Выступление на семинаре для логопедов по теме «Запуск речи через сенсорные игры у детей с алалией»
консультация по коррекционной педагогике

Коротышева Светлана Григорьевна

Цель: ознакомление логопедов с содержанием работы по запуску речи неговорящих детей, через сенсорные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_dlya_logopedov_po_teme.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре для логопедов по теме «Запуск речи через сенсорные игры у детей с алалией»

Коротышева С.Г. – учитель-логопед

Цель: ознакомление логопедов с содержанием работы по запуску речи неговорящих детей, через сенсорные игры.

В настоящее время очень часто мы встречаем неговорящих детей.

Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга. Основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются: в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами; в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект с каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.

Сегодня мы поговорим о запуске речи у неговорящих детей, посредством простых сенсорных игр.

Для того чтобы говорить, любой человек должен обладать тремя важными группами умений. Эти    группы можно сравнить с тремя китами, на которых по легенде стоит Земля.

Первый кит – это способность ребенка управлять собственными артикуляционными движениями.

Второй кит – это способность ребенка присваивать каждому комплексу звучаний (слову) свой смысл.

Третий кит – это способность ребенка общаться: способность попросить, способность разделить наблюдение, понять, что партнеру нужна помощь и оказать ее.

Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», необходимо развить у ребенка символическую функцию. Для этого предлагаю использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.

В результате регулярных занятий речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.

Как происходит запуск речи?

Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:

-понимает ли малыш обращенную речь, команды;

-имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;

-может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.

Непроизвольными являются те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому. Наша задача перевести звук из непроизвольного в произвольный. Какой у нас есть путь? Это путь через игру, через эмоциональное вовлечение. Мы предлагаем взрослому выступить в качестве инициатора идеи для простых игр с очень простыми материалами. Предлагаем для игры, которую мы будем использовать и как мотивационный стимул, разные действия с очень простыми предметами. (пробками, кубиками, шариками, манкой или песком и др.)

Необходимо отметить, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке»

Стимулирование речи у неговорящих детей происходит в несколько этапов.

Первый этап

В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

По мере развития навыка обучаем малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Формируем звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

Как выбирают опоры для обучения звукам?

Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть, как предметом, так и действием.

Важно 2 момента

1. Игра должна начинаться на сенсорном уровне, потом ее можно переводить в более осмысленный, так как большинство неречевых детей интересуют сенсорные вещи и игровые навыки у них не на высоком уровне.

2. Игра должна включать взаимодействие. Взрослый предлагает множество идей, которые сам ребенок осуществить не может. Мы находим в результате ту игру, которая ребенка будет очень увлекать.

И мы этой игре даем название в один звук или слог.

Взлетающий шарик – это ШШШ
         Винные пробки (или игрушка-поппер) – это П-П-П
                 Задувание чего-то – это ФФФ
         Песочек сыпется –это ССС

Важный принцип:

Игра должна сочетаться со звуком. Звук С протяжный и соответственно игра должна быть такая же. Это может быть - «песочек сыпется», «струя воды» или «вытягивание веревочки».
А звук П наоборот взрывной, резкий и игра должна быть такая, когда что-то вылетает.

Например, вылетание пробки, пистолет или что-то стреляющее.
Что мы предпринимаем с этими играми? Мы проводим одну из них и одновременно с этим показываем ЖЕСТ.

П- жест «клювик», игра «вылетание пробки» Т – жест «ребро ладони», игра «пластичные гвоздики», В – жест «указательный палец к нижней губе», игра «запуск машинки» Ш-жест «раскрытая ладонь», игра «запуск шарика» … и т.д.

1 звук -1 жест-1 игра. Зачем нам эти жесты? Жест выполняет функцию подсказки.

Второй этап

Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

Тренируем сразу с несколькими гласными. ВВВА ШШША ВВВО ШШШО ВВВУ ШШШУ…

Далее уже можно использовать эти жесты без вокального сопровождения. Начинаем с согласных звуков, так как они играют смыслообразующую роль. И уже потом как из конструктора собираем слова. Играли в кубики – это у нас был звук К, запускаем шарик - Ш.

Выкладываем цепочку этих предметов. И в конце цепочки- КА-ША! играли в машинку- звук В, строим дом- звук Д. В конце цепочки- ВО-ДА!

Третий этап

Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.

Данная методика позволяет заинтересовать ребенка, вовлекая его в игру, добиться результата. Неговорящие дети начинают говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...

Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»

Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....

Развитие речи через сенсорные игры и упражнения

Мастер класс для воспитателей и родителей о важном влиянии  сенсорных игр на речь детей и ее развитие....

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"....

Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"

формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...

План на межаттестационный период на тему: «Развитие речи через дидактические игры»

Актуальность        Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач восп...

Проект на тему: «Развитие речи через коммуникативные игры»

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации....