«Алалия. Коррекционная работа при алалии»
статья по коррекционной педагогике

Куригян Карина Сергеевна

1. Введение

2. Виды алалии

         2.1 Сенсорная

         2.2 Моторная алалия

         2.3 Смешанная

3. Причины

4. Симптомы и признаки алалии у ребенка

5. Диагностика

6. Лечение и коррекция

         6.1 Логопедическая коррекция и массаж

         6.2 Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

7. Система коррекционного воздействия при алалии

8. Профилактика

         8.1 Прогноз

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alaliya.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Алалия. Коррекционная работа при алалии»

План.

1. Введение

2. Виды алалии

        2.1 Сенсорная

        2.2 Моторная алалия

        2.3 Смешанная

3. Причины

4. Симптомы и признаки алалии у ребенка

5. Диагностика

6. Лечение и коррекция

        6.1 Логопедическая коррекция и массаж

        6.2 Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

7. Система коррекционного воздействия при алалии

8. Профилактика

        8.1 Прогноз

9. Список литературы

Введение

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, нарушение слоговой структуры, аграмматизмы, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического

В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия — это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Классификация алалии.

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

-экспрессивную (моторную) алалию

-импрессивную (сенсорную) алалию

-смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Смешанная алалия

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), токсикозы, угроза самопроизвольного прерывания беременности, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы.

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

-невролог;

-педиатр;

-отоларинголог;

-психолог.

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга. Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

-ЭЭГ;

-рентгенографическое исследование;

-МРТ;

-эхоэнцефалографию;

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Лечение

Если диагноз подтвержден, то болезнь нужно лечить немедленно. Есть только один способ лечения. Терапия начинается с индивидуальных занятий с логопедом и одновременным принятием витаминов группы B.

Здесь ребенка учат:

-правильно произносить слова;

-выполнять различные речевые операции;

-делать артикуляционную гимнастику (рот, щеки, язык);

-акцентировать внимание на предметы;

-расширять свой словарный запас;

-соотносить предметы со словами.

Индивидуальные занятия должны продолжаться дома с родителями. Взрослые рассказывают и показывают на предметы, а ребенок за ними повторяет. При алалии малыш испытывает сильное психическое расстройство, поэтому ни в коем случае нельзя его заставлять насильно говорить, если он сопротивляется.

Лечить алалию также можно с помощью медикаментозной терапии или в редких случаях народными средствами. Медикаментозное лечение начинается с применения ноотропных лекарств. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают защитные функции мозга от неблагоприятных последствий.

Так как препараты оказывают психостимулирующее действие, их назначают в первой половине дня. Подбор оптимального лекарства осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного. Сильно выраженных побочных действий от ноотропных препаратов – не наблюдается.

Коррекция

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

-стимуляцию речевой активности;

-формирование словарного запаса;

-развитие фразовой и связной речи;

-занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания;

-логоритмику;

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

-лазеротерапия;

-магнитотерапия;

-ДМВ

-водолечение;

-электрофорез;

-Электростимуляция;

Система коррекционного воздействия при алалии

Методы коррекционного воздействия, направлены на развитие речи и личности ребёнка. Коррекционную работу нужно начинать с раннего дошкольного возраста. Очень важно с самого начала включать в работу родителей и знакомить их с необходимыми игровыми приёмами взаимодействия с малышом.

Основной методикой, для вызывания у ребёнка повторения звука, является обучение чтению на самом раннем этапе. Параллельно ведётся работа по преодолению артикуляционной апраксии и коррекции мелкой моторики.

Коррекционная работа предполагает этапы:

1. Первичный контакт. Это адаптационный период работы по формированию взаимодействий ученика, педагога и родителей. Параллельно проводится дополнительное обследование.

2. Развитие познавательной деятельности.

На этом этапе вызывается подражательная речевая деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширяется объём понимания речи.

3. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетным картинкам. Используются серии сюжетных картинок.

4 этап: обучение чтению

Идёт по трём направлениям: - глобальное; послоговое; аналитико-синтетическое.

Приёмы аналитико-синтетического чтения дают возможность сосредоточить ребёнка на звуковой стороне речи. Послоговое помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением, но вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение.

При обучении чтению используем следующие виды работ:

1. Чтение автоматизированных энграмм.

Семейный альбом с подписями фотографий как дидактический материал.

2. Чтение слов.

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.

3. Понимание письменных инструкций.

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Например: схема тела « Покажи нос ». « Покажи глаза»

4. Чтение предложений.

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Послоговое чтение - Используются открытые и закрытые слоги.

Чтение таблиц из открытых и закрытых слогов.

Аналитико-синтетическое чтение - система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

Пример упражнения: Изготавливаются маленькие карточки-рыбки с печатными буквами, которые в уголке прошиваются степлером. Ребёнок, с помощью магнита на металлическую скобку, ловит рыбку, т. е. букву, и чётко проговаривает её. Это упражнение помогает дольше фиксировать взор ребёнка на букве и позволяет расширить спектр произвольных действий.

Комплексные виды работ, включающие все виды чтения: Такие упражнения очень полезны, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Для работы изготавливаются карточки с картинками и соответствующими им словами.

Пример упражнения: под картинкой кладётся соответствующее слово.

Мы чётко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребёнок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладёт на последнюю букву в слове.

Так же как и при формировании других форм речи, у детей алаликов становление фразовой речи происходит замедленно, ребёнок не может самостоятельно оформить свою мысль, поэтому его необходимо научить правильно составлять простое предложение. Для этого подбираются глаголы, с которыми ребёнок знаком, и использовать такие задания: например, берутся игрушки в виде человечков в различных позах, имитирующие действия людей и картинки с нужными глаголами форме третьего лица, настоящего времени, единственного числа. Ребёнку предлагается разложить карточки с соответствующими глаголами к каждой игрушке изображающей действие и озвучить его.

Задания с глагольными загадками требуют невербальной, произвольной деятельности ученика, по уровню которой логопед может оценить, насколько ребёнок овладел данной лексикой.

Можно использовать такие виды заданий: для работы готовятся двусторонние карточки. На одной стороне наклеиваются картинки животных, предметов или людей; на другой печатаются глаголы, обозначающие действия на картинках. Карточки лежат картинками вверх. Например: на вопрос - « Кто лает и сторожит?»- ребёнок отвечает одним словом - «собака» и показывает. Картинку переворачивает, по написанным словам определяем, правильность ответа.

Одновременно на всех этапах идёт формирование грамматического строя речи ребёнка. Здесь вводятся зрительные знаковые символы.

1уровень - Сочетания из существительного и прилагательного.

Перед ребёнком лежит игровое поле, разделённое на 4 – 10 ячеек разного цвета. Отдельно соответствующее количество контурных картинок на прозрачном материале. При наложении прозрачного квадратика на раскрашенное игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет. С помощью аналогичных заданий составляем словосочетания: ( «красное яблоко», «синий шарф»); простые нераспространенные предложения:

( «Лягушка прыгает.»,«Самолёт летит.»).

2 уровень - Словосочетания из существительного, прилагательного и числительного.

Усложняется игровое поле. В цветные квадраты добавляются цифры 1, 2. Составляются словосочетания: («Один синий шарф», «Два красных шарфа»).

3 уровень – Словообразование, к словам добавляются суффиксы.

4 уровень - Добавляется согласование прилагательного с существительным с помощью цвета и рисунка: ( «Красная роза», «Синий карандаш»).

5-й уровень- Словообразование приставочных глаголов:(«у(шёл),при (шёл)»).

Следующий этап- формирование монологической речи. Практика составления плана начинает формироваться в процессе оречевления действий при их выполнении. В качестве более сложного плана используются серии сюжетных картинок.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Методика коррекции предполагает постоянное корректирование программы занятий, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Лечение предполагает комплексный подход: специалисты совместно составляют программы, разрабатывают методы коррекционного воздействия. При этом дети получают медикаментозную терапию, различные виды массажей, на музыкальных занятиях логоритмики специалист работает над развитием темпа, ритма, общей и мелкой моторики. С первого дня занятий к работе подключают родителей, им дают необходимые рекомендации для работы с ребёнком в домашних условиях. Такая ранняя комплексная система работы при алалии обеспечивает формирование речи как средства коммуникации и развитие психической деятельности в целом.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

  • постоянно наблюдаться у гинеколога;
  • внимательно следить за протеканием беременности:
  • принимать витамины и назначаемые лекарства;
  • не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
  3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
  4. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.
  5. Беденко Г.В., Поваляева М.А. «Педагогическая диагностика и коррекция речи». Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ, 1997.
  6. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М.: 1972.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий...

Психолингвистические методы коррекционной работы с алалией

В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутренне-речевые процессы со специальным...

Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.

Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком....

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, осложнённое дизартрией и моторной алалией.

В материале описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми , имеющими речевые отклонения. Рассказывается о этапах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ. Чётко описывается перечень документации, ...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Система коррекционной работы по преодолению алалии.

С чего начать работу с неговорящими детьми, на какие направления коррекционной работы обратить внимание на начальных этапах. Данный материал предназначен для родителей и логопедов....

Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией

В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией....