Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лисина И.В.

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской  деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района

Тема: "Использование познавательно-исследовательской    деятельности   в работе учителя - логопеда"

 

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  можно  использовать познавательно-исследовательскую  деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными эмоциями,  положительным отношением  не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает  то,  что  было  получено  за  счет  собственных  поисков,  наблюдений  и исследований.

Анализ  моей  работы  показал,  что    логопедические  занятия  дают  большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать  что-то  увлекательное  и  интересное,  что  могло  бы  явиться  предметом собственного поиска    и  в  то  же  время  работало  на  коррекцию речевых  нарушений.  Нужно  только  подать  его  детям  так,  чтобы  побудить  их самих к находкам и открытиям.

Зачастую, на логопедических занятиях дети  бывают малоактивны: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций, дается им очень трудно и не вызывают интереса, поэтому познавательно-исследовательская    деятельность - это   метод позволяющий ребенку более эффективно  усвоить необходимый материал занятия.

Познавательно-исследовательскую   деятельность в процессе коррекционных занятий с детьми, мы  начинаем  с  исследования артикуляционного аппарата. Перед ребенком ставится задача – открыть рот и посмотреть, что там находится.

Во время исследований ребенок, сидя перед зеркалом,   самостоятельно изучает свой речевой аппарат, исследует губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо.

Особое внимание уделяется гортани, находят ее путем ощупывания пальцами  верхнего отдела шеи.

 2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается,  закрывается рот,   как сжимаются и растягиваются губы, как  и в каких направлениях двигается язык,  сам  выясняет, какие органы, участвуют в образовании звуков, исследует, как  функционируют  все  эти  структуры, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков, изучает профили  артикуляции  звуков,  анализирует,  сравнивает  разные  артикуляционные позиции

3. Завершить  работу можно  экспериментом, с помощью которого дети  

- выясняют, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если не двигать языком, или последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним.

- выясняют, что  при  произношении  разных  звуков  органы  артикуляции  (губы,  зубы, язык)  меняют  положение.  Например,  при  произнесении  звука  А  широко открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит, а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются;

- выясняют особенности положения органов артикуляции при произношении изучаемого звука.

Исследования артикуляционного аппарата происходит на индивидуальных и подгрупповых занятиях, причем может быть полезным не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. 

Данная деятельность помогает ребенку-логопату лучше понять, что он делает не  так  и что  нужно  делать, чтобы  правильно  воспроизвести  те  или  иные звуки.

На первый взгляд может показаться, что тут нет ничего нового, что все это логопеды и воспитатели делали и до введения ФГОС ДО. Принципиальное отличие старого подхода от нового заключается в формулировке цели занятия. Если раньше цель была  "объяснить детям, как образуется речь", то сейчас цель состоит в том, чтобы   "изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь".

В первом варианте центром образовательного процесса был педагог. Он  объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие, а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли задания, но оставались эмоционально пассивными.

Если педагог избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести со своим речевым аппаратом, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.

Например, предлагаю детям сделать губы трубочкой и произнести звук «А». Получится?...  Или,  расположить язык за нижними зубами  произнести звук «Ш».

Безусловно, когда мы детям все показываем и рассказываем, работа идет быстрее, но для осознания механизмов речеобразования  второй путь более интересен для детей и, как следствие, более продуктивен. Я в данном случае действую под девизом М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

Многолетний опыт работы показывает, что психологическая трудность у педагога заключается в том, что  на занятии инициатива отдается детям, так как педагогу приходится больше молчать.   Вышеназванное замечание не означает самоустранение педагога от образовательной деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только теперь она представляет собой не жесткую регламентацию деятельности детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда это сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры.

Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.

Итак, между постановкой задачи в начале занятия и получением ответа в конце, лежит сложная работа, как детей, так и педагога.

На занятиях у нас, изучение собственного речевого аппарата неизменно переходит в исследование речевого аппарата друг у друга: "Что там делается во рту у соседа?", "Почему у меня (у тебя) не получаются какие – то звуки?", "Покажи, как у тебя...".

Такое исследование нельзя рекомендовать как обязательное.  Его можно проводить только в том случае, если логопед заметил со стороны детей самостоятельные попытки заглянуть в рот другу, и тот с удовольствием поддерживает эту инициативу. Парная работа детей требует от педагога высочайшего такта и большой осторожности. Приказания и требования здесь недопустимы. Польза от  работы по типу "испытуемый – исследователь"

огромна: ребенок – логопат лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.

Таким образом,  главное преимущество занятий такого типа перед традиционными заключается в том, что у ребенка формируется самостоятельность: он сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам делает логические умозаключения, сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по – разному, в то время как в занятиях "доФГОСовского"типа все должны были работать одновременно и в каждый момент  выполнять одно и то же.

На занятиях нового типа никто не дает детям указаний и не сообщает им выводы в готовом виде. Задача педагога сводится к тому, чтобы создать условия для формирования "самостоятельности", не мешать этому.

Исследование звуков.  

Постепенно от исследования артикуляционного аппарата, переходим к исследованию звуков.

Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки разные по тембру, громкости, высоте. Это могут быть листы бумаги, издающие шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики и т. д. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить, готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков и др.

Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьируется:

    а) по количеству участвующих детей (один ребенок или несколько);

    б) по "ведущему"- тому, кто извлекает звуки (педагог, ребенок);

    в) по условиям проведения исследования (ребенок видит предмет,

        издающий звук, не видит его);

    г) по форме организации игры (на занятии, во время режимных

         моментов, в свободной деятельности).

В подобные игры, дети   играют с удовольствием.   В их процессе,  у детей совершенствуются  звуковосприятие, анализ  звуков и звукопроизношения, а тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: "А смогу ли я воспроизвести этот звук?"

Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.

Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ним лежат несколько предметов. Ребенок отворачивается, а педагог (другой ребенок) извлекает какой – либо звук и предлагает определить, что звучало. Проводя собственные исследования – проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину, у него формируется понимание своих возможностей: "Если я чего – то не знаю, то я могу узнать это путем собственных исследований".

Большой интерес у детей вызывает исследования речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того , чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты. Игра «Футбол», где тренируется способность регулировать силу воздушной струи.

      Игры такого типа позволяют решать три задачи:

  -  изучить физические свойства предметов;

  -  изучить собственную способность регулировать силу воздушной

      струи;

 - тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

Трансформация букв и слов.

Большие возможности, для развития познавательно – исследовательской деятельности детей, дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.

1.Конструирование букв.

На столе лежат палочки разной длины, пуговицы, карандаши, шнуры,  мозаика и иные предметы. Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы.

Во время работы  мыслительная активность детей очень высока. Сначала они работают по методу проб и ошибок, т.е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы. По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда дети, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.

Так в процессе исследовательской деятельности, логопедическая задача заключается в том, чтобы запомнить внешний вид и начертание букв и она решается легко и незаметно, как бы сама собой.

2. Трансформация букв.

Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы сделать другую. Можно эту работу проводить в виде соревнования: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т.е. к проведению мысленных экспериментов).

3. В процесс анализа отдельных фраз и предложений также можно использовать исследовательскую деятельность.

В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например: «окошке сидит на кошка») или  соединение частей разорванных предложений (например: : «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке, Мяч»).

По мере накопления у детей фонда   умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:

                        Кто стучится в дверь моя?

                        Видишь, дома нет никто?

                        Приходи ко мне вчера,

                        Будем съели пирожки.

После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать

правильный ответ.

4.Разгадывание кроссвордов  так же представляют богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование грамматических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно – эстетическую, литературу, формирование естественно – научных представлений и др.).

При работе над кроссвордом тренируется фонематический слух, совершенствуются способности к звуковому анализу слова, развивается память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь, развивается способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.

5. Аналогичные функции действуют и при     разгадывании ребусов.

Таким образом, возможности для развития познавательной   активности детей в процессе логопедических занятий очень велики, и задача педагога – стремиться как можно чаще создавать для этого необходимые условия.

В Письме Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» подчеркивается приоритет развивающих задач перед образовательными задачами: «...содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее».

Свое выступление хотелось бы закончить словами Джорджа  Херберта

«Мы учимся, когда мы что-то делаем».

 

                                        Литература.

Карпухина Г.А., Иванова А.И. Познавательно – исследовательская деятельность детей 5 – 7 лет на логопедических занятиях.

Журнал «Логопед» №3, 2016

   

 

          

       

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда Учитель – логопед МКДОУ № 8 г. Сим Лисина И.В.

Слайд 4

Исследование артикуляционного аппарата

Слайд 5

Самостоятельная работа в паре

Слайд 6

Исследование неречевых звуков

Слайд 7

Исследование речевого дыхания

Слайд 8

Трансформация букв и слов.

Слайд 9

Мы учимся, когда мы что-то делаем. Джордж Херберт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....