Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конорова Татьяна Анатольевна

«В Стране веселых гласных звуков».

 Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных»

 для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающие цели и задачи занятия.

1.    Закрепить знания детей о гласных звуках, закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].

2.    Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.

3.    Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.

4.    Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.

5.    Развивать зрительное, слуховое восприятие.

6.    Развивать межполушарное взаимодействие.

7.    Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

8.    Обогащение экспрессивного словаря по теме «Животные».

Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya1.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

«В Стране веселых гласных звуков».

 Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных»

 для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающие цели и задачи занятия.

  1. Закрепить знания детей о гласных звуках, закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].
  2. Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.
  3. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  4. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
  5. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  6. Развивать межполушарное взаимодействие.
  7. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
  8. Обогащение экспрессивного словаря по теме «Животные».
  9. Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Материалы и пособия:

  • схемы маски настроения;
  • красные ленты;
  • дидактические картинки «Гласные звуки» по Агранович;
  • предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками - экскаватор, утка, аист, иглы, окна, медведь (по количеству детей);
  • карточки букв;
  • буквы разрезанные на детали;
  • предметные картинки: рысь, бык, лось, кот, гусь, рак, лис, лоб, нос, дом, дым, кит, сок, бак, сыр, мак, лук, сук, бок, жук;
  • парные картинки: павлин-ворона, белка-лиса, дятел-баран, свинья-воробей, слон-бегемот, конь-лев, лев-петух, енот-крокодил, петух-кенгуру, сова-комар, лягушка-воробей, медведь-слон, заяц-черепаха, медведь-волк, жираф-ёж, соловей-медведь, ёж-слон, волк-жираф;

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дидактическая игра «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

- Дети, я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно это или не правильно. Затем можно сесть на своё место:

- Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

II. Основная часть.

Развитие мимической мускулатуры.

Используем маски настроения.

http://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/517467/img1.gif

- Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

Дети нахмуривают брови.

 А теперь повторим нашу зарядку несколько раз под стихотворение:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Сообщение темы

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Показ картинок

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет малышка Аня. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а]. Логопед предлагает успокоить малышку нескольким детям, пропев звук [а].

Логопед:

Широко откроет рот,

Песню голосок споет – АААА

Наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем голосом, значит, звук [А] - гласный звук.

Логопед: Ребята, а вот у девочки Оли заболели зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?

Дети: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо].

Логопед:

Голосок откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Наши губки как кружок, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [О] - гласный звук.

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, она даже улыбаться начала и захотела спать. Спою ей колыбельную:

Баю-баюшки - баю,

Не ложися на краю

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок

Давайте вспомним, как воет серенький волчок.

Дети: [у]

Логопед: Давайте споём песенку волка громко, а потом тихо.

Дети: Тянут звук О сначала громко, потом тихо.

Логопед:

Сдвинет голосок губы трубочкой,

Пропоет он звонкой дудочкой - УУУУ

Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [У] - гласный звук.

А вот кто это к нам в гости идёт и подарки нам везёт, приехал к нам ослик Искорка. Давайте вспомним, как Искорка поёт свою песенку.

Дети: [иии]. Дети длительно тянут ниточку [ииии].

Логопед: 

Губки улыбаются,

Зубки появляются - ИИИИИ

Наши губки улыбаются, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [И] - гласный звук.

Логопед: Еще с осликом к нам приехал котёнок, а зовут его Эдик, он оказывается шалун и пока Оля спала, он разбросал её краски, как Оля ругает Эдика?

Логопед: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ]

Дети: [эээ]. Дети длительно тянут ниточку [ээээ].

Логопед:

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

“Ну – ка спой мне песню – Э”

Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Э] - гласный звук.

Дети, мы с вами продолжаем наше путешествие в Страну гласных звуков.

Сядем на пароход и поплывём, как гудит пароход, нас в дорогу зовёт:

Дети: [ыыы]. Дети длительно тянут ниточку [ыыыы].

Логопед:

Если голосок ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Наш ротик открыт воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Ы] - гласный звук.

Занимаем места на пароходе приготовили наши двигатели кулачки Поехали – поплыли!

Упражнение на развитие моторики, координации движений

Сели мы на пароход                                (сложить ладони лодочкой

И поплыли мы вперёд                        (руки сжаты в кулачки,

Пароход гудит                                        вращение друг от друга)

Двигатель шумит

Кулачок ладошка постучим немножко                 (правая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

Кулачок ладошка постучим немножко                (левая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

А теперь быстрей, быстрей,                                (Обеими руками)

Постучим мы веселей

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки плыли с нами на пароходе, какие звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Логопед  дублирует произнесение звуков показом ручных символов.

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды.

А мы с вами звуки знаем, и даже без голоса их определяем: дети по беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и показывают соответствующий звук ручным символом.

Давайте раз мы плыли с вами на пароходе по волнам поиграем в морскую игру «Звук волнуется», теперь вы будете мне без голоса показывать наши гласные звуки:

звук волнуется – раз                        раскачивают руками,

звук волнуется – два                         изображая волны.

звук волнуется - три

во рту звук О – замри.                Имитируют произнесение звука

 без голоса.

Игра проводится со всеми гласными звуками.

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед: Дети, посмотрите, мы приплыли в Страну гласных звуков и сразу попали на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,
Сели все в кружок.

Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Дети садятся в круг. Перед ними лежат конвертики, с приклеенными тонкими полосками из цветной бумаги, под ними спрятана в прозрачном кармашке картинка

Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Ребёнок называет картинку и гласный, с которого она начинается, затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

Соотнесение гласных звуков с буквой. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите себе букву - символ звука, с которого начинается ваше слово, звуки слышим - буквы пишем. Дети выбирают букву, подходящую к слову на конверте.

Логопед: Дети, давайте посмотрим, какие буквы у наших гласных звуков, я стих вам буду рассказывать, а вы мне буквы показывать.

Логопед произносит стихотворение, предварительно предложив детям сопровождать чтение символами гласных звуков, показывая свою букву.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать (ААА) и закричать (ООО),

Громкий гудок паровозу подать (УУУ),

Нежно лошадкой могут заржать (ИИИ),

Эхом далёким в лесу отвечать (ЭЭЭ),

Даже медведем могут рычать (ЫЫЫ)

Логопед: Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим буквам, придумайте слова на ваш звук. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука, как буква в руке.

Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки

Логопед: Наши приключения еще не закончились.

Ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, а каждый со своей буквой, отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.

Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)

Логопед: Посмотрите на эти домики, в Стране гласных звуков переполох, животные, которые здесь живут, потеряли свои квартиры, давайте поможем им заселиться, каждое животное может занять квартиру только со своим гласным звуком, он светится в окошке. Дети расселяют картинки: рысь, бык, лось, кот, гусь, рак, лис, кит.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?

Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

А теперь к нашим жителям в гости пришли ещё друзья животные, давайте послушаем стихи, посмотрим картинки и попробуем их отгадать.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью...(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал...(воробей).

Над лесной поляной

Ночью

Долго слышался

Кошмар:

Ухал, ахал,

Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осоку

В речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесом

Солнца луч потух,

Крадется

Царь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

Логопед: Чтобы выполнить следующее задание в нашей Стране гласных звуков, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.

На суку сидит,
На всех глядит.

Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.

Закрепление произношения гласных звуков

Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

– Какой гласный звук в слове кот? (Логопед выставляет картинку кота).

Дети:[о]

Логопед ставит букву [о], затем заменяет его букву [и]. – Во что превратился кот?

Аналогично проводится “превращение” следующих слов:

Кот —> кит,         дом —> дым,         ухо —> эхо,

бык —> бок,         бок —>бак,         сок —> сук

Логопед: Ой, посмотрите- ка, ребята, какой ветер налетел на нашу весёлую Страну и что это случилось с нашими буквами

Какие буквы странные,

Совсем как иностранные!

Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?

- И!

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

У – улитка на дорожке-

Смело выпустила рожки.

Уходите – ка с пути!

Не мешайте дом везти!

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны

Взял я лук и крикнул: - Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

- Э – Э – Э!

III. Итог занятия

Логопед: Вот наше путешествие и закончилось. Мы повторили гласные звуки, починили их буквы и навели порядок в их Весёлой стране. В стране, каких звуков мы путешествовали? Пора нам отправляться домой, сядем снова на пароход, пусть домой он нас везёт.

Сядем мы на пароход                                (сложить ладони лодочкой

Пусть домой нас отвезёт                        (руки сжаты в кулачки,

Пароход гудит                                                вращение друг от друга)

Двигатель шумит

Кулачок ладошка постучим немножко                 (правая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

Кулачок ладошка постучим немножко                (левая рука)

Кулачок ладошка постучим немножко

А теперь быстрей, быстрей,                                (Обеими руками)

Постучим мы веселей

Мы помашем вам рукой

Всем пока, пошли домой!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых шаров и мячей»

Великая ценность каждого человека – здоровье. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений ...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "В стране веселых мячей"

Итоговое занятие по физической культуре в рамках проекта "Мяч" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В стране веселых мячей"

Движение — это то, без чего невозможно полноценное развитие ребёнка. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, кроме обязательного элемента непосредственной образовательной деятел...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Кукла Аленка и гласные звуки»

Программное содержание:Дать понятие о гласных звуках;Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком....

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых мячей»

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста«В стране веселых мячей»...

Обобщенный опыт работы по теме "Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»

Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»...