СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, РАСШИРЯЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В РАЗВИТИИ
статья по коррекционной педагогике

Костюкова Жанна Николаевна

В статье рассматриваются возможности построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии в рамках Программы развития дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.

Ключевые слова: социализация и адаптация ребенка со сложным дефектом, проект «Особый ребенок», материально-технические условия и обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, технологии деятельностного типа, психолого – педагогическое сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dou_79_kostyukova_zh.n._zaytseva_a.v.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, РАСШИРЯЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В РАЗВИТИИ

В статье рассматриваются возможности построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии в рамках Программы развития дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.

Ключевые слова: социализация и адаптация ребенка со сложным дефектом, проект «Особый ребенок», материально-технические условия и обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, технологии деятельностного типа, психолого – педагогическое сопровождение.

Все чаще можно встретить выражение «инклюзивное общество», означающее такое состояние социума, когда представители самых разных слоев населения имеют возможность принимать участие в максимально широком спектре общественной жизни. Безусловно, одним из ключевых компонентов создания инклюзивного общества является создание такой системы образования, в которой каждый ребенок с особыми потребностями будет иметь возможность нормально социализироваться и развиваться в оптимальной и щадящей среде. Инклюзивное общество позволяет ребенку достичь своего максимального потенциала и занять в социуме достойное место в соответствии со своими склонностями и предрасположенностями.

С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 года - 636 тысяч детей-инвалидов. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

(Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#)

Руководствуясь статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в нашей образовательной организации созданы условия социально-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом в развитии, обеспечивающие адекватные и равные с обычными детьми возможности для получения образования в соответствии с Федеральным государственным   образовательным стандартом дошкольного образования.

В рамках Программы развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга, а также Программы развития ГБДОУ детского сада № 79 администрацией и педагогами учреждения разработан и осуществляется проект «Особый ребенок», целью которого является: создание условий для организации безбарьерной среды для успешной адаптации и социализации в обществе детей со сложным дефектом.

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями конкретизированы в задачах:

1) Коррекция несформированных высших психических функций: внимания, восприятия, памяти; эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций.

2) Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.

3) Снижение эмоционального и мышечного напряжения и тонуса; укрепление и закаливание организма; формирование координации двигательных навыков.

4) Развитие коммуникативных навыков в коллективе при взаимодействии с педагогами и детьми с целью профилактики социальной дезадаптации [3; с.5].

На сегодняшний день нами разработана система мероприятий, способствующая успешной социализации детей в образовательном пространстве ДОО. Созданы, прежде всего, кадровые условия:

  • достаточный уровень психологической готовности руководителя и коллектива к работе с детьми со сложным дефектом в развитии;
  • наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинского персонала);
  • возможность повышения квалификации педагогов в области интернальной (внутренней) интеграции и инклюзивного образования;
  • взаимодействие с семьями (цель: повышение педагогической грамотности родителей, показать динамику развития детей, используя индивидуальные консультации по запросам, рекомендации, посещение открытых занятий, семинары-практикумы, тренинги, совместные досуги).

Все дети в группе разные, поэтому мы используем индивидуальный подход. Важно принимать индивидуальность каждого ребенка, учитывать все возможности, поэтому для каждого ребенка в группе мы создаем такие условия, которые необходимы для удовлетворения его особых образовательных потребностей.

Огромная роль в реализации проекта «Особый ребенок» принадлежит медицинскому персоналу и педагогам, имеющим соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития; к ним относятся учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель; врач-невролог, старшая медсестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК.

Невозможно заниматься реабилитацией детей со сложным дефектом в развитии в одиночку – это задача медицинская, педагогическая и социальная.

Реализация проекта начинается с экскурсий и целевых прогулок в рамках ДОУ с целью расширения образовательного пространства для детей со сложным дефектом в развитии: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, физкультурный и музыкальный залы, сенсорная комната.

Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя в рамках проекта решает задачу эмоционального развития детей. Слушание и движение под музыку создают условия для разнообразных ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение и проявление детьми собственной активности. В рамках проекта были проведены досуги и праздники, такие как: «Музыкальная шкатулка», «Праздник урожая», «День матери», «Чья мама лучше», «Здравствуй, елка!», «В гостях у сказки», «Кто сказал мяу?», «Выпуск в школу», «День Победы», «День защиты детей».

Взаимодействие детей со сложным дефектом в развитии с детьми других групп дошкольной организации проводится в рамках интернальной (внутренней) интеграции и представляет собой организацию совместной деятельности детей: досуговой, изобразительной, театрализованной и игровой. В процессе такой деятельности решаются две важнейшие задачи: для детей со сложным дефектом – расширение образовательного пространства необходимого для социализации и адаптации детей в обществе; для других детей образовательной организации – повышение уровня толерантности, принятия детей других, не таких как они сами.

Социальная адаптация детей со сложным дефектом в развитии проходит успешно благодаря активному участию родителей в образовательной деятельности. Работа с родителями ведется в четырех направлениях: изучение семьи и ее образовательных потребностей; информирование о достижениях и перспективах развития ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При взаимодействии с семьями воспитанников мы используем разнообразные формы работы, такие как оформление тематических стендов, активное общение через официальный сайт образовательной организации, подбор литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОО дни открытых дверей, проведение консультаций специалистов и медицинского персонала. Также мы используем интерактивные формы: тренинги, родительский клуб, совместные праздники, круглые столы, праздники/досуги, семейные проекты, выставки совместных работ, создание книг-самоделок «Книга памяти», альбомов «Что в имени тебе моем…», семейная мастерская «Осенняя фантазия».

Хорошей возможностью расширения образовательного пространства является участие воспитанников и педагогов в районных и городских творческих конкурсах, таких как «Мы вместе», «Экофест», конкурсы детских рисунков.

Важной частью проекта является взаимодействие с социальными партнерами, такими как Кафедра олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, попечительский совет ДОО, театральная студия «Радуга» при ПМК «Факел» ГБУ ПМЦ «Лигово» (показ кукольный спектаклей); центр «Гармония» (шоу мыльных пузырей), планетарий (шоу «Космос глазами детей»).

Для реализации проекта в ДОО созданы необходимые условия, которые выражаются в организации специальной среды для обучения и воспитания детей с ОВЗ, условий жизнедеятельности, наличии необходимого оборудования, коррекционно-развивающих программ.

В группе и ДОО созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также правилам пожарной безопасности: группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже, имеют отдельный подъезд с оборудованным пандусом для въезда и спуска колясок; групповые площадки для детей со сложным дефектом располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений.

Все оборудование и оснащение соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. Для детей используются технические средства реабилитации (вертикализаторы, брусья «Первые шаги», кресло-коляска, ортопедические стулья и столы, комплект приспособлений для занятий детей - инвалидов СН -37, кровати с бортиком, разнообразные ходунки и «крабы», сухой бассейн, массажные шарики, массажные дорожки/коврики,  гимнастические мячи  и др. оборудование), помогающие им выйти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать ограниченные возможности здоровья, адаптироваться социально. Большое внимание уделяется организации деятельности в системе двигательной реабилитации, системе профилактических мероприятий: общеукрепляющий массаж, проведение ЛФК с применением специального игрового оборудования, в соответствии с индивидуальными назначениями врача.

В образовательном процессе используются следующие технические средства обучения: магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.

В своей работе мы используем учебно-методический комплект, который составляют: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л. Б. Баряева; О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова). Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа Каролина (для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями) /под ред. Н.Ю.  Барановой. – СПб. Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. Нэнси М.Джонсон – Мартин, Кеннет Г. Дженс.

В коррекционно-развивающей работе активно пользуемся современными технологиями деятельностного типа: коммуникативные игры, психогимнастика, пальчиковые упражнения с элементами массажа, театрализованная и проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, элементы исследовательской деятельности, технология организации отобразительных игр.

При создании развивающей предметно-пространственной среды мы руководствуемся нормативными документами, прежде всего это ФГОС ДО.

В соответствии со стандартом (п.3.3.4.)  развивающая предметно-пространственная «среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [2, с.16].  Для достижения принципа насыщенности среды особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями. Среда трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. Материалы полифункциональны, используются разнообразно; имеется большое количество мягких модулей. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств для игры, движения, конструирования, уединения. Особое место отводится реализации принципа доступности среды, которая предполагает: доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах) и в прозрачных контейнерах. Также наиболее важным является принцип безопасности предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

По мнению Л.С.Выготского, аномальное развитие - не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив ДОО определяет следующие перспективы работы по сохранению и укреплению здоровья детей со сложным дефектом в развитии в процессе их развития и социализации:

  • повышение социальной компетенции ребенка в рамках единого педагогического процесса при использовании специальных мер воздействия, направленных на формирование умений и навыков социального поведения;
  • создание условий для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптации его к социальной среде через процесс воспитания и обучения;
  • обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в группы ДОУ;  
  • разработка методического обеспечения для обучения и социальной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;
  • осуществление поддержки семьи, через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж;
  • создание благоприятного микроклимата в окружении детей со сложным дефектом в развитии.

 «Если такую работу для детей с ограниченными возможностями здоровья не развивать, то утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего общества» [4, с.108].

Список литературы

  1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
  4. Сарсенбаева А. А. Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 106-109.
  5. Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития» / авт.-сост. А.А.Наумов [и др.]. – Изд.2-е, испр.и доп. – Волгоград: Учитель, 2015. – 351 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ и родителей, группы со сложными дефектами. Тема: «Смешарики на дороге».

Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения. Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ, тренировка навыка социального общения детей и родителей. Задачи:1.Закр...

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"...

Создание условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития детей в группах со сложным дефектом в развитии.

В статье рассматривается возможность построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложными дефектами в развитии...

Конспект НОД по обрывной аппликации "Разноцветные бабочки"для детей 1 группы со сложным дефектом.

Конспект НОД по обрывной аппликации "Разноцветные бабочки"для детей 1 группы со сложным дефектом....

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Мой безопасный мир»

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и эколог...

Кружок "Волшебные ладошки "для детей 1 группы со сложным дефектом.

Кружок "Волшебные ладошки" для детей 1 группы со сложным дефектом....