Рабочая программа к курсу "Развитие речи" (ОНР 3-4 уровень, второй год обучения).
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Карякина Наталия Васильевна

Данная программа разработана для реализации в условиях подготовительной группы комбинированного вида и предусматривает развитие лексики, грамматики и связной речи детей с ОНР 3 и 4 уровня (второй год обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕЛЬФИН» №52 ГОРОДА КАНСКА.

Принята решением ППк

от «___»______________20___г.

Протокол №____

Утверждаю:

Заведующий ДОУ

_______________/____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(старший дошкольный возраст ОНР 3/4 уровня,  второй год обучения)

Автор-составитель:

Карякина Н.В.

учитель-логопед

Канск – 2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель –  формирование самостоятельной связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующие социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР 3-4 уровня.

Характеристика коррекционного курса.

Данный курс направлен на:

  1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие связной (монологической) речи.

Описание места коррекционного курса.

Данная Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» (далее Курса) является частью Программы коррекционно-развивающей работы АОП для детей с ТНР, реализуемой в старшей группе комбинированной направленности.

Содержание данного Курса связано с Рабочей программой коррекционного курса «Произношение», так как на занятиях Курса закрепляются навыки правильного звукопроизношения, отработанные на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения. Так же, содержание данного Курса связано со всеми образовательными областями, предусмотренными для детей с ТНР: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, продолжают систематически уточняться, расширяться и закрепляться на занятиях по развитию представлений о себе и окружающем мире, конструированию, формированию элементарных математических представлений); «Социально-коммуникативное развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, получают практическое применение и продолжают развиваться и совершенствоваться в общении со взрослыми и сверстниками, что позволяет ребенку преодолевать речевой негативизм, успешно развивать коммуникативную функцию речи, игровую деятельность, положительно влияют на их социализацию); «Художественно-эстетическое развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, совершенствуются на музыкальных занятиях во время пения, участия в инсценировках, выступлениях,  что в свою очередь развивает творческие способности детей; на занятиях по продуктивным видам деятельности продолжает развиваться диалогическая речь, совершенствуется лексико-грамматический строй); «Физическое развитие» (речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются на занятиях по физическому развитию, например при уточнении лексического значения слов, совершенствовании грамматического строя, проговаривании речевок).

Кроме того, речевые умения ребенка, формируемые на логопедических занятиях, продолжают развиваться и совершенствоваться в процессе общения с воспитателями во время прогулок, в свободной деятельности; а так же в условиях семьи.

Форма организации занятий – индивидуальная и подгрупповая.

Частота, продолжительность и время  проведения занятий –  2 раза в неделю, 25-30 минут, первая половина дня.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

К целевым ориентирам данного Курса относятся следующие характеристики возможных достижений детей:

ОНР 3 уровня

ОНР 4 уровня

Лексическое развитие:

- понимает и употребляет названия предметов, действий, признаков, обобщающие слова;

- использует новые слова и словосочетания, существительные с уменьшительным и увеличительным значением, относительные и притяжательные прилагательные;

- умеет объяснить переносное значение слов, подбирать существительные к прилагательным,  подбирать антонимы и синонимы;

- понимает многозначность слов.

- усваивает названия малоупотребляемых слов;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

- активно использует в речи все части речи;

- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные;

- умеет осмысливать образные выражения и объяснять их смысл.

Грамматический строй речи:

- правильно употребляет предложно-падежные формы имен существительных и прилагательных  единственного и множественного числа;

- правильно употребляет глагольные формы;

- правильно употребляет простые и сложные предлоги;

- активно употребляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с союзами: а, но, потому что, поэтому.

- правильно употребляет продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели в самостоятельной речи;

- активно употребляет в самостоятельной речи сложносочиненные и  сложноподчиненные предложения с союзами: а, но, потому что, поэтому.

Связная речь:

- употребляет развернутую,  фонетически правильно оформленную, фразовую речь;

- составляет повествовательный рассказ на основе событий заданной последовательности;

- составляет предложения с разными видами придаточных,

 - составляет рассказы по картинке, серии картинок, по представлению, по демонстрации действий,

- умеет преобразовывать деформированный текст,  включать в рассказы начало и конец сюжета, элементы фантазии.

- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые эпитеты, сравнения, образные выражения и интонационно образные (модуляцию голоса, интонацию);

- составляет различные виды развернутых и логически связных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения);

- умеет составлять творческие рассказы;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события жизни;

-обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.

Система оценки развития планируемых результатов.

Во время прохождения Курса предусмотрены: входящая, текущая, итоговая диагностики.

Входящая и итоговая диагностики осуществляются  с применением таких методов и приемов, как интервьюирование, беседа, словесные игры, настольно-печатные игры, игры малой подвижности, наглядные пособия. На основании полученных данных определяется речевое заключение и разрабатывается (корректируется) АОП. 

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Данная Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» имеет разделы, связанные между собой:

- развитие/совершенствование лексического компонента  речи;

-  совершенствование грамматического строя речи;

- развитие монологической формы речи.

Работа по ним на занятиях Курса ведется параллельно.

Ребенок с ОНР 3 уровня

Ребенок с ОНР 4 уровня

Развитие лексического компонента  речи

Совершенствование лексического компонента  речи

- расширение, уточнение, активизация имеющегося словарного запаса существительных, глаголов, прилагательных, обобщающих слов на основе ознакомления с окружающим миром;

- закрепление в словаре количественных и порядковых числительных один – десять, первый – десятый;

- формирование понимания и употребления существительных с уменьшительным  (рука-ручка) и увеличительным (голос-голосище),  противоположным (жадность-щедрость) значением;

- формирование умения использования слов с противоположным значением (сильный – слабый, стоять – бежать, далеко – близко) и сходными (веселый – радостный, прыгать – скакать,  грустно – печально);

- формирование умения объяснить переносное значение слов (золотые руки, острый язык), подбирать однозначные существительные к прилагательным (острый нож, соус; темный (ая) платок, ночь); образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск), подбирать синонимы (смелый - храбрый).

- расширение словаря малоупотребляемых слов;

- обучение применению слов,  обозначающих личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

- стимуляция к использованию в речи всех частей речи;

- закрепление навыка подбирать однокоренные слова и учить образовывать сложные;

- обучать осмысливать образные выражения и объяснять их смысл.

Совершенствование грамматического строя речи

Совершенствование грамматического строя речи

- совершенствование навыка употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах (без предлога, с предлогом);

- закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных;

- обучение правильному употреблению в экспрессивной речи  возвратных и невозвратных глаголов (моет – моется, одевает – одевается, причесывает – причесывается);

- совершенствование навыков  употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида;

- обучение различению и правильному употреблению в экспрессивной речи предлогов (за – перед, за – у, под – из-под, за – из-за, около – перед, из-за – из-под); предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу – пошел в лес) с использованием графических схем;

- совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах;

- совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественные числительное (один – десять);

- обучение правильному употреблению качественных прилагательных образованных с помощью суффиксов –ив- , -чив-, лив-, -оват-, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький);

-  совершенствование навыка употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до-);

- обучение образованию и подбору однокоренных слов (зима, зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка);

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса – ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффикса -ов-, ев-,  -н-, -ан-, -енн-;

- обучение правильному  употреблению притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса -и- (с чередованием) волк – волчий, заяц – заячий, медведь – медвежий

- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов ( -ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-,-иц-, -ец-);

- обучение употреблению превосходной формы прилагательных, образованных синтетическим способом (при помощи суффиксов –ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим  ( при помощи слов: самый, наиболее);

- развитие навыка построения простого распространенного предложения, предложений с однородными членами;

- развитие навыка построения сложносочиненных предложений;

- обучение употреблению сложноподчиненных предложений с использованием  союзов потому что, если, когда, так – как);

По необходимости, ориентируясь на данные индивидуальной диагностики:

- закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных;

- совершенствование навыков  употребления глаголов в форме изъявительного наклонения  множественного числа настоящего времени, глаголов  несовершенного вида;

- обучение различению и правильному употреблению в экспрессивной речи предлогов (за – перед, за – у, под – из-под, за – из-за, около – перед, из-за – из-под); предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу – пошел в лес) с использованием графических схем;

- совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в косвенных падежах;

- обучение образованию и подбору однокоренных слов (зима, зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка);

- закрепление правильного  употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса -и- (с чередованием) волк – волчий, заяц – заячий, медведь – медвежий

- закрепление навыка  правильного  употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффикса -и- (с чередованием) волк – волчий, заяц – заячий, медведь – медвежий

- закрепление навыка употребления существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов ( -ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-,-и-, -ец-);

- закрепление навыка употребления превосходной формы прилагательных, образованных синтетическим способом (при помощи суффиксов –ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим  ( при помощи

слов: самый, наиболее);

- развитие навыка построения сложносочиненных предложений;

- обучение употреблению сложноподчиненных предложений с использованием  союзов потому что, если, когда, так – как);

Развитие  связной  (монологической) речи.

Совершенствование связной  (монологической) формы речи.

- развитие навыка пересказа с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам;

- формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе событий заданной последовательности;

- формировать умение составлять сложносочиненные предложения с разными видами придаточных предложений;

 - формирование умений составлять рассказы по картинке, серии картинок, по представлению, по демонстрации действий;

- формирование умений преобразовывать деформированный текст,  включать в рассказы начало и конец сюжета элементы фантазии.

- развитие навыка пересказа по памяти;

- формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе событий заданной последовательности;

- формирование умений составлять рассказы по картинке, серии картинок, по представлению;

- формирование умений преобразовывать деформированный текст,  включать в рассказы начало и конец сюжета элементы фантазии;

- обучение составлению различных видов текстов с элементами рассуждения;

- совершенствование навыка составления рассказов с элементами усложнения  (дополнение эпитетов, изменение начала, конца рассказа);

- обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения.

Составлена на основе общеобразовательной программы  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».                      ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

Рабочая программа к курсу "Развитие речи" (ОНР 2-3 уровень, первый год обучения).

Данная программа разработана с учетом требований ФГОС. При составлении программы был учтен речевой онтогинез, возрастные особенности и уровень недоразвития речи....