Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)
Проект «Скоро в школу» рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки к школьному обучению. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы.
В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.docx | 72.46 КБ |
prilozheniya_k_proektu.docx | 104.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогический проект «Скоро в школу»
по подготовке к школьному обучению для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Разработал:
педагог – психолог
Пиногорова
Екатерина Александровна
Богородск, 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Скоро в школу» |
Участники проекта: | Дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель –логопед, педагог – психолог. |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Сроки реализации проекта: | Январь – май 2019 г. |
Тип проекта: | Познавательно – творческий, коллективный. |
Разработчик: | Педагог – психолог Пиногорова Е.А. |
Проблема: | У детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформированы психологические качества, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. |
Цель, направление деятельности проекта | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС. |
Задачи: | 1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться). 2. Формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения. 3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность. 4. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей. 5. Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу формирования готовности ребёнка к школе. |
Предполагаемый результат: | - Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; - Накопление большого багажа знаний о школе; - Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; - Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. - У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. - Подготовка руки к письму; - Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. |
Продукт проектной деятельности: | Проведение психологической игры КВН для детей «Скоро в школу мы пойдем» (с применением ИКТ) |
Буклет для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» | |
Отчет по проекту для педагогов: слайдовая презентация «Вместе весело шагали и о школе всё узнали!» |
ВВЕДЕНИЕ
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А
Проект «Скоро в школу» рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки к школьному обучению. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы.
В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих развитию у детей психологических качеств, которые обеспечивали успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам.
Актуальность
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и педагогов детского сада. Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным урокам проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и, скорее всего, будет хорошо учиться в школе. Других детей ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Семья – первое «общество», в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.
Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители занимаются с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.
Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.
Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто невозможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Планирование и организация деятельности
Этап проекта | Содержание работы |
I этап. Подготовительный Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта |
|
II этап. Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. | Обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта:
Создание картотек:
Цикл бесед о школе:
Психологические акции:
Экскурсии:
Художественное творчество:
Чтение и просмотры по теме проекта:
(«Учись просыпаться в школу сам», «Готовь школьную одежду заранее», « Береги школьные учебники», «Не скрывай от родителей плохие отметки», «Хорошо веди себя в школьной столовой», «Собирай портфель с вечера», «Не бегай на переменах», «Не подсказывай», «Не забывай в школе свои вещи» и др.).
Слушание детских песен о школе:
Пальчиковая гимнастика: « В школу осенью пойду», «Мы писали, мы писали», «Счет», «Карандаш», «Слова» и др. Для родителей: Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». Изготовление и распространение буклетов для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?». Круглый стол «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму» Родительское собрание «Роль интерактивных игр в развитии старших дошкольников». Стендовая информация: «Советы родителям будущих первоклассников». «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет». «Критерии психологической готовности детей к школе». «Кризис 6-ти лет» |
III этап. Заключительный Цель: подведение итогов реализации проекта. | Проведение психологической игры КВН «Скоро в школу мы пойдем» (с применением ИКТ) Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»Отчет по проекту: слайдовая презентация «Вместе весело шагали и о школе всё узнали!» |
Тематический план проведения мероприятий для детей и родителей
№ | Дата | Тема | Цель | Контингент |
1. | Сентябрь – апрель | Диагностика по изучению стартового уровня будущих первоклассников, внутренней позиции школьника. Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера (Приложение 1) | Определение психолого-педагогической готовности к обучению детей в школе.
| Дети |
2. | Сентябрь | Родительское собрание с элементами тренинга «Психологическая готовность ребенка к школе» (Приложение 2) | Ознакомление родителей с видами психологической готовности детей к школе. | Родители |
3. | Октябрь – май | Коррекционно-развивающие занятия с детьми подготовительных к школе групп. | Развитие психических функций и определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). | Дети |
4. | Октябрь | Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» (Приложение 3) | Определение готовности ребенка к школе. | Родители |
5. | Октябрь | Круглый стол «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму» | Ознакомление родителей с упражнениями и играми для развития мелкой моторики и развития координации пальцев рук, дать рекомендации по организации графической деятельности детей | Родители |
6. | Декабрь | Родительское собрание «Роль интерактивных игр в развитии дошкольников». | Информирование родителей о преимуществах интерактивных игр со старшими дошкольниками. | Родители |
7. | Декабрь | Распространение буклета «Готов ли Ваш ребенок к школе?» | Вооружение родителей знаниями о видах психологической готовности к школе | Родители |
8. | Январь | Психологическая акция «Встречаем наших выпускников» | Снижение уровня тревожности детей, связанный с переходом из дошкольного учреждения в начальную школу. | Дети |
9. | Март | Организация экскурсии в школьную библиотеку. | Знакомство детей с социальными объектами в стенах школы (школьной библиотекой) | Дети |
10. | Апрель | Организация экскурсии в школьный музей. | Знакомство детей с социальными объектами в стенах школы (школьным музеем) | Дети |
11. | Апрель | Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Знаний» | Повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей | Дети, родители |
12. | Май | Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (итоги диагностирования педагогом-психологом). | Предоставление рекомендаций по подготовке ребёнка к школе, ознакомление с результатами диагностики. | Родители |
13. | Май | Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» | Снижение уровня родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу; пополнение багажа педагогических знаний информацией об особенностях развития ребенка 6 – 7 лет | Родители и дети |
14. | Май | Психологическая акция «Наши папы, наши мамы тоже были учениками». Создание фотовыставки. | Побуждение родителей к участию в акциях детского сада; дать возможность родителям представить положительный опыт обучения в школе. | Родители и дети |
15 | Май | Проведение психологической игры КВН«Скоро в школу мы пойдем» (с применением ИКТ) | Создание благоприятной атмосферы, воспитание чувства товарищества и духа соревнования, развитие логического мышления, творческих способностей. | Дети, педагоги |
Результаты диагностики по изучению стартового уровня будущих первоклассников, внутренней позиции школьника
Вывод
Проводя работу по проекту «Скоро в школу» можно сделать следующие выводы:
- Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;
- познавательная активность детей стала приобретать целенаправленный характер. Она поднялась на новый уровень на почве эмоционального сближения с родителями, которые в процессе совместной деятельности были вовлечены в жизнь ребенка в детском саду.
По окончании проектной деятельности было проведено итоговое тестирование детей, которое показало, что мотивационная готовность к школе значительно возросла у большинства детей.
Список используемой литературы
Перечень программ, технологий, пособий | |
1 | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. |
2 | «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников/ Н.Ю.Куражева.- СПб.: Речь, 2016. |
3 | Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. + (CDдиск) |
4 | Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
5 | Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. |
6 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.-М.: ФОРУМ, 2015. |
7 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2017. |
8 | Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.- М.: Генезис, 2016. |
9 | Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
8 | Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
9 | Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность– М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
10 | Саранская О.Н. психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
11 | Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.– М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. |
12 | Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников.– М.: Национальный книжный центр, 2017. |
13 | Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. |
14 | Разумовская О.К. Знай и умей. Игры для детей 3 – 7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017. |
Предварительный просмотр:
Приложения к проекту «Скоро в школу».
Приложение 1
Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера
Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.
Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».
1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Обработка результатов:
за каждый правильный ответ даётся 1 балл,
за каждый неправильный ответ - 0 баллов.
Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше
Приложение 2
Родительское собрание с элементами тренинга
«Психологическая готовность детей к школе»
Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи:
1.Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
3. Проанализировать результаты психологической диагностики.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Используемые материалы: корзина, листы бумаги, ручки, буклеты «Скоро в школу», «На пороге школы?», тест «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Ход собрания:
Педагог – психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Проходит последний год нахождения ребенка в детском саду и Ваш ребенок пойдет в школу.
Слайд 1. Очень многие из Вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка.
И сейчас я хотела бы провести опрос- игру «Корзина чувств»». Инструкция: «У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные».
Краткий анализ родительских переживаний.
Большое спасибо! В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.
Также многих волнует вопрос: «готов ли мой ребенок к школе?». Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать, и он готов к школе. Это конечно немаловажно, но ребенку важно быть психологически готовым к школьному обучению.
Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.
Слайд 2. Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и коммуникативную.
Слайд 3. Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
- ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Давайте вместе с Вами поиграем в игры, в которые Вы можете поиграть с ребенком дома:
-На развитие памяти. Вы можете поиграть с ребенком в игру «10 слов».
Ребенку предъявляется ряд слов, не связанных по смыслу.
Кот, книга. Дом. Стол, дерево, Машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук.
После первого предъявления ребенок должен запомнить 3-5 слов, после нескольких предъявлений больше половины. Если ваш ребенок после 4 предъявления не запоминает и 3 слов, следует обратиться к невропатологу.
Точно также можно поиграть в игру «Запомни игрушку», где выставляются несколько игрушек. На развитие внимания игра «Запретное движение».
На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и др. На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй».
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры.
Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или пунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Слайд 4. Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что Ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Слайд 5. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование. Еще один компонент:
Слайд 6,7. Коммуникативная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам. Та же это умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.
Слайд 8, 9. Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни, поэтому в детском саду все виды детской деятельности направлены на формирование психологической готовности ребенка к школе.
Слайд 10, 11. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное.
Слайд 12. А сейчас предлагаю определить степень Вашей готовности по поводу приближающего школьного обучения.
Слайд 13. Занимаясь с ребенком предшкольной подготовкой, учитывайте следующие моменты:
- Планируйте занятия таким образом, чтобы дети достигали успеха в своей деятельности.
- Хвалите ребенка за достижения и успехи.
- Старайтесь положительно относиться к неудачам ребенка.
- Будьте терпеливы, когда приходится показывать одно и то же много раз.
- Концентрируйте внимание на сильных чертах ребенка, а не на его слабостях. Планируйте дальнейшую работу, опираясь на эти сильные стороны.
- Задачи должны быть достаточно сложными, чтобы быть интересными, однако не слишком, чтобы не вызвать у ребенка растерянности и отторжения.
- Предоставляйте ребенку возможность продемонстрировать свои достижения.
- Используйте все возможности материала для того, чтобы заинтересовать ребенка, ставя проблему, активизируя самостоятельное мышление.
- Старайтесь, чтобы ребенок больше времени проводил с взрослыми, делал с Вами домашнюю работу, видел, как Вы общаетесь с людьми.
Подведение итогов, рефлексия.
Спасибо большое за внимание.
Желаю Вам больше любви и доброты в отношении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится.
Приложение 3
Анкета для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе
Уважаемые родители! Совсем скоро Ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Какие навыки и умения должен приобрести Ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу?
2. Как Вы думаете, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
3. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:
∙ ребенок знает буквы и цифры: ∙ умеет читать:
∙ знает много стихотворений: ∙ ребенок хорошо развит физически:
∙ хорошо находит контакт со сверстниками: ∙ легко вступает в общение со взрослыми:
∙ способен выполнять задания, требующие волевых усилий:
∙ проявляет активный интерес к школе, много говорит о предстоящей учебе:
∙ проявляет желание СКОРЕЕ пойти в школу:
4. Чему Вы больше уделяете внимание:
∙ покупке школьных принадлежностей; ∙ обучению ребенка иностранному языку;
∙ обучению чтению; ∙ обучению счету;
∙ физическому развитию; ∙ развитию памяти, внимания, речи;
∙ развитию мелкой моторики рук
∙ умению рассуждать, делать выводы и умозаключения;
∙ ориентироваться в пространстве;
∙ развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, выполнять требования учителя).
5. Как часто Вы разговариваете с ребенком о школе?
6. Как часто он задает вопросы о школе?
7. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
8. Есть ли у Вас опасения, как пройдет период адаптации ребенка к школе?
9. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...