Изотерапия в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения
консультация по коррекционной педагогике

Консультация предназначена для всех специалистов, занимающихся с детьми, имеющими нарушение зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «Изотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.

2020 год

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира, характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Сохранять зрение, учить ребёнка рационально им пользоваться, развивать зрительные функции и проводить профилактику зрительных нарушений – важные направления моей работы с детьми с нарушением зрения.

По мнению Л.И.Плаксиной, которая является ведущим специалистом по вопросам содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО – развивать зрительное восприятие нужно, не придумывая какие-то особые виды занятий, заданий, пособий, а в тех видах деятельности, которые присущи детскому возрасту. Я полностью разделяю данное утверждение и более того, убедилась в этом на практике. Именно использование элементов изобразительной деятельности и различных игр в работе с детьми с нарушением зрения способствуют созданию такой атмосферы, в которой дети непринуждённо реализуют свои потребности и возможности, тем самым формируются их коммуникативные способности.

Чем это обосновывается?

- Специфическая особенность изодеятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).

- Изодеятельность позволяет познавать цвет, форму, величину, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

- Процесс изодеятельности происходит на основе активного восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движения руки и глаз. В процессе такой предметно-практической деятельности формируется единая система « глаза-рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.

Всё это даёт возможность использовать данный вид детской деятельности как коррекционной и применять его на всех этапах лечебно-восстановительной работы, что я и делаю.

Изучив программу по развитию зрительного восприятия и по изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения, пришла к выводу, что содержание обоих разделов направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными. В связи с этим значительное количество занятий отведено предметному рисованию с натуры. Поэтому в своей работе стала использовать задания, связанные с изображением натюрмортов. Этот выбор не случаен. Проведённая мною диагностика по методике Н.М.Зубаревой, подтвердила факт, доказанный работами педагогов и психологов: С.Л.Руинштейна, А.А.Люблинской и др., что натюрморт более доступен и понятен детям. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображённых предметов, любоваться ими.

Свою работу с детьми с нарушением зрения по формированию зрительного восприятия вела поэтапно, от простого к сложному, учитывая  ндивидуальные возможности каждого ребёнка, как зрительные, так и познавательные. Причём задания подбирала с учётом этапов лечения:

 на плеоптике - упражнения на сравнение, на соотношение, локализацию;

 на ортоптике - упражнения на совмещение;

на диплоптике - рассматривание и узнавание изображений одного предмета в разных проекциях.

На занятиях, предшествующих непосредственному знакомству с натюрмортом, через игры и упражнения такие как: рассматривание открыток с цветочными композициями, иллюстраций книги А.К.Киятки «Искусство составления букета», слушание классической музыки в инструментальной обработке и подбор движений к её характеру, подводила детей к пониманию сущности понятия «композиция», то есть сочетание чего-либо: предметов, звуков, движений.    

Параллельно с этим проводила работу по совершенствованию цветовосприятия. Через дидактические игры: Живые лепестки», «В гостях у солнышка и Снежной королевы», «Волшебные краски», «Цветовая угадайка», «Оттенки», практические упражнения: «Сказочный волшебник», «Ковёр для волшебника», «Праздничный салют» закрепляли уже имеющиеся представления детей об оттенках, о светлотном ряде, о группировке цветов спектра на тёплые и холодные.

Такие упражнения как «Раскрась объёмные фигуры», «Раскрась посуду», «На какие геометрические фигуры похоже?» позволили сформировать у детей понятие о светотени и закрепить знания фигур, а также умение вычленять в окружающих предметах основные геометрические формы.

Практические задания типа «Раскрась композицию пряники, овощи», «Составь как у меня», «Составь букет», «Составь композицию» совершенствовали понимание сущности композиции и колорита. Так проводила работу над обогащением сенсорно-эстетических эталонов.

Прежде чем изобразить какой-либо предмет, учила детей его тщательному обследованию, стараясь задействовать как можно больше анализаторов. Например, рисованию овощного натюрморта «Морковь и лук», предшествовал ряд дидактических игр: «Узнай на вкус», «Узнай, что спрятано в мешочке», «Подбери подходящее слово», «На что похоже?».

Для того чтобы ребёнок выполнял задания с удовольствием, использовала такой приём как вхождение в образ. Так во время рисования цветочного натюрморта предлагала детям представить себя букетом. Ребята пытались найти соответствующую позу и рассказать,  какой получился букет.

Работа по рисованию сочеталась с рассматриванием репродукций. Более живому эмоциональному восприятию помогал очень интересный приём, предложенный И.М.Зубаревой, приём - «вхождения в картину». Я предлагала детям осмотреться, прислушаться, и это им удавалось довольно легко. Причём подобные путешествия доставляли массу удовольствий и позволяли приносить множество впечатлений и делиться ими.

Проводимая мною работа, способствовала тому, что к концу учебного года у детей с нарушением зрения произошли позитивные изменения по всем показателям. Дети стали свободно дифференцировать цвет, форму, величину. Овладели навыком узнавания предметов, изображённых в различных проекциях. Умением целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины. Также значительно повысился уровень развития мелкой моторики рук детей, они научились рисовать предметы разной формы, соотносить пропорции и пространственные признаки.

Таким образом, любимая детская деятельность – рисование способствует совершенствованию недостатков зрительного образа, развитию предметной деятельности и выступает средством формирования личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....

Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения вербальной коммуникации

Обучение дошкольников в группе со сложными дефектами использованию речевых коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы....

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...