Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Иванова Руслана Геннадьевна

Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста. 

Задачи:

-Развитие мелкой моторики, пластики;

-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;

-Развитие воображения и творческой способности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №133 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога

с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)

                                                                       

                                                                        Педагог-психолог: Иванова Р. Г.

Санкт-Петербург

2020 год.

Конспект занятия педагога-психолога ДОУ с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)

 Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста.

Объект исследования: состояние эмоциональной сферы ребенка.

Предмет исследования: формы проявления эмоций у детей среднего возраста.

Задачи:

-Развитие мелкой моторики, пластики;

-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;

-Развитие воображения и творческой способности ребенка.

        Эмоциональная сфера ребенка характеризуется: легкой отзывчивостью на происходящие события и отзывчивостью восприятия и воображения. А песочная анимация развивает не только мелкую моторику, но и приносит огромную пользу.  

        Мелкая моторика и развитие речи напрямую зависят друг от друга. Чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше он будет говорить.  Для исследования была применена: Диагностики для младшего дошкольного возраста «пальцевый» тест врача A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей». Ребенка просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

        Перед началом основного занятия проводятся упражнения на разработку пальчиков малышей: повторение фигур из пальцев

1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

 3. «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

4.«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

         Все упражнения выполняются после показа педагога- психолога.

 При выполнении сложных фигурок, необходимо, помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев.

Упражнения на дорисовывание 

1. Дорисуй прямую линию;

2. Дорисуй волнистую линию;

3. Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, обращается внимание, на то, как ребёнок держит пальчик, какой рукой пользуется, как он продолжает линию - с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

 Упражнения на координацию движений. 

1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как необходимо выполнить это упражнение.

Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счѐт 1, 2, 3;

2. Посолим суп (ребёнок берет песочек и солит поверхность стола).

 Данные упражнения являются и замечательной методикой проведения обследования развития мелкой моторики у детей.

 (+) – 1 балл – с заданием справился;

 (-) – 0 баллов – с заданием не справился;

 (=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

 2 - балла и ниже – низкий уровень;

 2-2,5 баллов – средний уровень;

 3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются.  Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

 2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

       История с песочным совенком

Этапы: Подготовительная, основная, рефлексия.

Сопровождение: Музыкальный фон «Звуки леса»

Ход занятия:

Прочтение сказки: «Маленькие воспитательные истории о жителях Большого леса, рассказанные тётушкой Совой и домовенком Непослухой»

1. Работа с песком:

2. рисование на песке героев сказки

3. Обсуждение рисунков

4. Просмотр готовой работы. Рефлексия

1. Организационный момент:

Рассуждения о мудром, маленьком совенке, который помогутенку выбраться из темного леса.

2. Раскадровка по содержанию сказки: 

Необходимо распределить образы героев, для рисования, сказки по желанию детей.

3. Основная часть:

 Педагог – психолог: О чем мы хотим рассказать в наших песочных рисунках? Подсказка детям (Мы хотим рассказать, о том, как необходимо помогать другим, в трудной ситуации). Дерево нарисованное детьми надо расположить вначале, как общий вид, затем вблизи, чтобы хорошо был видно облачко, которое ассоциируется с дождиком и грустным настроением утенка.

 4. В ходе занятия идет наблюдение за эмоциональным состоянием детей:

В возрасте трех лет, дети, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознают и понимают. Не полностью умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Средний возраст отличаются частой сменой настроения. У большинства преобладает умеренная, экстраверсия, что говорит о том, что они больше ориентированы на окружающий мир, позитивны, открыты в эмоциональных проявлениях. Также большинство детей имеет высокую и среднюю эмоциональную устойчивость, что является хорошим результатом занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность: НОД «Мой мир добра»(С элементами песочной терапии)

Аннотация: Конспект коррекционнно-развивающей деятельности направлен на закрепление у детей понятия добро, миролюбие, уважение, дружба. формированию навыков саморегуляции....

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Технология эффективного погружения в занятия дошкольников с помощью техник релаксации и концентрации внимания.

Технология позволяет плавное вхождения в деятельность группы детей . Она направлена  на  развитие концентрации внимания, самодисциплину, тренировку силы воли и повышение настроения группы...