Театральная деятельность в детском саду
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сорокина Елена Анатольевна

 Театральная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театральная деятельность62.48 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет

Щеткин Анатолий Васильевич

В пособии предлагается оригинальная методика проведения занятий с детьми 5–6 лет в театральной студии, раскрывается содержание и особенности организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В приложении приведены тексты пьес, игры, скороговорки, творческие задания, считалки, словарь театральных терминов.Книга адресована воспитателям и организаторам театральной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования, а также может быть успешно использована студентами педагогических вузов и колледжей.

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет

От автора

 Я был бы безмерно счастлив, если бы мой опыт в организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении оказался полезным всем тем, кто занимается театральной деятельностью с детьми, и тем, кто в будущем мечтает посвятить себя искусству, имя которому – театр. Выражаю благодарность Валентине Степановне Парфеновой, почетному работнику общего образования Российской Федерации, заведующей ЦРР детским садом «Чайка» за творческую идею, моральную и материальную поддержку. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности  Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии

 Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.

Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов. Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?

Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?                                                                      Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.                                                                                                                                                                                   Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.  А все начиналось с замысла игрового пространства.

Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:

а) сцену;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;

г) фортепиано.

В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.

1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):

а) сцена;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;

г) окна.

2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т. д.), указанием их количества, необходимого для оформления).

3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).

4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):

а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;

б) материально-финансовая помощь спонсоров;

в) безвозмездная помощь родителей.

После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.                                                                       Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Программные задачи

 Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору. Ритмопластика 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.                          Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи 

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры  Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем  Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам,  басням;  развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять  словарный запас, образный строй речи

Общие программные задачи

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

 • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

• Умеют сочинять этюды по сказкам.

• Умеют строить простейший диалог.

Конспекты занятий

 Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

 Цель. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит музыка – песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!) Верно! Сегодня праздник – начало работы театральной студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

Проводится игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю… (И я тоже!) Умываюсь… Чищу зубы… Надеваю чистую одежду… Завтракаю… Выхожу на улицу… Сажусь в грязную лужу…»

П е д а г о г. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю… Я самый аккуратный… Я на улице гуляю… Всех ребят я обижаю…

П е д а г о г. Это кто же здесь у нас такой смелый – обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку… (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями… (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Затем проводится игра на знание театральной терминологии.

П е д а г о г. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.) Как называется ткань, которая отделяет сцену от зрительного зала? (Занавес.) Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля? (Реквизит.) Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля? (Режиссер.) Как называется положение актеров на сцене в определенный момент? (Мизансцена.) Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Дети стоят в кругу; они – «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, о бращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.
Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Занятие 2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

 Цель. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Ход занятия

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Занятие начинается с упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Затем педагог медленно произносит скороговорку: «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют ее. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш. Постепенно темп увеличивается.

Сказка «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем! Ярко светит солнце. Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

П е д а г о г. Неожиданно подул ветер.

Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

П е д а г о г. На солнце набежала маленькая тучка.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

П е д а г о г. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

П е д а г о г. Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Эту сказку мы сыграем еще раз на следующем занятии.

Занятие 3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Ход занятия

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. Сегодня мы начнем занятие с ритмопластики. Встаньте в круг и под музыку выполняйте движения, которые я буду вам показывать.

Звучит марш (размер четыре четверти). Педагог показывает движения: на счет один – руки вперед, на счет два – руки в стороны, на счет три – руки вверх, на счет четыре – руки вниз. Дети повторяют движения.

Затем педагог меняет движения: на счет один – правая рука вперед, левая в сторону; на счет два – левая рука вперед, правая в сторону; на счет три – левая рука вперед, правая вниз; на счет четыре – левая рука вниз. Дети повторяют движения.  Упражнение выполняется очень медленно; сначала можно отрепетировать движения рук, а затем повторить синхронно.

Упражнение «Медведи в клетке».

Это упражнение развивает ловкость и координацию движений. Дети-«медвежата» встают на колени, затем садятся на пятки, ладони кладут на пол – они сидят в клетке и пытаются выбраться из нее к маме в лес. Педагог произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

П е д а г о г. Правую руку вперед, затем левую. (Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) В стороны, в стороны. (Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) Правую руку вперед, левую ногу назад. (Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаясь «раздвинуть» прутья клетки).) Сесть. (Вернуться в исходное положение.) Левую руку вперед, правую ногу назад. (Опираясь на правую руку, подняться с пяток, потянуться левой рукой вперед, правой прямой ногой назад; потянуться.) Ничего не получилось… (Вернуться в исходное положение, уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и «заплакать».)

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. Зайчик добрый, и его надо играть весело, задорно. Он все время в движении. Ежик – труженик, ходит медленно; он очень ласковый, всех угощает; в данной сцене он угощает зайчика яблоком. Солнце – это всегда хорошо; когда на небе яркое солнце без туч, то у всех на земле замечательное настроение, поэтому Солнцу надо широко расставить в стороны руки, широко раскрыть глаза и улыбнуться. Исполнитель роли Ветра должен быть серьезным и быстро двигаться. Снежинки все время в движении, кружатся.

Роль ведущего исполняет педагог.

Занятие 4. Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

 Цель. Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

Ход занятия

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Беседа о прочитанной сказке.

После организационного момента педагог говорит: «Кто из вас, ребята, знает сказку „Красная Шапочка“? Почему вам понравилась девочка, которую соседи прозвали Красная Шапочка? Кто вам не понравился в сказке? Вы хотите сыграть эту сказку? (Да!) Для того чтобы сыграть эту сказку, необходимо знать ее содержание. Ребята, которые будут играть Красную Шапочку, бабушку, маму, дровосеков, должны знать слова наизусть; без знания слов сказка не получится».

Педагог читает детям сказку, затем задает им вопросы: «Кто такие дровосеки? Как дровосеки узнали, что Красная Шапочка попала в беду? Можно ли сказать, что Красная Шапочка смелая, храбрая, любопытная?»

Если дети не отвечают на поставленные вопросы, то педагог помогает им, объясняет значение слов «смелый», «храбрый», «любопытный».

Занятие 5. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

Ход занятия

1. Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Дети в творческом полукруге. Педагог говорит им: «Представьте, что вы воробьи. Вы прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и чирикаете:

Упражнение повторяется несколько раз.

Затем педагог объясняет детям значение слова «событие»: «Событие – это то, что произошло, происходило, и то, что будет происходить. Например, мама купила вам игрушку. Это для вас событие, вы получили удовольствие, радость. Так и в сказке „Красная Шапочка“ есть несколько событий. Первое событие – „Знакомство с героиней сказки“. Автор рассказывает, почему девочку прозвали соседи Красной Шапочкой, что эта девочка очень хорошая, ее любят мама и бабушка. Второе событие – „В гости к бабушке“. Мама дает дочке пирожок и горшочек масла для бабушки, просит Красную Шапочку узнать о ее здоровье».

Первое событие – текст от автора, его читает педагог. Ребята начинают исполнять II событие. Педагог делает замечания по ходу действия.

Педагог читает текст от автора после слов: «А бабушка еще больше любила девочку».

Дочка (из дома). Мама, я погуляю.

Мама. Иди, только недолго, ты мне будешь нужна.

Девочка. Хорошо, мама! (Выбегает за ворота.)

(Мама печет пироги.)

Педагог читает текст от автора до слов матери: «Дочка, Красная Шапочка! Вот егоза!»

Красная Шапочка (кричит). Иду, мама!

Мама. Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

П е д а г о г. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом и слышит, что где-то близко стучат топорами дровосеки. Сцену «Работа дровосеков» мы будем репетировать в следующий раз.

Занятие 6. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Ход занятия

1. Работа над дикцией.

2. Репетиция события «Работа дровосеков».

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им вполголоса и шепотом четко произнести скороговорки:

Затем дети произносят скороговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

Репетиция III события «Работа дровосеков».

На сцену выходят исполнители ролей дровосеков. У них в руках воображаемые топоры. Звучит музыка из кинофильма «Высота». Педагог поет:

Припев (Пантомима – рубка леса.)

Дети под музыку выполняют соответствующие тексту песни пластические действия: идут по кругу; остановившись в полукруге, изображают холод и зной, рубку леса; делают зарядку – руки в стороны, садятся на пол; изображают чистку зубов и еду, показывают танцевальные движения и вновь изображают рубку леса, идут по кругу и машут одной рукой зрителям.

Занятие 7. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Ход занятия

1. Работа над дыханием, артикуляцией.

2. Работа над голосом.

3. Репетиция I, II и III событий сказки «Красная Шапочка».

Дети в творческом полукруге.

Педагог проводит упражнение на дыхание «Насос» и упражнение на артикуляцию гласных и, э, и, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными, например: би, бэ, ба, бо, бу, бы; пи, пэ, па, по, пу, пы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

Работа над скороговорками.

Педагог приглашает ребят на сцену, напоминает, что дровосеки – парни бравые, они умеют петь и танцевать, хорошо работать. Педагог читает первый куплет, дети повторяют слова, затем звучит мелодия, дети слушают и потихоньку напевают. Далее педагог подсказывает действия дровосеков по первому куплету и припеву, а дети выполняют их. На припеве ребята вслух считают: «Раз, два, три!», взмахивают топорами, наклоняются и кладут руку на пояс на счет четыре.

Педагог ставит сценические задачи дровосеков во втором куплете и припеве. Дети выполняют пластические действия. После репетиции события «Работа дровосеков» репетируют I и II события сказки.

 

Занятие 8. Театральные игры

 Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход занятия

1. Игра «Веселые обезьянки».

2. Игра «Поварята».

Игра «Веселые обезьянки».

П е д а г о г. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения.

С помощью считалки выбирают «посетителя»:

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята».

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. – для салата.

Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» – и поют песню (импровизация):

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

 

Занятие 9. Действия с воображаемыми предметами

 Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Ход занятия

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Беседа о действиях с воображаемыми предметами.

П е д а г о г. Ребята, на сцене часто актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Сначала мы будем выполнять действия с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.

Педагог приглашает на сцену ребенка (по желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это упражнение.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки, – «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны – остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Д е т и. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Д е т и. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три – догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.

 

Занятие 10. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

Ход занятия

1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.

2. Репетиция I, II, III эпизодов сказки «Красная Шапочка».

Дети сидят в творческом полукруге. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин» (медленный вдох).

П е д а г о г. Представьте, что мы оказались в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами различных цветов. Нужно определить, запах какого цветка преобладает. Назовите этот цветок. А теперь проследите за дыханием. Заметили, как медленно, спокойно, глубоко вы вдохнули; как бесшумно воздух вливается через расширенные ноздри? Не торопитесь! Надо ведь во время вдоха угадать запах. Повторите упражнение.

Упражнение на артикуляцию согласных: свистящие и шипящие звуки – с, з, ш, ж, ч, щ, ц (си, сэ, са, со, су, сы; зи, зз, за, зо, зу, зы; си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы; зи-зи, зэ-зэ, за-за, зо-зо, зу-зу, зы-зы; ши, шэ, ша, шо, шу, шы; жи, жэ, жа, жо, жу, жы; ги, гэ, га, го, гу, гы; щи, щэ, ща, що, щу, щы; ци, цэ, ца, цо, цу, цы).

Работа над скороговорками:

Репетиция I, II, III событий сказки «Красная Шапочка».

Предварительно педагог задает детям вопросы: «Какая задача у ведущего спектакля? (Познакомить зрителей с героиней сказки „Красная Шапочка“.) Какая задача у мамы?

Почему Красная Шапочка не побоялась пойти через лес к бабушке? Что делают дровосеки в лесу?»

Педагог говорит детям, что во время спектакля герои сказки действуют с бутафорскими (чашка, крынка, топор) и воображаемыми (деревья, зубная щетка) предметами. Например, в сцене «Дровосеки рубят лес» леса на сцене нет, и нужно его представить, а чтобы верно представить дерево, необходимо на прогулке обратить внимание на то, как растут деревья, понаблюдать и запомнить. После репетиции педагог делает замечания по речи и элементам актерского мастерства.

 

Занятие 11. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Продолжать работу над событием «Красная Шапочка в лесу».

Ход занятия

1. Упражнения на дыхание, на артикуляцию. Работа над скороговорками.

2. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».

Педагог проводит упражнение на дыхание «Цветочный магазин», упражнение на свистящие и шипящие звуки – с, з, ш, ж, г, щ, ц.

Работа над скороговорками:

Педагог объясняет детям часто встречающееся слово «эпизод»: «Эпизод – это случай, происшествие; в нашем случае это часть художественного произведения, обладающая самостоятельностью и законченностью».

П е д а г о г. Что может делать Красная Шапочка, идя через лес к бабушке? (Собирать цветы, ягоды.) Еще она может просто любоваться красотой природы. Я предлагаю ввести в этот эпизод зайчиков. Они подходят к Красной Шапочке, и она им дает ягодки. Здесь будет звучать мелодия из кинофильма «Бриллиантовая рука». Зайцы поют:

На словах «Не боимся мы волка» они убегают с криком: «Волк!» Так происходит встреча Красной Шапочки и Волка. Затем между ними идет диалог. Вы знаете, что такое диалог? Если монолог – это речь одного лица, мысли вслух, то диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. Почему Красная Шапочка не испугалась Волка? Почему Волк не стал есть в лесу Красную Шапочку? Почему Красная Шапочка рассказала Волку, где живет ее бабушка? (Ответы детей.)

Педагог приглашает на сцену ребят, исполняющих роли Красной Шапочки, Зайцев и Волка; напоминает исполнительнице роли Красной Шапочки о предлагаемых обстоятельствах (лес, кусты, цветы, солнце и т. д.), объясняет значение слова «предлагаемые» – это все, что нам предлагает автор по действию на сцене.

П е д а г о г. Когда ты идешь по лесу, то слышишь, как поют птицы, стучит дятел, трещат стрекозы и кузнечики и т. д. Ребята, давайте поможем нашей Красной Шапочке – создадим шум леса, пение птиц.

Педагог подсказывает исполнителям действия, ставит перед ними задачу, напоминает, что они должны сделать и как это действие выполнить, подсказывает слова сказки.

 

Занятие 12. Игра на действие с воображаемыми предметами

 Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

Ход занятия

1. Упражнение со штангой.

2. Игра «День рождения».

Дети в творческом полукруге. Педагог ставит перед ними задачу: выполнить упражнение на действия с воображаемыми предметами, так как в спектакле герои действуют с воображаемыми предметами (собирают цветы, ягоды, рубят лес, чистят зубы и т. д.). Приглашает на сцену ребят, выносит из-за кулис бутафорскую штангу. Ребенок должен подойти к штанге и поднять ее. Сначала педагог показывает, как это нужно делать. Это упражнение выполняют все дети. Затем дети выполняют это упражнение с воображаемой штангой.

Игра «День рождения».

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят.

Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

 

Занятие 13. Разыгрывание этюдов

 Цель. Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Ход занятия

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»

2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение“. Понятие „этюд“ используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)»

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

П е д а г о г. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

П е д а г о г. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем – увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2–3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

Этюд «Утешение». Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т. д.).

 

Занятие 14. Разыгрывание этюдов

 Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Ход занятия

1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Педагог вспоминает с детьми значение слова «этюд», затем спрашивает: «Что такое эмоция? Эмоция – это душевное переживание, чувство. Какие эмоции вы знаете? (Радость, грусть.) Сегодня мы поиграем в этюды на эмоции. Придумайте этюды на такие эмоции, как радость, гнев, грусть, удивление, отвержение, страх».

Ребята предлагают свои этюды. Педагог поправляет их, дает советы.

Каждый этюд разыгрывают два ребенка. Можно придумать этюд на одного ребенка или на всех детей, присутствующих на занятии.

Этюды на эмоцию радость.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

П е д а г о г. Сейчас перед вами выступят известные клоуны. Они покажут вам свое мастерство. Встречайте!

Ребята громко хлопают, радостно кричат. Педагог подходит к двери, чтобы встретить клоунов, но за дверью никого не оказывается. Следующее событие в этюде – эмоциональное состояние детей: грусть. Педагог извиняется за то, что клоуны не пришли на выступление.

 

Занятие 15. Разыгрывание этюдов

 Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.

Ход занятия

1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. Что такое эмоция? (Душевное переживание, чувство.) При помощи чего можно передать эмоциональное состояние человека? (Мимика, жест.) Как мы называем сильное возмущение, негодование? (Гнев.) Как называется крайне неприятное чувство, вызванное чем-либо? (Отвращение.) Вы когда-нибудь наблюдали, когда сильно был возмущен ваш друг или подруга? А может быть, вы видели человека в гневе на улице, в автобусе, на рынке? Если человек сильно возмущен, то что он делает руками, ногами, голосом? Кто готов показать этюды на эмоции – гнев и отвращение?

Дети выполняют этюды вместе с педагогом. Они вспоминают этюд из спектакля «Теремок»: когда Волк пытался попасть в теремок, его жители в гневе кричали, размахивая руками:

Педагог просит детей быть более наблюдательными, запоминать события, эпизоды окружающей их жизни.

 

Занятие 16. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 Цель. Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.

Ход занятия

1. Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.

2. Репетиция эпизода «Хитрый Волк».

Дети в творческом полукруге. Упражнение на речевое дыхание «Свеча».

Тренировка медленного выдоха при направлении струи воздуха на воображаемое пламя свечи. Пламя отклоняется; нужно постараться держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Упражнение «Погасить 3, 4, 5, 6… 10 свечей».

На одном выдохе нужно «погасить» 3 свечи, разделить выдох на три порции. Повторить 2–3 раза.

Упражнение «Прыгуны».

П е д а г о г. Ребята, представьте, что вы – цирковые акробаты-прыгуны. Сделав сальто, вы оказываетесь на арене легко, изящно, артистично. Сальто сопровождается восклицанием: «Алле-е-гоп!» На «алле-е» – переворот, на «гоп!» – подскочили и встали на ноги.

Разумеется, прыжки-перевороты делаются в воображении. В этом упражнении задействованы руки. «Алле-е» – держа кисти перед грудью, сделать легкое быстрое вращательное движение; на «гоп!» – руки выбросить широко вверх. Вместе с руками «выбрасывается» легко и свободно слово «гоп!»

Повторение скороговорок:

Репетиция эпизода «Хитрый Волк».

П е д а г о г. Ребята, как Волк обманул бабушку? Что сделал Волк, когда проглотил бабушку? Почему Красная Шапочка поверила, что у бабушки хриплый голос? Почему Красная Шапочка не увидела Волка? Почему Красная Шапочка стала спрашивать бабушку о ее больших руках? Почему Красную Шапочку удивило, что у бабушки большие уши, большие глаза и большие зубы? Каким образом дровосеки узнали, что в домике находится Волк?

На сцену выходят исполнители ролей Красной Шапочки, Волка, бабушки и дровосеков. Задача Волка – съесть бабушку и внучку.

Задача бабушки – представить, что она очень больна и не может открыть дверь, поэтому голос у нее хриплый и говорит она медленно. Задача Волка – притвориться, что он не Волк, а Красная Шапочка, говорить тоненьким голосом (за занавесом стоит исполнительница роли Внучки, которая говорит за Волка). Движения Волка резкие, глаза злые. Задача Красной Шапочки – проявить как можно больше любопытства в разговоре с «бабушкой».

Волк хочет съесть Красную Шапочку, она бежит от него по комнате с криком: «По-мо-ги-те!» В этот момент в домик входят дровосеки. Они не убивают Волка, а говорят: «Сейчас же отдай бабушку и внучку». Волк отвечает: «Возьмите». Из избы выходят бабушка и внучка, затем дровосеки и связанный Волк.

Дровосеки. Теперь ты будешь жить в зоопарке.

Бабушка и Красная Шапочка. Спасибо, вам, дровосеки.

Дровосеки (поют).

Участники спектакля кланяются. Зрители аплодируют.

 

Занятие 17. Ритмопластика

 Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Ход занятия

1. Беседа о театре.

2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. «Театр – это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре – актер. Актер должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать себя на сцене, быть подвижными, ловкими, гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.

Игра «Снеговик».

Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».

Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.

Игра повторяется 2–3 раза.

Игра «Баба Яга».

В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.

 

Занятие 18. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»

 Цель. Развивать память, воображение детей.

Ход занятия

1. Беседа о театрализованной игре.

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Дети в творческом полукруге. Педагог беседует с ними о театрализованной игре: «Вы наверняка обратили внимание на то, что мы много играем. Игры развивают воображение и фантазию, готовят к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в вымысел – главные особенности театральной деятельности. Вы легко верите в то, что стул может превратиться в воображаемую лошадь, на которую можно сесть; вы можете пролезть под столом, представляя, будто пролезаете под животом лошади. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: „Почему? Для чего? Зачем я это делаю?“ Развить эту способность помогут упражнения и этюды на сценическое оправдание, то есть умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными (придуманными) причинами (предлагаемыми обстоятельствами)».

Игра «Угадай, что я делаю?»

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

– стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

– стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

– сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

– наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т. п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

 

Занятие 19. Репетиция спектакля «Красная Шапочка»

 Цель. Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

Ход занятия

1. Работа над техникой речи. Скороговорки.

2. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Дети в творческом полукруге.

Педагог произносит несколько фраз: «Раз солгал – навек лгуном стал. За сцену бала он получил три балла. Ване удалось помыться в ванне. Звону много, а толку мало».

П е д а г о г. Повторите эти фразы на выдохе медленно и четко – поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдать и уговорить. Меняйте темп произношения.

Педагог ставит перед исполнителями ролей актерские задачи. Ведущий спектакля – девочка, которая изъявила желание исполнить эту роль. Слова она учит вместе с воспитателем и родителями. Ее задача – не только донести слова автора до зрителей, но и быть как бы свидетелем происходящих событий, комментировать действия героев на сцене.

На этой репетиции дети пробуют сыграть весь спектакль без остановки. Они берут детали костюмов: шляпы дровосеков, платки бабушки и мамы, красную шапочку внучки, маску волка; необходимый реквизит: крышки, чашки, топоры, цветы для эпизода «Красная Шапочка в лесу». Педагог назначает ответственных за выход героев на сцену, за открытие занавеса, игровых занавесов (их в спектакле два), за дежурство во время репетиции; напоминает порядок репетиции эпизодов.

Пролог – «История Красной Шапочки».

Эпизод 1 – «К бабушке в гости».

Эпизод 2 – «Работа дровосеков».

Эпизод 3 – «Красная Шапочка в лесу».

Эпизод 4–«Хитрый Волк».

Финал – «Дровосеки спасают бабушку и внучку».

 

Занятие 20. Репетиция спектакля «Красная Шапочка»

 Цель. Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни.

Ход занятия

Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

На сцене декорации: изба, ворота, внутренний вид кухни – русская печь, стол, скамейка и кухонная посуда. Игровой занавес. Живописное панно (дорога, лес вдали). На авансцене маленькая елочка и пенек; искусственные цветы вокруг пенька и елочки. Прожекторы «заряжены» в разноцветные цветофильтры (синий, красный, желтый).

Педагог встречает детей, выдает костюмы и маски ответственному за переодевание исполнителей. Ответственные за проведение спектакля (занавес, игровой занавес) и дежурные по залу занимают свои места.

В качестве зрителей на репетицию спектакля приглашают детей из других групп.

 

Занятие 21. Спектакль «Красная Шапочка»

 Цель. Творческий отчет по театральной деятельности.

Ход занятия

Дети показывают спектакль «Красная Шапочка» своим сверстникам и родителям.

Участники спектакля готовы к показу. Дежурные по залу встречают гостей – детей младшей группы и родителей.

Ведущая выходит на сцену, приветствует зрителей и объявляет о начале спектакля «Красная Шапочка».

По окончании спектакля ведущая представляет исполнителей, называя их имена и фамилии.

Родители фотографируют своих детей в театральных костюмах.

 

Занятие 22. Театральная игра

 Цель. Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

Ход занятия

1. Беседа о спектакле «Красная Шапочка».

2. Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка».

Дети в творческом полукруге.

Педагог в краткой беседе анализирует показанный родителям и детям из других групп спектакль «Красная Шапочка»; затем напоминает о дыхании: «Помните, что дыхание должно быть всегда носовым. Вдох и выдох происходят только через нос. В предлагаемых упражнениях и устной речи вдох осуществляется через нос, а выдох – через рот, причем выдох во много раз длиннее вдоха».

Упражнение на дыхание.

Исходное положение – встать прямо, руки опущены, спина прямая, смотреть перед собой. Вдохнуть и произнести звук с. Упражнение следует выполнять медленно, строго следить за неглубокими вдохом и выдохом. Повторить 5–10 раз.

Затем педагог рассказывает детям о дикции: «Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, их сочетаний в словах и фразах, нужно натренировать речевой аппарат. Вы уже знаете, что к речевому аппарату относятся губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки».

Упражнение для раскрытия рта с произношением звуков и-э-а-о-у-ы.

Упражнение для верхней и нижней губы.

Упражнение на вытягивание губ «Хоботок».

Упражнения повторять 5–6 раз.

Игра «Японская машинка».

Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой – по правому, левой – по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо – вверх, одновременно щелкая пальцами; то же самое делают левой рукой.

 

Занятие 23. Театральная игра «Любитель-рыболов»

 Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Ход занятия

1. Этюд «Любитель-рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского, сл. А. Барто.

Дети сидят в творческом полукруге. Педагог спрашивает: «Кто такой рыболов? (Человек, который любит проводить свободное от работы время на озере, на реке за удочкой.) Поэтесса Агния Барто написала стихотворение „Любитель-рыболов“, а композитор? Старокадомский сочинил музыку к этим словам. Послушайте эту песенку».

Педагог исполняет песню «Любитель-рыболов»:

Этюд «Любитель-рыболов».

Дети изображают, как собираются на рыбалку и берут с собой удочку, банку для червей, ведро для пойманной рыбы. Они идут по воображаемому лугу, останавливаются, кладут удочки, ведро, копают червяков и складывают их в банку.

Затем дети поднимаются на корабль и поют песню «Любитель-рыболов». Педагог еще раз исполняет песню «Любитель-рыболов».

 

Занятие 24. Театральная игра «Аюбитель-рыболов»

 Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Ход занятия

1. Работа над этюдом «Любитель-рыболов».

Дети в творческом полукруге. Педагог спрашивает у них: «О чем говорится в песне „Любитель-рыболов“, которую вы слушали на прошлом занятии? Какие действия вы выполняли в этюде „Любитель-рыболов“?»

Разучивание песни «Любитель-рыболов». Педагог исполняет песню, аккомпанируя на музыкальном инструменте, дети прослушивают ее.

Этюд «Любитель-рыболов». Заканчивается этюд общей рыбалкой на корабле и исполнением песни.

 

Занятие 25. Театральная игра «Одно и то же по-разному»

 Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Ход занятия

1. Игра «Одно и то же по-разному».

2. Игра «Превращение предмета».

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

– сидеть у телевизора;

– сидеть в цирке;

– сидеть в кабинете врача;

– сидеть у шахматной доски;

– сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

– идти по дороге;

– идти по горячему песку;

– идти по палубе корабля;

– идти по бревну или узкому мостику;

– идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

– бежать, опаздывая в театр;

– бежать от злой собаки;

– бежать, попав под дождь;

– бежать, играя в жмурки, и т. д.

IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:

– отгонять комаров;

– подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

– сушить мокрые руки и т. д.

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

– ловить кошку;

– ловить попугайчика;

– ловить кузнечиков и т. д.

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета».

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;

• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.;

• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т. д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.

 

Занятие 26. Театральная игра «Кругосветное путешествие»

 Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Ход занятия

1. Игра «Кругосветное путешествие».

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».

Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты – гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

В конце занятия, сидя у воображаемого костра, дети поют песню «Любитель-рыболов». Педагог аккомпанирует на музыкальном инструменте.

 

Занятие 27. Игра «Кругосветное путешествие»

 Цель. Дать детям возможность проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход занятия

1. Продолжение игры «Кругосветное путешествие».

Дети берут необходимые им в игре реквизит, костюмы, маски. На прошлом занятии определились лидеры.

Разыгрывается сцена из спектакля «Теремок» для участников кругосветного путешествия. В джунглях дети исполняют танец дикарей. Разыгрывается сцена «День рождения», все исполняют песню «Пусть бегут неуклюже».

 

Занятие 28. Ритмопластика

 Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Ход занятия

1. Игра «Конкурс лентяев».

2. Игра «Гипнотизер».

Игра «Конкурс лентяев».

Дети в творческом полукруге. Педагог ставит перед ними задачу по ритмопластике. Дети изображают ленивых барсуков – ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться. Педагог читает стихотворение В. Викторова:

Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Игра «Гипнотизер».

П е д а г о г. Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас «усыплять». (Делает плавные движения руками.) Спите, спите, спите… Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн.

Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Во время игры может звучать легкая, медленная музыка. Педагог повторяет игру; следит за тем, чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.

 

Занятие 29. Культура и техника речи

 Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Ход занятия

1. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

2. Игры со скороговорками.

Игра «Сочини сказку».

Дети в творческом полукруге. Педагог начинает рассказывать сказку, например, «Жил был маленький кузнечик…» Дети по очереди продолжают сказку: каждый ребенок добавляет свое предложение.

Игра «Ручной мяч».

Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймав мяч, ребенок должен придумать и назвать свое слово:

а) противоположное по значению (день – ночь, горячий – холодный, дождь – снег и т. д.);

б) определение к данному слову (елка – колючая, волк – зубастый и т. д.);

в) действие (дерево – растет, мальчик – бежит и т. д.).

Игра со скороговорками «Испорченный телефон».

Играют две команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний ее представитель лучше и точнее произнесет скороговорку вслух.

Скороговорки:

 

Занятие 30. Играем спектакль «Красная Шапочка»

 Цель. Дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; продемонстрировать актерскую игру сверстникам.

Ход занятия

1. Переодевание детей в костюмы героев.

2. Встреча зрителей (детей младшей группы).

3. Показ спектакля «Красная Шапочка».

4. Фотографирование зрителей с исполнителями ролей героев сказки.

5. Подведение итога спектакля.

 

Занятие 31. Чтение пьесы «Теремок»

 Цель. Прочитать и обсудить пьесу «Теремок».

Ход занятия

1. Беседа о творчестве С. Я. Маршака.

2. Чтение пьесы С. Я. Маршака «Теремок» (см. Приложение 1).

Дети в творческом полукруге. Педагог в краткой беседе рассказывает им о творчестве Самуила Яковлевича Маршака; останавливается на том, что этот поэт написал много стихов о животных, о временах года.

Чтение тараторок, поговорок, загадок. Чтение пьесы «Теремок».

 

Занятие 32. Обсуждение пьесы «Теремок»

 Цель. Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной пьесе (книге), увиденном спектакле.

Ход занятия

1. Беседа о прочитанной пьесе С. Я. Маршака «Теремок».

2. Деление пьесы на эпизоды.

3. Импровизация сказки «Теремок».

Дети в творческом полукруге. Педагог спрашивает у них: «Вам понравилась пьеса „Теремок“? Чем вам понравилась пьеса? Каких героев вы полюбили? Какие герои вам не понравились? Кто в пьесе рассказывает про теремок? Как заканчивается пьеса? (Стихами.) Злой дед говорит, что расскажет много страшных-престрашных сказок, а добрый дед – наоборот:

Анализ пьесы по эпизодам (сцены «Добрый Дед» и «Злой Дед» для постановки не берутся).

Пролог – «Лягушка на болоте».

Эпизод I – «Это что за теремок?» (Лягушка поселяется в теремке.)

Эпизод II – «Веселее жить вдвоем!»

Эпизод III – «Веселее жить втроем!»

Эпизод IV – «Жить мы будем вчетвером!»

Эпизод V – «Крепко заперт теремок!» (Сцена Волка.)

Эпизод VI – «Может, как-нибудь вдвоем мы ворота отопрем!» (Сцена Волка и Лисы.)

Эпизод VII – «Где ворота? Подавайте их сюда!» (Волк, Лиса, Медведь.)

Эпизод VIII – «Петуха я утащу!» (Лиса и Петух.)

Эпизод IX – «Погоня за Лисой!» (Ежик, Мишка, Лягушка, Лиса, Петух.)

Эпизод X – «Оттого, что простоват!»

Финал пьесы – «Нынче праздник веселый у нас».

 

Занятие 33. Работа над эпизодами пьесы «Теремок»

 Цель. Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию.

Ход занятия

1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных.

2. Работа над скороговорками.

3. Репетиция эпизодов пьесы «Теремок» с импровизированным текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Театральная деятельность в детском саду

Консультация для родителей...

«Театральная деятельность в детском саду»

Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....