Работа педагога-психолога с проявлениями тревожности у ребенка дошкольника
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Боголюб Людмила Викторовна

Описание случая из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehovaya_korobka.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с проявлениями тревожности у ребенка дошкольника (описание случая из практики)

 Бывает так: родители уделяют много внимания ребенку, стараются для него создать оптимальные условия, относятся к его чувствам и переживаниям с пониманием, но, тем не менее, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Это может выражаться в повышенной тревожности, плаксивости, которую многие педагоги и родители могут принять за капризы. У ребенка может нарушиться сон, аппетит. Он может плохо привыкать к новой обстановке, быть неуверенным, застенчивым (особенно это проявляется во время занятий), при общении относиться с недоверием к сверстникам.

Зачастую родители не знают, в чем причина такого поведения, как помочь своему ребенку. Они обращаются к педагогу-психологу с большими опасениями и собственными тревогами за ребенка. Но здесь мы имеем дело уже со следствием. Причины этого родителям непонятны.

     Зачастую, отдавая ребенка в детский сад, неготовыми к этому становятся сами родители. Они излишне тревожны сами, очень боятся за своего ребенка. Считают, что если ребенок не хочет расставаться с мамой утром и плачет, значит ему очень плохо в детском саду. Иногда бывает, что они  не решили для себя, нужен ли  вообще детский сад их ребенку, при любой возможности и желании ребенка оставляют его дома, откладывая собственный выход на работу на потом. Такие дети очень долго привыкают к детскому саду. Для них домашняя обстановка становится привычной.

Как пример приведу случай из практики. Ребенок из подготовительной группы, зовут Кирилл, спокойный, тихий, ласковый мальчик. Хорошо рисует, мастерит, начитан. С детьми не конфликтует, но предпочитает играть в тихие игры один, либо с одной из таких же спокойных девочек. Детский сад регулярно начал посещать недавно, мама часто не приводила его в садик, исполняя желание ребенка остаться дома. По утрам, собираясь в детский сад, Кирилл плакал, уговаривал маму остаться дома.   Рассказывал ей о том, что  боится не выполнить задания воспитателей (хотя в целом он хорошо справлялся с ними).    Дело дошло до того, что мальчика начинало тошнить и они стали приходить в детский сад позже на час, к моменту занятий. Скажу сразу, что здесь мама допустила очередную ошибку: ведь у ребенка не было времени освоиться, плавно включиться в коллективную занятость: игры, зарядку и т.д

     Мы стали вместе с мамой Кирилла разбираться в причинах такого его поведения. Ведь по вечерам, когда она приходит за Кириллом, он встречает её в хорошем настроении.  

     Когда мы стали анализировать вместе с мамой ситуацию, она пришла к выводу, что во многом,  сама спровоцировала такую реакцию ребенка.    

Как же помочь ребенку справиться с его неприятными переживаниями, с чувством тревоги?

На помощь может прийти рисуночная арт-терапия. С помощью рисования можно помочь  ребенку отреагировать свои эмоции, выразить их вовне.

Вот как мы это делали с Кириллом (фрагмент беседы с ребенком):

- Скажи, Кирилл, когда ты остаёшься дома и не идешь в садик, тебе нравится это?

Кирилл: Да, нравится.

-А чем ты занимаешься в такое время?

Кирилл:  Я играю, делаю опыты.  

- Интересно! А если бы можно было выразить цветом твои чувства в это время, то какой это был бы цвет или цвета?

Кирилл: Это ярко желтый цвет!

- Хорошо. ярко желтый… Возможно, это чувство имеет какую-то форму?

Кирилл: Да, оно круглое.

-Как шар?

Кирилл: Да. Желтый шар.

- А из чего сделан этот шар?

Кирилл: Он меховой, тёплый, мягкий.

- Получается желтый меховой, теплый, мягкий шар – это какое чувство?

Кирилл: Это спокойствие!

- Давай нарисуем твое спокойствие.

Кирилл с интересом и удовольствием нарисовал шар, который был символом его спокойствия.  Важно, что в это время ребенок  находит ресурсное состояние, это его опора. После этого переходим к следующему этапу: проработке негативных эмоций, которые  беспокоят ребенка.

- Кирилл,  а когда мама будит тебя утром в детский сад и когда вы идете по дороге к нему, какие чувства ты испытываешь? На что это похоже? Какого цвета, какой формы?

Кирилл, подумав: Это черного цвета, квадратная коробка из металла.

 - А если пофантазировать и представить, что ты прикасаешься к этой металлической, черной коробке, то какие чувства ты испытываешь, на что это похоже?

Кирилл: Неприятно. Она холодная, страшная.

- Да, Кирилл, неприятно увидеть и прикоснуться к такой коробке, мне тоже было бы страшно. А давай нарисуем ее, чтобы и я  могла увидеть, как это выглядит.

Кирилл рисует (он очень любит рисовать красками, для этого рисунка они были ему предоставлены).

- Смотри, теперь  можно взять два рисунка, посмотреть на них внимательно и нарисовать третий рисунок. Этот рисунок объединит оба предыдущие и, я думаю, получится забавным. Мы сейчас с тобой будем рисовать  желтую меховую,  мягкую коробку. Ты хочешь на это посмотреть?

Кирилл с интересом. Да, попробую.

В процессе рисования Кирилл прорисовал ворсинки вокруг коробки, делая акцент на том, что она меховая. Третий рисунок Кирилла помог ему по-другому отнестись к своим переживаниям.  Оказывается, он теперь сам может «смягчить» этот страх. Его понимают, за это стыдиться не нужно.

Страх нам дан для того, чтобы мы были осмотрительными, осторожными. Но вот только наша осторожность не должна превратиться в нерешительность. И посмотри, сейчас, во время рисования ты смог его изменить. Значит, ты можешь управлять им и победить его!

Кирилл с радостью! Да я уже однажды смог победить свой страх когда мы с мамой ходили на выставку пауков. Я смог подержать в руке вооот такого большого паука!

- Давай вместе подумаем, что помогло тебе помочь преодолеть страх?

Кирилл: Вот, когда я знаю ответ на вопрос, но боюсь отвечать, я думаю о том, что надо победить свой страх. А если это у меня получается, я очень радуюсь. - Да, получается, что ты можешь опираться на себя, когда принимаешь решение преодолеть свой страх?

Кирилл: Да, на самого себя, хоть это бывает трудно.

- Отлично, смотри, когда ты в следующий раз будешь испытывать такие-же  неприятные переживания,  ты можешь вспоминать свой третий рисунок, давай, его назовем «Меховая коробка»!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.

Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Из опыта работы педагога-психолога Антоновой Т.А. «Как избавить ребенка от вредной привычки?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность(если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойствомопределяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной.К.Д....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Использование телесно-ориентированных игр для коррекции проявлений гиперактивности детей в работе педагога-психолога в условиях ДОУ

Опыт использования  телесно -ориентированных игр и упражнений педагогом-психологом детского сада при работе с СДВГ....

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...