Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Жигула Юлия Геннадьевна

В статье описаны методы и приёмы позволяющие сформировать у детей с задержкой психического развития знаково-символическую систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakovo-simvolicheskaya_sistema.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Всем известно, что человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам. Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты, театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной частью общества, надо усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую деятельность по их применению.

Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Ребенок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью восприятия предмета.

В своей практике я столкнулась с проблемой того, что дети с ЗПР воспринимают знаки строго соответственно содержанию. Объяснения сводятся к перечислению объектов и без целенаправленного обучения дети с ОВЗ не способны считывать  закодированную информацию.

Поэтому, решая проблему социализации детей с ОВЗ мы создали свой алфавит   кодирования.

 Во-первых, в любой системе должны быть объединены минимум два знака. (фон или форма знака + предмет или символ)

Во-вторых, элементы должны быть систематизированы по определенному принципу.

 В-третьих, появление новых элементов может осуществляться лишь по четко определенному коду.

Мною была проведена типология имеющихся знаков. Для работы с детьми, учитывая их уровень развития, выделила две категории. Это иконические знаки (иначе назвать их можно знаками-образами) и знаки-символы.

        Основная  трудность для детей, а для педагога основная коррекционная задача переход от умения «читать» иконические знаки к декодированию информации знаков-символов.

В своей работе с детьми я выбрала три основных направления связанные с знаково-символической системой, с которыми встречается каждый человек в своей жизни. Это знаки дорожного движения, правила поведения, инструкции.

Выделены общие алфавиты кодирования характерные для всех этих направлений:

В них отражаются свойства предметов, движение, отрицание.

Обязательным условием успешной реализации каждого этапа, я считаю, учет потребностей каждого конкретного ребёнка, сотрудничество взрослого и ребёнка через организацию обучения на коммуникативной основе.

 Для обеспечения тематических и межпредметных связей использую, в основном, комплексные занятия, в которые включаю обучение различным видам замещения и моделирования.

Коррекционная работа начиналась с  пробуждения у ребёнка внимания и интереса к самому себе. Для этого я использую приём превращения, т.е. принятия на себя роли изображаемого объекта. Мы подражали мимическим, экспрессивным движениям и жестам. Одновременно я на листе бумаги выполняю необходимые изображения, привлекая внимание и побуждая ребёнка воспринимать других людей на положительной эмоциональной основе. И если в начале обучения я рисую сама, то в дальнейшем дети выполняют это самостоятельно.

В нашей группе поселился деревянный человечек, подвижная  схематическая модель. Дети придают ему положения по собственному желанию, а потом воссоздают это в реальном движении и рисунке, или наоборот, сначала выполняют движения, подбирают соответствующее изображение на карточке, а затем работают с моделью.

 Эти упражнения не только делают восприятие осмысленным, но и положительно влияют на овладение графическим изображением человека.

В ходе этих игр происходит развитие всех видов словесной регуляции деятельности (от объяснения уже готового результата до элементарного планирования предстоящего выполнения).

Для  моделирования целостного образа, основанного на выделении главного, существенного признака  используется приём  быстрого рисования.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша помогают в формировании у детей умения выделять свойства предмета, кодировать и декодировать эти свойства. Знакомят с символом отрицания.

Мы знакомим детей с использованием различных символов не только на занятиях.

     Но « один в поле не воин» и, ни для кого не секрет, что усилия одного специалиста тщетны. Поэтому воспитатели так же активно включены в  формирование знаково-символической деятельности. В процессе обучения ролевой игре, драматизации, рисованию формирование речевой, графической, игровой компетентности, формирование социальной направленности восприятия, деятельности, поведения, личности ребёнка в целом.

Мы стараемся максимально привлечь родителей в работу на  этапе, когда дети учатся самостоятельно кодировать и декодировать информацию.. Для этого мною разработан комплекс из восемнадцати заданий: дети с родителями создают сами или выбирают из существующих знаки. Например: найти знаки дорожного движения в которых используются иконические символы.

Это своеобразная игра, которая не только развлекает, но и сближает детей и родителей.

Анализируя результаты обучения, я убедилась, что комплексный подход к формированию знаково - символической деятельности при усилении социальной направленности содержания обучения, при обогащении программы специальными средствами и формирования замещения и моделирования приводят к существенной положительной динамике не только в области развития знаково-символической деятельности, но и нормализации общего процесса социализации данной категории дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЛЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Проблема формирования навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы современного дошкольного образования....

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

" Дети с ограниченными возможностями здоровья. Кто это? Какие они?"

Презентация с подробным разъяснением о детям с ограничеснными возможностями здоровья. Категории детей. Алгоритм действия при сопровождении детей с ОВЗ,...

Какие условия созданы в Челябинске для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ссылка на материал в СМИ - телеканал Россия 24 Южный Урал, Новости Репортаж:https://www.cheltv.ru/kakie-usloviya-sozdany-v-chelyabinske-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/...