Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Подгорнова Татьяна Анатольевна

Данная методическая разработка  может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития)  старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагогами и психологами ДОУ компенсирующего вида.

Использование в коррекционно - развивающей работе игры "ЛИФТ" позволяет в процессе совместной деятельности с детьми решать целый комплекс задач: развивать элементарные математические представления детей, представления об окружающем мире, о безопасном поведении, развивать социально – коммуникативные навыки детей.

В данной методической разработке используются современные технологии работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторская игра "ЛИФТ"465.41 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

педагога – психолога ГБДОУ № 46 Калининского района Санкт – Петербурга Подгорновой Татьяны Анатольевны

Игра «ЛИФТ»

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Речевое  развитие, социально – коммуникативное развитие.

Формы организации игры: в подгруппе - с парой детей

Виды организации игровой деятельности:  совместная деятельность .

Предметно-пространственная развивающая среда (игровой материал и оборудование): 

мяч, квадратные жетоны 4-х цветов на подносе, карточки «семья в лифте»

(рис. 2), «растерянный человек» (рис. 3), «кнопки лифта» (рис. 4), набор карточек с числами от 1 до 10 и соответствующим количеством заклепок для лифта (рис. 5) в закрытой коробке; карточки для закрепления новых знаний «бабушка выходит из лифта» с номерами этажей от 1 до 10 (рис. 6); карточка с вопросами и инструкциями, используемыми в ходе игры.

Цель: развитие представлений о визуальном образе чисел  от  1 до 10 на основе соотнесения  образа числа и количества.

Образовательные задачи: закрепление навыка присчитывания предметов, запоминание детьми чисел от 1 до 10.

Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, памяти; умения действовать по речевой инструкции с помощью взрослого и самостоятельно; расширение кругозора.

Воспитательные задачи: развитие навыков общения и взаимодействия с взрослым и сверстником на основе познавательной деятельности.

Описание.

Этапы игры:

1.Мотивационный этап с  использованием методики «толстых» и «тонких» вопросов

1. Вопрос – ответы с мячом (в быстром темпе, с наводящими вопросами, если нужно):  

--  Для чего человеку знать числа? (вопрос задается детям поочередно несколько раз).

Обобщение: Дети (с помощью психолога при необходимости) проговаривают  необходимость знания  чисел для поездки в лифте.

Психолог и дети рассматривают картинку «семья в лифте» (рис. 2) и обсуждают, как пользоваться лифтом.

2. Вопросы с жетонами на подносе.

Перед каждым ребенком  и перед собой психолог кладет квадрат определенного цвета – «давайте запомним свои цвета» - психолог и дети называют свои цвета и кладут жетоны обратно на поднос.

- Что будет, если человеку -  карточка «растерянный человек»  (рис. 3) - нужно воспользоваться лифтом, а он не знает чисел? Давайте придумаем как можно больше ответов. Отвечая, будем класть жетон своего цвета в коробку.

Принимаются все версии. По окончании психолог и дети по очереди вслух считают свои жетоны и называют количество.

Обобщение: Вот сколько всего может случиться с человеком, не знающим чисел!

C:\Users\Татьяна\Desktop\Аутизм картинки\lift20book.png

Рис. 2. Карточка

«Семья в лифте» (формат А5)

C:\Users\Татьяна\Desktop\Аутизм картинки\clip-art-shrug-clifford-garstang-what-the-zhang-boys-know-a-novel-in-stories-computer-icons-cartoon-person-confused.jpg

Рис. 3. Карточка

  «Растерянный человек»

 (формат А5)

3. Заключительный вопрос.

- Что вы будете делать, чтобы  с вами  не произошло то же  самое, что было с нашим человеком?

- Будем запоминать (учить) числа.

2. Основной этап игры.

Актуализация имеющихся у детей знаний.

Психолог с детьми рассматривает карточку «кнопки лифта» (рис. 4)

- Дети, вы уже догадались, что это?

- Это кнопки лифта, а на них написаны числа.

- Что означает каждое число? Что оно показывает?

- На какое число нажмешь, на тот этаж и поедешь.

Инструкция: Найдите, покажите и назовите знакомые вам числа на кнопках лифта. Выполняйте задание по  очереди, называйте по одному числу.

Получение новых знаний.

Психолог кладет перед детьми закрытую коробку с карточками.

Исследовательская деятельность.

- Для продолжения игры нам понадобится эта коробка. Определите пустая она или в ней что-то лежит? Но открывать ее нельзя.

Дети берут коробку по очереди,  рассматривают, встряхивают, догадываются, что в коробке что-то лежит и говорят об этом.

- А как вы думаете там лежит один предмет или много?

Дети по очереди встряхивают коробку, слушают звуки, догадываются, что в коробке лежит много предметов и говорят об этом.

- Из чего сделана коробка?

- Коробка сделана из картона.

- А как вы думаете из чего сделаны  предметы, которые в ней лежат?

Дети по очереди встряхивают коробку, слушают звуки, предлагают свои версии – называют материалы, могут догадаться, что внутри коробки лежат предметы из картона.

- Открывайте коробку, давайте посмотрим,что в ней лежит.

Дети открывают коробку.

- В коробке лежат картинки с числами и винтики (рис. 5).

- Дети, это заклепки для лифтов, с их помощью изготавливают на заводах лифты.

- Дети, скажите, как определить, какое число написано на карточке, если не помнишь его названия?

- Нужно сосчитать заклепки или вспомнить.

Психолог предлагает детям продолжить игру.

Инструкция: Не глядя достаньте одну карточку из коробки и определите какое число на ней нарисовано. Покажите кнопку лифта с таким же числом и положите рядом с ней свою карточку, назовите число на кнопке.

Дети по очереди выполняют инструкцию.

 - Дети, сколько карточек вы разложили рядом с кнопками дифта? (дети считают).

- Мы положили 10 карточек.

- Сегодня мы будем подниматься на этажи с 1 по 10. Скажите, дети, а можно входить в лифт без взрослых?

- Без взрослых в лифт входить нельзя.

 - На какой этаж мы поедем в гости?

- На 4 этаж. (дети поочередно выбирают этаж)

- На какую кнопку нужно нажать? (ребенок «нажимают нужную кнопку»).

- Едем. Остановились. На какой этаж приехали? (ребенок называют число, которое было на кнопке).

C:\Users\Татьяна\Desktop\Аутизм картинки\1450960478_22415eec7b9502bcac9cb9bd4860e85d_1.jpg

Рис.4. Карточка «Кнопки лифта».

(формат А4)

Рис 5. Карточки с  

             числами

            от 1 до 10 и

    заклепками для

                    лифта.

               (формат 5 см на 2 см)

         

Закрепление полученных знаний.

- Мы с вами ездили в гости на разные этажи дома. А кто ездит в гости на лифте на этих картинках (рис. 6)?

- На лифте ездит бабушка.

Детям по очереди предъявляются карточки для закрепления полученных знаний.

Инструкция: Определи, на каком этаже бабушка вышла из лифта? (Акцент делается на числа, которые дети не называли на этапе актуализации имеющихся у них знаний). Если не можешь вспомнить, найди такое же число среди карточек с заклепками и назови его или попроси товарища назвать это число и повтори его название.

Рис 6. Карточки «бабушка выходит из лифта» с номерами этажей  от 1 до 10.

3. Рефлексивный этап игры с  использованием методики «толстых» и «тонких» вопросов.

- Какие числа вы запомнили сегодня?

- Что вам понравилось делать сегодня?

- Что нового вы узнали?

- Что вы научились сегодня делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...