Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пономарева Ольга Николаевна
Задачи работы содержат в себе три этапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Предварительный добукварный период

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления и памяти.

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.

Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.

Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.

Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.

Формирование понятий слог, слово, предложение.

1 период (16 занятий).

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: /у/ - /а/, /и/ - /у/, /э/ - /о/, /и/ - /о/, /э/- /у/; гласные, близкие по артикуляции: /у/ - /о/.

Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: /б/ - /н/, /м/ - /т/, /п/ - /г/ и т. д.

Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот –кит, бочка- почка, миска- киска).

Формирование умения различать гласные и согласные звуки.

Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.

Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков.

Формирование навыков выделения начальных ударных гласных  /а/, /у/, /о/, /и/ из слов, различения слов с начальными ударными гласными.

Обучение выделению согласных звуков  /т/, /п/, /н/, /м/, /к/ из ряда звуков, слогов, слов, из конца  и начала слов; дифференциации звуков, отличающихся  по артикуляторным и акустическим признакам (/м/ - /н/, /п/ - /т/, /б/ -/д/, /к/ -/т/) в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).

Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.

Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять слова из двух данных открытых слогов.

Обучение грамоте.

Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И,  с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

2 период (21 занятие).

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении  на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой деятельности.

Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых слогов и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков ( в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый- мягкий.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепления понятия слог и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.

Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.

Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.

Ознакомление с некоторыми правилами правописания  (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения  и в именах собственных, точка в конце предложения).

3 период (18 занятий).

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их  отличительных признаках. Упражнения в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепление представлений  о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Ознакомление с новыми звуками /иот/, /ц/, /ч/, /щ/, /л/, /ль/, /р/, /рь/.

Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Обучение грамоте.

Ознакомление с буквами Й, Е, Е, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Формирование умения правильно  называть буквы русского алфавита.

Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.

Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.

Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

Закрепление знания уже известных детям правил правописания.

Ознакомление детей  с некоторыми правилами правописания  (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У.

Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста: работа с родителями

В материале представлены конспекты беседы с родителями детей дошкольного возраста, а также тест и анкета, определяющие уровень готовности ребенка к обучению грамоте....

Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...