Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)

Пиногорова Екатерина Александровна

Проект «Скоро в школу» рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки к школьному обучению. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы.

В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu.docx72.46 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Психолого - педагогический проект «Скоро в школу»                            

    по подготовке к школьному обучению                                                                 для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Разработал:

педагог – психолог

Пиногорова

Екатерина Александровна

Богородск, 2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта

«Скоро в школу»

Участники проекта:

Дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель –логопед, педагог – психолог.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Сроки реализации проекта:

Январь – май 2019 г.

Тип проекта:

Познавательно – творческий, коллективный.

Разработчик:

Педагог – психолог Пиногорова Е.А.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформированы психологические качества, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

Цель, направление деятельности проекта

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

5. Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу формирования готовности ребёнка к школе.

Предполагаемый результат:

- Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- Накопление большого багажа знаний о школе;

- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- Подготовка руки к письму;

- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Продукт проектной деятельности:

Проведение психологической игры КВН для детей «Скоро в школу мы пойдем» (с применением ИКТ)

Буклет для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Отчет по проекту для педагогов: слайдовая презентация «Вместе весело шагали и о школе всё узнали!»

ВВЕДЕНИЕ

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А        

Проект «Скоро в школу» рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки к школьному обучению. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы.

В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

 Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих развитию у детей психологических качеств, которые обеспечивали успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам.

Актуальность

        

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и педагогов детского сада. Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой.  

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным урокам проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и, скорее всего, будет хорошо учиться в школе. Других детей ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Семья – первое «общество», в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители занимаются с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми.                

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и  переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто невозможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу.

         Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

 

Планирование и организация деятельности

Этап проекта

Содержание работы

I этап.

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта

  • Погружение в проект.
  • Подбор и изучение педагогической, познавательной, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.
  • Беседа – опрос детей «Мотивационная готовность к школе» А. Л. Венгера.
  • Анализ диагностических данных воспитанников.
  • Анкетирование родителей «Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в подготовке детей к школе».
  • Разработка буклетов, стендовой информации для родителей «Готовимся к школе вместе».                      
  • Подбор медиатеки по теме проекта.                            
  • Создание мини – библитотеки для детей, педагогов и родителей на тему «Скоро в школу».  
  • Разработка плана работы с детьми и родителями. 

II этап.

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта:

  • Дидактический альбом «Первоклашка».                                                            
  • Настольные игры школьной тематики:
    «Школьники - дошкольники», «Школьные чувства», «Собери целое», «Школьные загадки».                                            
  • Круги Луллия «Божья коровка».

Создание картотек:

  • «Картотека проблемных ситуаций».
  • «Картотека игр на формирование мотивационной готовности к в школе».
  • «Картотека игр на развитие коммуникативного компонента».
  • «Картотека игр на развитие  интеллектуального компонента».
  • «Картотека бесед на тему «Школа».
  • «Картотека графических диктантов».

Цикл бесед о школе:

  •   «День знаний»
  •  «О правилах поведения в школе и классе».
  •    «Профессия учитель»
  •   «Скоро в школу».
  •  «Зачем мне нужно учиться в школе?»

Психологические акции:

  • «Встречаем выпускников»:  приглашение детей– первоклассников (выпускников детского сада) на встречу с детьми подготовительных групп.  
  • «Наши папы, наши мамы тоже были учениками». Создание фотовыставки.

Экскурсии:

  • Виртуальная экскурсия в школу.
  • Организация экскурсии в школьную библиотеку.
  • Организация экскурсии в школьный музей.

Художественное творчество:

  • Рисование «Мой будущий портфель».
  • Отрывная аппликация «Школьные принадлежности».
  • Задания для развития графической деятельности в тетрадях.

Чтение и просмотры по теме проекта:

  • Чтение и обыгрывание коррекционных сказок М.Панфиловой «Лесная школа».
  • Чтение и обсуждение стихотворений о школе Г.Шалаевой, О.Журавлевой:

(«Учись просыпаться в школу сам», «Готовь школьную одежду заранее», « Береги школьные учебники», «Не скрывай от родителей плохие отметки», «Хорошо веди себя в школьной столовой», «Собирай портфель с вечера», «Не бегай на переменах», «Не подсказывай», «Не забывай в школе свои вещи» и др.).

  • Просмотр мультфильмов «Филиппок»,                               « В стране невыученных уроков».
  • Просмотр видеофильма «Здравствуй, школа».
  • Рассматривание картин и иллюстраций, отражающих школьную жизнь; составление рассказов по ним.
  • Работа на интерактивном полу «Собери портфель в школу»

Слушание детских песен о школе:

  •  «Чему учат в школе» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).  
  • «Буквы и слова» (муз. И.Римденок, сл. О. Безымянная).  
  • «Дважды два - четыре» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).  
  • «Первый раз в первый класс» (муз. С.Ярушина).
  • «Если б не было школ» ( сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского).
  • « Марш первоклассников» ( сл. М. Фролова, муз. В. Алексеева).
  • «Здравствуй, здравствуй, первый класс!» ( сл.В. Степанова, муз. С. Стемпневского).

Пальчиковая гимнастика:

« В школу осенью пойду», «Мы писали, мы писали», «Счет»,  «Карандаш», «Слова» и др.

Для родителей:

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе»

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Изготовление и распространение буклетов для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

Круглый стол «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму»

Родительское собрание «Роль интерактивных игр в развитии старших дошкольников».

Стендовая информация:

«Советы родителям будущих первоклассников».

«Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет».

«Критерии психологической готовности детей к школе».

 «Кризис 6-ти лет»

III этап.

Заключительный

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Проведение психологической игры КВН                           «Скоро в школу мы пойдем» (с применением ИКТ)

Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»Отчет по проекту: слайдовая презентация «Вместе весело шагали и о школе всё узнали!»

Тематический план проведения мероприятий для детей и родителей

Дата

Тема

Цель

Контингент

1.

Сентябрь – апрель

Диагностика по изучению стартового уровня будущих первоклассников, внутренней позиции школьника.                                           Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера

(Приложение 1)

Определение психолого-педагогической готовности к обучению детей в школе.

 

Дети

2.

Сентябрь

Родительское собрание с элементами тренинга «Психологическая готовность ребенка к школе»

(Приложение 2)

Ознакомление родителей с видами психологической готовности детей к школе.

Родители

3.

Октябрь – май

Коррекционно-развивающие занятия с детьми подготовительных к школе групп.

Развитие психических функций и определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Дети

4.

Октябрь

Анкетирование родителей  «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

(Приложение 3)

Определение готовности ребенка к школе.

Родители

5.

Октябрь

Круглый стол «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму»

Ознакомление родителей с упражнениями и играми для развития мелкой моторики и развития координации пальцев рук, дать рекомендации по организации графической деятельности детей

Родители

6.

Декабрь

Родительское собрание «Роль интерактивных игр в развитии дошкольников».

Информирование родителей о преимуществах интерактивных игр со старшими дошкольниками.

Родители

7.

Декабрь

Распространение буклета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Вооружение родителей знаниями о видах психологической готовности к школе

Родители

8.

Январь

Психологическая акция «Встречаем наших выпускников»

Снижение уровня тревожности детей, связанный с переходом из дошкольного учреждения в начальную школу.

Дети

9.

Март

Организация экскурсии в школьную библиотеку.

Знакомство детей с социальными объектами в стенах школы (школьной библиотекой)

Дети

10.

Апрель

Организация экскурсии в школьный музей.

Знакомство детей с социальными объектами в стенах школы (школьным музеем)

Дети

11.

Апрель

Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Знаний»

Повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей

Дети, родители

12.

Май

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (итоги диагностирования педагогом-психологом).

Предоставление рекомендаций по подготовке ребёнка к школе, ознакомление с результатами диагностики.

Родители

13.

Май

Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»

Снижение уровня родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу; пополнение багажа педагогических знаний информацией об особенностях развития ребенка 6 – 7 лет

Родители и дети

14.

Май

Психологическая акция «Наши папы, наши мамы тоже были учениками». Создание фотовыставки.

Побуждение родителей к участию в акциях детского сада; дать возможность родителям представить положительный опыт обучения в школе.

Родители и дети

15

Май

Проведение психологической игры КВН«Скоро в школу мы пойдем»

 (с применением ИКТ)

Создание благоприятной атмосферы, воспитание чувства товарищества и духа соревнования, развитие логического мышления, творческих способностей.

Дети,

педагоги

Результаты диагностики по изучению стартового уровня будущих первоклассников, внутренней позиции школьника

       

Вывод

Проводя работу по  проекту «Скоро в школу»  можно сделать следующие выводы:

-  Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

- познавательная активность детей стала приобретать целенаправленный характер. Она поднялась на новый уровень на почве эмоционального сближения с родителями, которые в процессе совместной деятельности были вовлечены в жизнь ребенка в детском саду.

По окончании проектной деятельности было проведено итоговое тестирование детей, которое показало, что мотивационная готовность к школе значительно возросла у большинства детей.

Список используемой литературы

Перечень программ, технологий, пособий

1

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2

«Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников/ Н.Ю.Куражева.- СПб.: Речь, 2016.

3

Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. + (CDдиск)

4

Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

5

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

6

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.-М.: ФОРУМ, 2015.

7

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2017.

8

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.- М.: Генезис, 2016.

9

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными  детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

8

Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

9

Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность– М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

10

Саранская О.Н. психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

11

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.– М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.

12

Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников.– М.: Национальный книжный центр, 2017.

13

Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

14

Разумовская О.К. Знай и умей. Игры для детей 3 – 7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.



Предварительный просмотр:

Приложения к проекту «Скоро в школу».

Приложение 1

Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.

Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».

1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов:

за каждый правильный ответ даётся 1 балл,

за каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше

        

Приложение 2

Родительское собрание с элементами тренинга

«Психологическая готовность детей к школе»

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи:

1.Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

3. Проанализировать результаты психологической диагностики.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Используемые материалы: корзина, листы бумаги, ручки, буклеты «Скоро в школу», «На пороге школы?», тест «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

 

Ход собрания:

Педагог – психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Проходит последний год нахождения ребенка в детском саду и Ваш ребенок пойдет в школу.

Слайд 1. Очень многие из Вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка.

И сейчас я хотела бы провести опрос- игру «Корзина чувств»». Инструкция: «У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные».

Краткий анализ родительских переживаний.

         Большое спасибо! В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.

Также многих волнует вопрос: «готов ли мой  ребенок к школе?». Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать, и он готов к школе.  Это конечно немаловажно, но ребенку важно быть психологически готовым к школьному обучению.

        Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.

        Слайд 2. Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и коммуникативную.

Слайд 3. Интеллектуальная готовность  предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.

         К 6–7-и годам ребенок должен знать:

-      свой адрес и название города, в котором он живет;

-      название страны и ее столицы;

-      имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

-      времена года, их последовательность и основные признаки;

-      названия месяцев, дней недели;

-      основные виды деревьев и цветов.

-      ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Давайте вместе с Вами поиграем в игры, в которые Вы можете поиграть с ребенком дома:

-На развитие памяти. Вы можете поиграть с ребенком в игру «10 слов».

Ребенку предъявляется ряд слов,  не связанных по смыслу.

Кот, книга. Дом. Стол, дерево, Машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук.

         После первого предъявления ребенок должен запомнить 3-5 слов, после нескольких предъявлений больше половины. Если ваш ребенок после 4 предъявления не запоминает и 3 слов, следует обратиться к невропатологу.

Точно также можно поиграть в игру «Запомни игрушку», где выставляются несколько игрушек. На развитие внимания игра «Запретное движение».

На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и  др. На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй».

Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры.

Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или пунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

Слайд 4. Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что Ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Слайд 5. Волевая  готовность предполагает наличие у ребенка:

 -      способностей ставить перед собой цель,

-      принять решение о начале деятельности,

-      наметить план действий,

-      выполнить его, проявив определенные усилия,

-      оценить результат своей деятельности,

-      а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.          Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование. Еще один компонент:

             

Слайд 6,7. Коммуникативная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке. 

Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам. Та же это умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Слайд 8, 9. Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни, поэтому в детском саду все виды детской деятельности направлены на формирование психологической готовности ребенка к школе.    

Слайд 10, 11.  И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное.  

 Слайд 12. А сейчас предлагаю определить степень Вашей готовности по поводу приближающего школьного обучения.

Слайд 13. Занимаясь с ребенком предшкольной подготовкой, учитывайте следующие моменты:

  • Планируйте занятия таким образом, чтобы дети достигали успеха в своей деятельности.
  • Хвалите ребенка за достижения и успехи.
  • Старайтесь положительно относиться к неудачам ребенка.
  • Будьте терпеливы, когда приходится показывать одно и то же много раз.
  • Концентрируйте внимание на сильных чертах ребенка, а не на его слабостях. Планируйте дальнейшую работу, опираясь на эти сильные стороны.
  • Задачи должны быть достаточно сложными, чтобы быть интересными, однако не слишком, чтобы не вызвать у ребенка растерянности и отторжения.
  • Предоставляйте ребенку возможность продемонстрировать свои достижения.
  • Используйте все возможности материала для того, чтобы заинтересовать ребенка, ставя проблему, активизируя самостоятельное мышление.
  • Старайтесь, чтобы ребенок больше времени проводил с взрослыми, делал с Вами домашнюю работу, видел, как Вы общаетесь с людьми.

Подведение итогов, рефлексия.

Спасибо большое за внимание.

Желаю Вам больше любви и доброты в отношении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится.

Приложение 3

Анкета для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

Уважаемые родители! Совсем скоро Ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

1. Какие навыки и умения должен приобрести Ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу?

2. Как Вы думаете, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

3. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:

 ребенок знает буквы и цифры:                                       умеет читать:

 знает много стихотворений:                                           ребенок хорошо развит физически:

 хорошо находит контакт со сверстниками:            легко вступает в общение со взрослыми:

 способен выполнять задания, требующие волевых усилий:

 проявляет активный интерес к школе, много говорит о предстоящей учебе:

 проявляет желание СКОРЕЕ пойти в школу:

4. Чему Вы больше уделяете внимание:

 покупке школьных принадлежностей;                    обучению ребенка иностранному языку;

 обучению чтению;                                                     обучению счету;

 физическому развитию;                                             развитию памяти, внимания, речи;

 развитию мелкой моторики рук                          

 умению рассуждать, делать выводы и умозаключения;

 ориентироваться в пространстве;

 развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, выполнять требования учителя).

5. Как часто Вы разговариваете с ребенком о школе?

6. Как часто он задает вопросы о школе?

7. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

 8. Есть ли у Вас опасения, как пройдет период адаптации ребенка к школе?  

9. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?  

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...