Вокалотерапия как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющих дизартрию.
статья по коррекционной педагогике

Серкунова Клара Рауфовна

Используем вокалотерапию как средство укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokaloterapiya_u_dizartrikov.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Вокалотерапия  как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющих дизартрию.

Учитель-логопед Серкунова К.Р.

г. Санкт-Петербург

Одной из актуальнейших сегодня проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи. На сегодняшний день очень актуален вопрос об использовании музыкальной терапии как средства укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда. Музыка - это искусство, благотворно влияющее на здоровье человека как физиологически, так и психологически. К серьезным проблемам, которые имеют тенденцию к значительному увеличению,  относятся  различные формы дизартрий у детей-логопатов. При дизартрии наблюдается неразборчивая речь, которая обусловлена расстройством артикуляции, голосообразования, а так же нарушения речевого дыхания. При этом страдает просодическая сторона речи, т. е. сила голоса, ритм, темп, интонация и др. Основная цель коррекционной работы с детьми-дизартриками – формирование  четкой, выразительной речи.

Рассмотрим особенности речи детей, имеющих дизартрические компоненты. Компоненты просодической стороны речи у таких детей имеют свои особенности, такие как верхнеключичное речевое дыхание, слабый речевой выдох, монотонная маловыразительная речь, замедленный или ускоренный темп речи,  нарушения ритма при восприятии или воспроизведении,  недостаточны голосовые модуляции, тихий либо чрезмерно громкий голос, чаще всего низкий тембр и т.д. Коррекция дизартрии предполагает комплексное коррекционное воздействие.

Одним из методов коррекции является вокалотерапия, т.е. лечение пением. Вокалотерапия это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет мобилизовать и стимулировать внутренние органы человека, функциональность нервной системы, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам. С древних времен люди заметили, что звуки обладают целительной силой, особенно те, которые произносятся собственным голосом.

Положительное влияние голоса человека было замечено во времена Платона. Демокрит предлагал лечить хоровым пением некоторые психические заболевания. В Древнем Египте пением лечили бессонницу. Китайская медицина отмечала огромное влияние музыки на человека и приписывала ей способность восстанавливать гармонию с природой. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков - мантры, которые до сих пор практикуются в йоге. В.М.Бехтерев в начале прошлого века был основоположником комитета, который изучал вокальные и музыкально-терапевтические эффекты. Он доказал, вокалотерапия действительно улучшает состояние здоровья человека, положительным образом воздействуя на самые разные системы организма. Музыкотерапевт С.В.Шушарджан со своими коллегами провели эксперименты на предмет того, как вокалотерапия влияет на жизненно важные органы человека. Результаты были следующими: волны звуковой вибрации положительно воздействовали на состояние органов и существенно снимали внутреннее напряжение человека. Именно Шушарджан впервые предложил термин «вокалотерапия »,  защитив при этом диссертацию.

Применяя вокалотерапию на коррекционных занятиях, решаются следующие задачи:

- нормализация мышечного тонуса (мышц гортани, мягкого неба, губ, языка);

- развитие произвольных движений, подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

- преодоление дефектов произношения;

- расширение диапазона звучания, модуляций: развитие силы голоса, высоты, тембра;

- координация процессов дыхания;

- развивитие интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи;

-  развитие слухового контроля.

Занятия включают в себя:

1.Упражнения для напряжения и расслабления мышц шеи, лица и всего тела (не больше 2-3 минут)

2. Дыхательную гимнастику (упражнения для развития дыхания без звука, со звуком, проговаривание чистоговорок, скороговорок, предложений на одном дыхании, произнесение текста активным шепотом, дыхательные упражнения под музыку с движениями  т.д.).

3. Вокальные упражнения. Основные приемы: «Тонирование» - напевание длинных гласных звуков. Используются для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма дыхания. Каждый звук имеет свое воздействие на органы и системы. Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление. Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма. Звук «у-у-у» воздействует на дыхание, почки. Звук «э-э-э» улучшает работу головного мозга. Звук «ы-ы-ы » – лечит уши, улучшает дыхание; Для старших дошкольников используют изображения гласных звуков («Звуковая дорожка»). Пропевание звукосочетаний, дети называют слог и поют распевку. Мелодию педагог выбирает произвольно. Логопедические распевки – пропевание чистоговорок и попевок. Исполнение песенок.Рекомендуется использовать игры на расширение диапазона голоса «Чудо-Лесенка», где каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Чу-до- ле -сен-кой- ша -га-ю, вы-со-ту-я-на-би- ра -ю: шаг-на- го - ры , шаг-на-ту- чи ... а- подъ -ем-все-вы- ше, кру -че... , не- ро - бе -ю, петь хо-чу, пря- мо к солн - цу -я- ле -чу! и т. д.

4. Развитие динамики голоса

«Игры с лошадками»

(дети держат руки перед грудью, развернув ладони навстречу друг другу начинают петь любой гласный звук, разводя руки в стороны – звук усиливается, приближая руки – звук затихает, прижимая ладони друг к другу – замолкает). Рекомендуются игры «Эхо», «Морской прилив и отлив» и т. д.

5. Работа над ритмом.

Необходимо выполнять следующие рекомендации при проведении коррекционных занятий с использованием технологии вокалотерапии:

- голосовой аппарат должен работать без напряжения и насилия;

- музыкальные упражнения, песни должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, небыстрый темп, легко запоминаться;

- подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего комплекса нарушений;

- в работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для детей с дизартрией.

- разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи. Элементы вокалотерапии следует проводить не более 3-4 минут.

Огромное количество музыкальных чистоговорок (авторы Железновы) используются мной на коррекционных занятиях. Дети с удовольствием их пропевают, что благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей-логопатов.

04.06.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Статья, описывающая инновационные технологии, используемые педагогами ДОУ и их актуальность....

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дизартрию.

 Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развити...

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...