Развивающие задания по работе с детьми "Волшебные веревочки"
статья по коррекционной педагогике

Яскевич Елена Викторовна

Разработанная технология с использованием веревочек, применяется в работе с детьми разного возраста, в том числе с детьми ОВЗ, по развитию у них коммуникативных умений. Предложенные обучающимся задания позволяют проводить диагностику и коррекцию по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_zadaniya_volshebnye_verevochki.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Недавно подружилась я с веревочкой волшебной,

А случай был тому совсем обыкновенный.

На детской обуви шнурки липучкой заменили,

И навыкам вязать узлы, детей мы вовсе отучили.

В итоге мы лишились важного подспорья

В развитии моторики, мышления, речи и здоровья.

Василий Сочнев

«Волшебные веревочки»

Яскевич Елена Викторовна, педагог-психолог

МОУ «Средняя школа №5 имени генерала В.А. Фролова»

г. Петрозаводск

Все новое начинается с простого, «известного даже ребенку зримого образа».

«Мы можем познавать окружающий мир лишь посредством наших органов чувств, косвенно отражающих объекты реального мира...» (А.Эйнштейн )

Чтобы «потрогать мир руками», нужно всего лишь к нему прикоснуться. Ощущение такого прикосновения дают нам волшебные веревочки.

Школьный возраст - это период, когда у детей закладывается фундамент познавательного и личностного развития, когда каждый ребенок, словно начинающий исследователь, открывает для себя незнакомый ему окружающий мир. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет развитие и реализуются их потенциальные возможности. Одним из способов мотивировать обучающихся к познанию – это проведение с ними игровых занятий с использованием вышеупомянутых волшебных веревочек. Магия здесь заключается в неуемном желании  и тактильной  потребности детей не только «потрогать мир руками», но и придать ему образ своих представлений об окружающей действительности, а также выразить свое отношение по существу выполняемых ими коллективных заданий.  

Занятия с веревочками способствуют развитию познавательной активности обучающихся, творческого мышления, благотворно влияют на развитие умственных способностей, мелкой моторики, памяти, зрительно-двигательной координаци, снимают усталость, поднимают настроение. Используемая технология позволяет формировать у обучающихся такие качества, как любопытство, сосредоточенность и настойчивость, развивать коммуникативные умения и осознавать себя как личность.

В настоящее время существует проблема в развитии коммуникации у обучающихся. В связи с чем, возникает необходимость в обучении их навыкам общения, умений договариваться, уступать, принимать совместные решения и осуществлять задуманное.

Разработанная технология с использованием веревочек, применяется в работе с детьми разного возраста, в том числе с детьми ОВЗ, по развитию у них коммуникативных умений. Предложенные обучающимся задания позволяют проводить диагностику и коррекцию по данному направлению.

Перед выполнением заданий ведущий инструктирует участников о правилах безопасного обращения с веревочками. Не допускается  использовать веревочку не по назначению. В случаях нарушения установленных правил  участник возвращает веревочку ведущему и  становится «наблюдателем».

В процессе занятий обучающимся предлагаются выполнить следующие задания:

1. Задание «Паутина»  

Задача: развивать умения взаимодейтвовать и находить выход из сложной ситуации; распределиться участникам по парам, используя веревочку.

Материалы:  веревочки длиной 2 метра диаметром 6 мм (количество веревочек из расчета одна веревочка на два человека).

Ход: Веревочки расположены на полу крест на крест и пересекаются  посредине в одной центральной точке путем наложения одна на другую (см. рис.1).

Каждому участнику предлагается взять рукой один конец веревочки.

Образованные таким образом пары участников, должны оказаться рядом, выпутавшись из первоначального сплетения веревочек, не выпуская свою веревочку из рук и не мешая другим участникам.

Усложнить выполнение задания можно с использованием только невербальных форм общения между участниками (жесты, мимика).

Рис.1                                                                        

2. Задание «Как можно использовать веревочку?»

Участникам предлагается назвать, где и как применяются веревочки  человеком. Тем кто ответил на вопрос, ведущий выдает веревочку. Помогать друг другу в ответе на вопрос  разрешается всем участникам.

В настоящее время веревочка применяется в быту и в профессиональной деятельности: при спасении людей в чрезвычайных ситуациях, в альпинизме, в строительстве, в рыболовстве, в подводных и подземных работах, в парусном флоте и т.д. 

3. Задание «Образы»  

Материал: панно с изображением двух лиц мужчины и женщины в профиль, выполненных одной веревочкой.

Задание. Необходимо ответить на следующие вопросы: Что изображено на панно? Сколько образов? Кто изображен? Какое настроение у изображенных на панно людей? Есть ли противоречия в изображении представленных образов на панно и какие?

4. Задание  «Морским узлам быть!»

Материал: панно с изображением разных образов, выполненных из веревочек, с использованием морских узлов.

Задание. Прочитайте надпись на панно. Ответьте на следующие вопросы: Что изображено на панно? Сколько морских узлов на нем представлено? Как они называются?

Задания в парах

5. Задание «Картина»

Задача: Развивать умение совместно работать в паре для достижения общего результата.

Материалы: веревочки длиной 2 метра диаметром 6 мм или длиной 1 метр диаметром 3 мм (количество веревок из расчета одна веревочка на двух или на каждого участника).

Ход: Задача участников договориться о том, какой образ они вместе выполнят из веревочки. Только в этом случае им выдаются веревочки одна или две на двоих. После этого они приступают к выполнению задания за столом или на полу. Ведущий помогает той паре, которая не смогла договориться. После выполнения задания участники знакомятся с работами  и делятся своими впечатлениями.

6. Задания «Свяжи простой или морской узел»

Задача: Развивать умение совместно работать в паре для достижения общего результата.

Материалы: веревочки длиной 2 метра диаметром 6 мм или длиной 1 метр диаметром 3 мм (количество веревочек из расчета одна веревочка на одного или на двух  участников).

Задания:

  1. - каждому участнику предлагается связать  любой узел на своем конце веревочки;
  2. - участникам предлагается связать  вдвоем любой узел, держась одной рукой за свой конец веревочки;
  3. - обучение вязанию морского узла «Восьмерка», сопровождающееся показом техники вязания узла ведущим и по предложенной схеме (См. Рис. 2).

  1. Рис.2
  2. - обучение вязанию морского узла «Беседочный узел» («Булинь»), сопровождающееся показом техники вязания узла ведущим и по предложенной схеме (См. Рис. 3);

Рис.3  

  •  участникам предлагается связать вдвоем один морской узел  «Восьмерка» или «Булинь», держась одной рукой за свой конец веревочки.

Задания в группах

7. Задание  «Классный шедевр» 

Задача: Развивать умение совместно работать в группе для достижения общего результата.

Материалы: веревочки длиной 1 метр диаметром 3 мм,  длиной 2 метра диаметром 6 мм (количество веревок из расчета одна веревочка на двух или на каждого участника) и одна веревка длиной 15 метров диаметром 10 мм .

Ход: Данное задание выполняется всем классом. Ему необходимо создать один образ из имеющихся у них веревочек (или одной длинной веревочки). Для этого все участники договориваются о том, что они хотели бы создать. После этого они приступают к выполнения задания за столами или на полу. По мере надобности ведущий помогает участникам договориться и прийти к общему мнению.

Усложнить выполнение задания можно с использованием только невербальных форм общения между участниками (жесты, мимика).

Другой вариант проведения — это деление класса на группы, где одна группа предлагает другой создать придуманный ею образ.  

После выполнения заданий проходит рефлексия, в ходе которой участникам необходимо ответить на следующие вопросы:

  •  Справилась ли группа с заданием и почему?
  •  Каким путем был достигнут желаемый результат?
  •   Каковы причины неудач?
  •  Что развивают предложенные задания?

Представленые групповые задания способствуют формированию коммуникативных способностей у участников, развитию навыков и умений работать в команде и находить совместное решение поставленной задачи.

Свойства веревочек: средней жесткости, плетеные, цветные, яркие.

Преимущества технологии «Волшебная веревочка» - простота, доступность, универсальность:

  • способствует всестороннему развитию личности;
  • проведение занятий с разным количеством участников и разными возрастными группами детей (в том числе ОВЗ) и взрослыми (педагогами, родителями);
  • возможность многократного повторения и вариативность  заданий;
  • доступное средство для развития детей в работе педагогов и специалистов;
  • имеет важное практическое применение в сфере человеческой деятельности;
  • знакомит с техникой вязания морских узлов, являющихся средством спасения.

Нам в жизни без веревочки никак не обойтись.

Себе помочь, других спасти.

Она дает нам творческой энергии заряд,

Всегда настроит на спокойный лад.

Возможностям веревочки предела нет,

Не в этом ли ее секрет?

( автор стихотворения Василий Сочнев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания по формированию целостной картины мира для образовательной деятельности с детьми с ЗПР по теме "Посуда"

Лист А4 с развивающими заданиями предназначен для заключительного этапа работы во время НОД по формированию целостной картины мира в группе с детьми с задержкой психического развития по лексической те...

Развивающие задания для детей от 1 до 5 лет.

Карточки с картинкой и заданиями....

Презентация с коррекционно - развивающими заданиями по лексическим темам "Овощи" , "Фрукты", "Игрушки".

Презентация может использоваться учителем- логопедом и воспитателем логопедических групп для коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ....

Развивающие задания к пособию "Я шагаю по Верхней Пышме"

В данном материале размещены методические рекомендации, из программы МАДОО № 26 "Родной свой город люби  и знай", к нашему пособию "Я шагаю по Верхней Пышме" - это схема-карта  близлежайших ...

Развивающие задания для детей 3-го года жизни

Представленны задания, как можно позаниматься с ребёнком дома по некоторым темам...

Развивающие задания для работы с детьми старшего возраста с задержкой психоречевого развития по лексической теме "Продукты"

Лист А4 с коррекционно-развивающими заданиями может быть использован на заключительном этапе фронтальной НОД с детьми старшего возраста с задержкой психоречевого развития, при подгрупповой и индивидуа...