Открытое логопедическое занятие по нравственно – патриотическому воспитанию « Я и моё имя» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Костырева Вероника Васильевна

Цель: познакомить детей с историей русских имён.

Задачи:

- познакомить детей со значением имени для человека;

- обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени;

- вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена;

- научить вежливо обращаться друг к другу, представляться другим людям, знакомиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moyo_imya.doc515.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г. Колпашево

ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Методическая разработка

Открытое логопедическое занятие по нравственно – патриотическому воспитанию

« Я и моё имя»

(подготовительная группа)

Автор: Костырева Вероника Васильевна,

учитель-логопед

Цель: познакомить детей с историей русских имён.

Задачи:

- познакомить детей со значением имени для человека;

- обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени;

- вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена;

- научить вежливо обращаться друг к другу, представляться другим людям, знакомиться.

Оборудование: ребусы, мяч, фотографии с изображением святых, рассказ О.Кириллова «Книга ласковых имён».

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуйте. Как настроение? Готовы  заниматься?

Присаживайтесь  перед зеркалом, выпрямляем  спинку.

2. Упражнения с массажным мячиком.

Ходит ёжик без дорожек  (мячик)

По лесу, по лесу

И колючками своими

 Колется, колется.

А я ёжику – ежу,

Ту тропинку покажу,

Где  катают мышки

Маленькие шишки.

Бигуди в руках катаю (бигуди)

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Ёжик выбился из сил- (мячик)

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А  потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

3. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

- Сейчас мы выполним  упражнения для горла, челюсти, щёчек,  и гимнастику для языка и губ.

Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.

Упражнение на развитие дыхания.

Вертушки  для развития дыхания  - 3 раза.

Для горла

А – а – а -  3 раза

Э – Э –Э  - 3 раза

Аэ –Аэ –Аэ – 3 раза

Для щёк

Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую –  3 раза.

Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.

Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.

Для нижней челюсти

Жевательные движения  -  3 раза

Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза

Для губ

« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»

Для языка

 «качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «барабанщик».

4. Сообщение темы занятия

- Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик. А поможем нам в этом наш друг тигрёнок.

 Характеристика артикуляции звука [ Р ] вспоминаем.

- Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы  повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)

А теперь произносим  тр – тр – тр – 3 раза

Затем др – др –др – 3 раза

  1. Загадка.

- Ребята, а сейчас я хочу загадать вам русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?».

Несмотря на то, что у нас много общего, всё – таки у нас есть что – то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает от других. Что это?

Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека есть своё имя. Для чего оно даётся?

Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир(любящий мир), Людмила(милая людям),

 Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.

- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.

2. Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?

Описание: Картинки по запросу Ребус Имя Света

Описание: Картинки по запросу Ребус Имя Аня

3. «Шифровальщики».

Каждый ребёнок расшифровывает имя.

А        А        С        Ш               Д   Е   А    Н   Й     Р

2        4        1        3                 3    5    1     2    6      4

В        Я         И          Т

1        4        2        3

Это неполные имена. А ещё человека можно назвать полным именем.

4. Игра «Назови полное имя».

«Сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван».

Сейчас я Саша, вырасту, буду Александра

Сейчас я Витя, вырасту, буду Виктор

Сейчас я Андрюша, вырасту, буду Андрей

5. «Назови своё отчество»

Если меня зовут Вероника Васильевна, то как зовут моего папу?

А как твоё отчество? Как зовут твоего папу?

Папа Саши – Андрей, значит Александра Андреевна

Папа Вити – Леша, значит Виктор Алексеевич

Папа Андрея – Миша, значит Андрей Михайлович

6. Знакомство с ласковыми именами.

Каждого человека можно назвать по имени ласково. Сейчас я вам прочту рассказ

О.Кириллова «Книга ласковых имён».

КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка - пипетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…

Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.

- Как звали девочек? Какие ласковые слова их расколдовали? Назовите своего друга ласковым именами «расколдуйте его».

7. Значение имени.

А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение?

Например: Александр – мужественный, сильный, смелый.

Алексей – защитник.

Ирина – мирная, добрая, ласковая.

Может быть, кто-нибудь, знает, как переводятся ваши имена?

- Я вам сейчас расскажу.

Александра  - защитница человечества, лидер.

Виктор – сильный, решительный

Андрей  - мужественный, трудолюбивый

8. Многие люди носят одинаковые имена.

У вас в группе есть дети с одинаковыми именами?

Как называют таких людей? (Тёзки).

Человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

У каждого имени есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, который оберегает человека, который назван этим именем. Этот святой изображён на именной иконе.

У каждого из  вас есть именная икона. Хотите увидеть?

9. Рассматривание икон детей

Показать икона Александра, Виктор, Андрей.

10.  Игра-загадка «Раздаём имена».

Кому какое имя-характеристика подойдёт: «Веселушка», «Грустиночка», «Сластёна», «Отважный», «Непоседа».

11. Итог.

О чём мы сегодня говорили?

Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли? (ласково)

О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

Давайте произнесём слова имена , в которых этот звук стоит в начале, середине, и конце.

Роман – Сергей - Виктор

Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались. Спасибо.

Приложения

Описание: http://molitva-info.ru/wp-content/uploads/2018/07/Svyataya-muchenitsa-tsaritsa-Aleksandra.jpg

Описание: Икона святого Виктора Дамасского.

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/932278/market_3azr4_aW3EJITUV5KQKlFw/orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Достопримечательности Советского района» в подготовительной группе.

Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях Советского района, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из солено...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами музыки в подготовительной к школе группе «Наша Армия»

Занятие, приуроченное ко Дню защитников Отечества, будет интересно музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию «День российского флага» в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с понятием Родина, Отечество; воспитывать патриотические чувства. Создание праздничной обстановки для понимания дошкольниками значения даты «22 августа»....