"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Зуева Ирина Юрьевна

В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога  с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее актуальных  является проектная деятельность. Представлен фрагмент опыта работы педагога-психолога в группе для детей с ТНР на данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зуева И. Ю., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина» Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В современных условиях одной из актуальных проблем в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес, так как в ней соединяются исследовательские, образовательные, социально-преобразующие компоненты.

Проектная деятельность является одной из форм работы психолога в образовании. Особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования.

Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом и пр.).

Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества; ориентация на материально-выраженный результат.

Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи:

  • создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей;
  • создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми);
  • реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
  • удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
  • получение реального продукта в реальном времени.

Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как:

1)        содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;

2)        индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.

Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Пример проекта на тему: Использование кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР.

Название проекта: «Волшебные движения»

Вид проекта: обучающий, игровой

Участники: дети 5-7лет, родители, педагоги ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед

Длительность: долгосрочный

Актуальность

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, присутствуют проблемы с речевым развитием, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости,. В результате у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Одним из направлений нашей работы на текущий учебный год является использование кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР(ТНР). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

 Цель проекта: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи проекта:

  • Развитие межполушарной специализации;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
  • развитие речи;
  • формирование произвольности;
  • снятие эмоциональной напряженности;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • профилактика дислексии и дисграфии.

Девиз проекта: 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский 

«Самое дорогое у человека – это движение» И.П. Павлов

Подготовительный этап проекта:

  • Подбор и изучение литературы по теме;
  • Обучение на курсах повышения квалификации объемом 144 часа «Использование кинезиологических методик в обучении и оздоровлении дошкольников и школьников в условиях образовательной среды»;
  • Разработка системы интегрированных занятий с использованием кинезиологических упражнений и их апробация с участием детей среднего возраста.

Основной этап проекта:

Для результативности коррекционно-развивающей работы мы учитываем определенные условия:

  • Упражнения проводятся ежедневно:
  • Утренняя гимнастика (проводят воспитатели)
  • Подгрупповые занятия
  • Фронтальные занятия
  • Индивидуальная работа
  • Учитывается принцип от простого к сложному;
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • Некоторые упражнения проводятся с использованием музыкального сопровождения.

Заключительный этап проекта:

Итоговое мероприятие: презентация по итогам работы за учебный год и мастер-класс с участием детей и родителей.

Грамотная работа педагога-психолога во взаимодействии с учителем-логопедом по поддержанию интереса к проекту, по формированию мотивации к участию в нем – одна из основных задач. Ведь именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Литература:

  1. Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  2. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.
  3. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  6. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст]/
    В. К. Бальсевич. – М.:Советский спорт, 2009. – 220с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога...

: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...

Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога).

13.02.2020г. во время проведения Всероссийского семинара "Проектная деятельность в ДОО: требования ФГОС" был представлен доклад по теме: Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деяте...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...