показывает руль)

-Руль на месте? Не сломан?

        

-А это что такое(колеса/шины)?

-Давайте их сосчитаем!?

-Рассмотрите их внимательно, все целые, не рваные?

-Ой-ой –ой! Вот мы и нашли поломку, доктор!

Айб:

-Ай-яй-яй!!! А что же мне делать? У меня нет насоса! И заплаток нет!

Деф:

-Доктор, в машине скорой всегда есть аптечка и пластырь, мы найдем чем заклеить шины! И накачать поможем, правда, ребята? У нас с собой как раз случайно насос оказался.

-Только для начала, доктор, нам нужен ключ, чтобы открыть ваш автомобиль! Вы его поищите, а мы пока с ребятами подготовим наш насос!

(подготовлены схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля)

Дети находят слева от перекрестка пожарный автомобиль

-Вот он!

-Вот она! Нашли! Мы нашли!

-Нет!

-Нет, это пожарная машина!

-Красный! Красная! Белая!

-Лестница! Отсюда воду берут! Там вода!

-Большая! Большой! Маленький!

-Маленькая

-Пожарный автомобиль!

-Пожарный! Пожарная машина! Пожарная!

-Давай! Давайте!

-Идем!

-Пошли!

-Пойдем!

-Зеленый! Желтый!

-Красный! Зеленый!

-Да! Нет!

-Нет, нельзя!

-Нельзя!

Дети находят справа от перекрестка автомобиль скорой помощи

-Белый! Он белый! Белая! Она белая!

-Белая машина!

-Это он!

-Скорая помощь!

-Скорая!

-Это скорая!

-Окно! Это окно!

-дети пересчитывают окна

-Да, все целые! Целы! На месте!

-Руль! Это руль!

-Да! На месте!

-Нет! Не сломан!

-Колесо! Это колесо! Колеса!-Шина!

-Это колеса!

-Да! Давай! Давайте!

-Дырка! Рваное! Еще рваное! Это рваное!

-Да!

-Поможем! -Да!

-Скорее!

-Конечно!

-Мы поможем!

-Да, поможем!

Динамическая пауза

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Принялись скорей за дело

Поскорей насос включаем

Воздух быстро в нем качаем

Один -влево, вправо-два.

Слышно воздух? Да!

Один, два, три, четыре, пять

Потрудились мы на пять!

Выполняют движения вслед за педагогом

повороты туловищем, руки на поясе

-«засучивают» рукава

-руки в кулаках перед собой,

-большие пальцы сверху постукивают по сжатым указательным пальцам

-стойка ноги врозь, руки вдоль туловища

-наклоны за рукой с выдохом

-Да!

-наклоны за рукой с выдохом

- показывают класс

Целеполагание

Айб:

-Ой, а я не знаю какой ключ от этого автомобиля, всегда со мной был водитель, я схватил все, какие нашел в спешке, и положил в мешок (педагог достает заготовленный мешок с ключами (схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля), осуществляет последовательный счет, прикрепляет цифры-липучки для коврографа, соотнося с количеством ключей.

Деф.:  

-Доктор, не переживайте, наши ребята очень внимательные и много знают, умеют считать

-Дети, доставайте по одному ключику, посмотрим, какой же нам подойдет.

-Сколько ты достал ключей?

-Верно!

-Какой у тебя ключ?

-А ты сколько ключей достал?

-А у тебя какой ключ?

-Какой цифрой мы обозначим 1 ключ?

-Сколько ключей у нас теперь? Давайте сосчитаем.

-Один и еще один. Сколько всего/стало/вместе? (Обобщающее круговое движение рукой)

-Верно, два

-Какой цифрой мы обозначим два ключа?

-Давайте посмотрим, подходят они к нашему замку?

-Нет, не подходит ни один

-Ой, смотрите, что это на земле?

(педагог «находит» еще один ключ)

- Сколько я нашла ключей?

-Верно!

-А сколько у нас было ключей?

-Сколько теперь стало/всего/вместе?

- Какой цифрой мы обозначим три ключа? Это цифра три! Давайте все вместе скажем три!

-Сколько у нас красных/желтых/зеленых ключей?

-А сколько всего ключей?

-Давайте теперь посмотрим, может какой-то ключ подходит к нашему замку?

Дети достают ключи и с помощью педагога размещают их на коврографе, осуществляют последовательный счет

-Я достал один/один ключ/один

-Красный!

-Я достал один/один ключ/один

-Желтый/у меня желтый/он желтый

-Один! Цифра 1!

-Два! Стало два!

-Два! Цифра 2!

(дети сравнивают картинки на ключах и форму замочной скважины н кузове макета машины, оречвляют действия)

-Один! Один ключ!

-Два! Было два! Два ключа!

-Три!

-По одному/один!

-Три! Три ключа

Дети подбирают картинку на ключе пересчитывая точки, открывают совместно с педагогом машину Айболита

Планирование будущей деятельности.

Деф: Вот видите, доктор, мы сейчас все исправим, шины заклеим и накачаем

Айб: Какие же вы умелые!

Деф: Ребята, смотрите, а вот и аптечка, давайте найдем подходящие кусочки пластыря для дырок на шинах.

Смотрите внимательно, чтобы пластырь подошел, надо чтобы цифра на нем совпала/подходила с /к картинкой /ке на дырочках

(Педагог раздает ребятам по три пластыря-заплатки)

-Давай!

-Давайте!

-Да!

-Давай искать/считать!

Реализация плана

-Сколько у нас дырявых шин?

-А сколько дырок? Много, конечно!

 

Педагог помогает детям безопасно и удобно разместиться вокруг макета машины, оказывает детям требующуюся индивидуальную помощь (различные виды) в процессе счета и соотнесения цифры/числа на заплатке с количеством точек на дырочке, помогает исправить ошибки; стимулирует к оречвлению счета

-Вот видите, доктор, мы почти справились!

-Осталось только немного подкачать шины! Да, дети?

Айб:

-Как хорошо, что я вас встретил на дороге! Какие вы отзывчивые и умелые помощники! («появляется» веселый Айболит )

-Ну что, ребята, давайте все вместе надуем хорошенько шины, а вы, доктор, заводите мотор! И гости пусть нам помогают!

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Принялись скорей за дело

Поскорей насос включаем

Воздух быстро в нем качаем

Один -влево, вправо-два.

Слышно воздух? Да!

Один, два, три, четыре, пять

Потрудились мы на пять!

Айболит благодарит детей и дарит им «волшебные» рецепты, для отличной памяти на цифры.

Машина «уезжает» со звуком сирены в группу.

-пересчитывают до трех

-Много! Мало! Очень много!

Дети пересчитывают и выбирают заплатки, соотносят с цифрой, оречвляют действия

-Да! Да, накачаем!

-Осталось накачать!

Выполняют движения вслед за педагогом

повороты туловищем, руки на поясе

-«засучивают» рукава

-руки в кулаках перед собой,

-большие пальцы сверху постукивают по сжатым указательным пальцам

-стойка ноги врозь, руки вдоль туловища

-наклоны за рукой с выдохом

-Да!

-наклоны за рукой с выдохом

- показывают класс

Оценка, рефлексия,

прогноз

-Вот так поездка у нас получилась!

-Кого мы с вами встретили сегодня, ребята?

-Почему он был грустный?

-Что у него случилось?

-Как мы ему помогли?

-А что было потом?

-Верно!

-Сколько же ключей у нас было?

-Какую новую цифру вы узнали сегодня?

-Три! Верно!

-А что было потом?

-Верно, вы все сегодня справились хорошо с заданиями.

(педагог дает дифференцированную качественную оценку деятельности каждого ребенка, спрашивает, что каждому из них запомнилось/понравилось больше всего)

- Теперь нам пора возвращаться в группу, мне не терпится поскорее узнать, что за рецепты вам подарил Айболит!

Прогноз: дети закрепляют во время работы в малых подгруппах и индивидуально графический образ цифры три, выполняют корректурную пробу

-Айболита! Доктора Айболита!

- У него сломался автомобиль! Он потерялся! Шины дырявые! Колеса сломались!

-Нашли его машину! Нашли автомобиль! Хорошо!

- Мы помогли починить колеса! Нашли ключи! Считали ключи!

-Три! Два!Много!

-Три!Два!

-Мы дули! Открыли машину! Мы надули шины! Заклеили колеса/клеили /приклеили заплатки/клеили колеса!

Дети отвечают на вопросы педагога, возвращаются в игровое пространство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...