Комплексное коррекционно-развивающее занятие по теме "Откуда пришел хлеб?"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Павлова Елена Николаевна

Занятие подготовлено для детей 5-6 лет с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, производстве хлеба, показа значимости сельскохозяйственной техники, знакомства с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитания бережного отношения к хлебу, чувства благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, понимания значения и мудрости народных пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_gbdou_133_spb_konspekt_doc.doc39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Предмет: ознакомление с окружающим

Класс: старшая группа

Контингент: дети с нарушениями зрения

Тема урока:         «Откуда пришел хлеб?»

Тип урока: комплексное коррекционно-развивающее занятие

Продолжительность: 20-25 мин.        

Технология: ИКТ, технология исследовательской деятельности, здоровье сберегающая, игровая, мнемотаблицы.

Автор: Павлова Елена Николаевна, Викторжак Оксана Ивановна, Рябова Наталья Георгиевна

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Краткая аннотация: Занятие подготовлено для детей 5-6 лет с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, производстве хлеба, показа значимости сельскохозяйственной техники, знакомства с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитания бережного отношения к хлебу, чувства благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, понимания значения и мудрости народных пословиц.

Оборудование: русский народный костюм, каравай, рушник, карточки - схемы появления хлеба (зерно, колос, комбайн, мельница, пекарь) , телевизор, ноутбук, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу»; цельные зерна овса, пшеницы, гречихи, ячменя, ржи, тарелки; 2 комплекта «зерен» по 6 оттенков желтого цвета; магнитная доска, мольберт; : игровизор и изображение лабиринта на каждого ребенка,  фломастеры; ступки, ручные меленки, кофемолка, мнемотаблицы по пословицам о хлебе, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Мультимедийное обеспечение[1]: телевизор, ноутбук, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу».

Цель занятия: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

Коррекционная составляющая занятия:

  1. Расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Хлеб».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в словообразовании: пшеница – пшеничный, рожь – ржаной, ячмень- ячменный, овёс – овсяный, комбайн – комбайнёр, трактор – тракторист, печь – пекарь.
  3. Упражнять в использовании полного и краткого ответа, способствовать развитию связной речи.
  4. Продолжать учить различать оттенки желтого цвета.
  5. Упражнять в умении подбирать эпитеты к словам.
  6. Развивать зрительно – моторную координацию.
  7. Развивать ориентировку в микро пространстве.
  8. Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.
  9. Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать.
  10. Развивать умение работать с мнемотаблицами.

Планируемые результаты (для обучающихся)[2]:

предметные:

  1. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола:
  1. познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
  2. показать значимость сельскохозяйственной техники (комбайна);
  3. сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
  4. познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
  5. систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря.
  1. Развивать умение понимать и объяснять значения народных пословиц.

личностные:

  1. сформировать бережное отношение к хлебу, как к результату труда большого количества людей;
  2. продолжать формировать умение работать в коллективе: воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, дисциплины, чувство взаимовыручки;
  3. формировать навыки сотрудничества со взрослыми;
  4. стимулировать познавательную активность;
  5. воспитывать выдержку и усидчивость во время совместной деятельности.

Ход урока[3]

Деятельность учителя[4]

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Игровая  ситуация: «В гости с караваем»-создание мотивации детей к занятию.

Воспитатель (в русском народном костюме, в руках каравай с солью): Ребята, вспомните, как на Руси гостей встречают. У нас в детском саду сегодня много гостей собралось. Давайте встретим их по русскому обычаю: хлебом и солью.

Учитель-логопед: давайте расскажем гостям о том, как появился хлеб. С чего все началось? Посмотрите внимательно на картинки и выберите ту, которая, по вашему мнению, будет первой. Объясните -почему?

-Как вы думаете, какая земля хороша для посева? -Кто может рассказать о севе?

-Какая техника помогает человеку?

-Кто работает на тракторе?

-Посмотрите, я приготовила зерна для посева. Что вы можете о них сказать? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Кто может назвать, какое зерно у нас есть?

-Какой хлеб у нас получится из этих зерен?

Дети вместе с воспитателем под музыку входят в зал.

Читают стихотворение:

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – тёплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Развивающая ситуация: «Сеем хлеб» - рассматривание и сравнение зерен, объяснение, рассуждение, образование притяжательных прилагательных от существительных (овес, пшеница, греча, рис, ячмень, рожь).

Дети выбирают и ставят на мольберт картинку: «Зерно попадает в землю». Объясняют свой выбор: Хлебный каравай начинается с зернышка. Чтобы получить хлеб нужно в начале  посадить в землю зерно.

Дети отвечают: Чтобы маленькое зернышко могло расти, надо сделать землю мягкой, рыхлой. Поэтому трактора пашут землю, боронят, готовят землю к весеннему севу.

-На тракторе работает тракторист.

-Формой, размером, цветом: есть овальное, продолговатое, круглое, треугольное, золотистое, серое, коричневое, желтое, маленькое, большое и т. д. Это пшеничное, ржаное, ячменное, гречневое, овсяное зерно. 

-Из пшеницы – пшеничный, ржи – ржаной, ячменя- ячменный, овса – овсяный.

2.  Определение темы и целей урока[5].

Учитель-дефектолог: Что же дальше происходит с зерном?

-Какая картинка будет второй?

 

- В зёрнах выросли ростки превратились в колоски, а я приготовила для вас интересное задание: сложите колос пшеницы подбирая оттенки желтого цвета. (работа организуется с учетом диагноза).

Ситуация: « Колосок» - дифференциация оттенков желтого цвета.

-Появляются ростки.

-Второй будет картинка с колосом.

Дети подбирают по оттенкам желтого цвета зерна и выкладывают из них  колос.

3.  Изучение нового материала.

Учитель-логопед: Прекрасные колосья, золотые, наливные. Когда у растения появляется колос, то в народе говорят, что растение колоситься. Например, пшеница колосится. Про какое растения еще можно сказать «колосится»?

-Предлагаю подумать и найти следующую картинку о том, что происходит с хлебом после созревания?

-Почему выбрали эту картинку?

-Кто работает на комбайне?

-А вы видели настоящий комбайн? Хотите посмотреть?

-А вы знаете, как называется уборка другим словом?

-Это слово «страда».

Давайте посмотрим фильм о том, как идёт уборка зерна.

 Ситуация: «Страда» - расширение представление детей об уборке зерновых культур с помощью комбайна, обогащение словаря детей существительным «Страда».

-Рожь колосится.

Дети выбирают картинку с изображением комбайна.

-Мы выбрали эту картинку, потому что когда поспевает зерно, его надо убрать. Убирают зерно с помощью комбайнов.

-На комбайне работает комбайнер.

Ответы детей.

(Если дети молчат, говорит педагог)

Дети смотрят фильм «Страда».

4.Коррекция опорных знаний

Учитель-дефектолог: Да, намолотили хлеба много, хотелось бы узнать, что с ним делать дальше. Кто найдет следующую картинку?

Правильно, едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу, но нашим машинкам нужно помочь доехать до мельницы.

Ситуация: «Путь на мельницу» - развитие зрительно – моторной координации, развитие ориентировки в микро пространстве.

Дети выбирают картинку-схему «Мельница».

Дети работают с лабиринтом

5. Исследовательская деятельность

Воспитатель: Предлагаю приготовить муку самостоятельно. Как думаете, что надо сделать с хлебными зернами, для получения муки?

-Вот у меня есть ступка и пестик: насыпаем зерно в ступку и пестиком дробим его. Сережа, попробуй.

-Чем ещё можно измельчить зерно?

-Давайте попробуем.

-Получается быстрее, но все равно долго.  Особенно если зерна много. Поэтому люди придумали большие мельницы. Там такое с зерном творится, в оборот его возьмут, в порошок его сотрут.

Ситуация: «Мы муку мололи» -  развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе получения муки из зерна.

-Растереть.

Дети получают муку с помощью пестика и ступки.

-Кофемолкой.

Дети получают муку с помощью кофемолки.

6. Изучение нового материала.

Учитель-логопед: Посмотрите, у нас осталась одна картинка-схема. Кто это?

-Кто может рассказать нам о том, что делает пекарь, вспомните, как мы делали тесто.

Физминутка:

-Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
Очень вкусно!

Сегодня я вам хочу показать, как пекут хлеб в современной пекарне.

Просмотр видеоролика «Современная пекарня» - расширение представление детей о работе современных хлебопекарен, уточнение значения слов мукомол и пекарь.

-Это пекарь.

Рассказы детей.

Дети сжимают и разжимают пальцы, прихлопывают ладошками,

поочередно загибают пальцы на обеих руках,

гладят по животу.

Дети смотрят видеоролик «Современная пекарня».

6.Закрепление полученных знаний.

Воспитатель: Приглашаем вас в нашу булочную. Посмотрите какое изобилие. Выбирайте и на вкус и на цвет. Давайте назовем все хлебобулочные изделия, какие здесь есть и придумаем о них «вкусные» слова.

 -А теперь предлагаю вам посмотреть на схемы и угадать, какая пословица о хлебе здесь спряталась? Расскажите эти пословицы гостям и подарите их на память.

Ситуация: «В булочной» -  использование прилагательных свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный, чтение пословиц о хлебе с использованием мнемотаблиц.

- Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб.

- Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Дети с опорой на мнемотаблицы называют пословицы, объясняя их смысл.

7. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете тяжело выращивать хлеб?

-Как нужно относится к хлебу?

-Да. Это тяжелый труд.

-С уважением, бережно, с любовью. Не крошить хлеб, не брать лишнего.

8. Домашнее задание.

Воспитатель: Я принесла вам в подарок раскраски хлебобулочных изделий. Хочу, чтобы вы их раскрасили дома.

Дети берут раскраски, прощаются с гостями и уходят.


[1] К мультимедийному обеспечению относятся презентации, аудио и видеофрагменты, программы электронного тестирования, продукты, созданные в программах Smart Notebook и Moodle и т.п.

[2] Выбор формулировок целей и планируемых результатов  определяется темой и целями конкретного урока.

[3] Этапы урока могут быть изменены в том случае, если урок построен  по определенной технологии, требующей особых этапов.

[4] Деятельность учителя и деятельность обучающихся расписывается подробно, как в традиционном конспекте урока, обязательно приводятся образцы выполнения заданий обучающимися, включаются образцы карточек и справочных материалов, предлагаемых учителем на уроке. Пример заполнения дан для этапа 1.

[5] Порядок следования и набор этапов урока может быть изменен в зависимости от предмета и темы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по аппликации и конструированию

Конспект комплексногокоррекционно-развивающего занятия  по аппликации и конструированию с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья На тему:  ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей от 2-3 лет. Тема: «На птичьем дворе»

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей от 2-3 лет. Тема: «На птичьем дворе»...

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие «Моя семья»

Цель:Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие «Наш детский сад»

Цель:- показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;- формирование дружеских взаимоотношений и навыков общения у  детей;- расширение и уточнение предст...

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух». Тема: «Лето»

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами) Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами)Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»ЦЕЛЬ: учить детей эмоционал...